Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновления содержания образования

 

Современный мир требует, чтобы подрастающая молодежь, наше будущее, была компетентной, самомотивированной, критически мыслящей, в совершенстве владеющей русским, казахским и английским языками. Большую часть своей жизни дети и подростки проводят в образовательных учреждениях. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ в обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong, Ward & Grant, 2011). Именно на учителя возложена миссия обучить учеников тому, как учиться.

 

При разработке урока я старалась внедрить идеи семи модулей обучения. Старалась, чтобы урок проходил в увлекательной форме, вызвал интерес учеников, удивил новизной. Кроме этого я следила за тем, чтобы на уроке был охвачен и понят весь запланированный объем материала по данной теме.

 

С1 7.1.1.1-понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий

 

С3 7.1.3.1-понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений/фрагментов, определяя сюжетную линию или настроение рассказа

 

Г1 7.2.1.1-владеть словарным запасом,включающим эмоционально-окрашенную лексику, термины.

 

Г2 7.2.2.1-пересказывать содержание, используя различные приемы сжатия текста

 

По счету это был второй урок, тема «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого. Цели, которые необходимо достичь на данном уроке:

 

П2 7.4.2.1- излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала. Планируя данный урок в 7 классе, я поставила себе цель: продолжить работу по формированию микроклимата класса, работу в группах, применить ИКТ для улучшения процесса преподавания и обучения, использовать открытые и закрытые вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка, элементы критического мышления, формативное оценивание. При разработке данного урока учитывала возрастные особенности детей, реальные возможности класса: средняя работоспособность, устойчивая эмоционально-волевая сфера, наличие детей с низкой мотивацией и низким уровнем успеваемости, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления; наличие детей, успешных в обучении, лидерские задатки. Урок был направлен на организацию активного преподавания и обучения. Для того, чтобы четко представлять себе, как будет проходить занятие, я разработала план, который очень мне помог понять, каких результатов я ожидаю, что буду делать я, что будут делать ученики. Я определила место проведения занятия, учла при этом создание комфортных условий для учащихся, заранее подготовила все ресурсы занятия. Кабинет имеет передвижную доску. Это мне было необходимо для демонстрации презентации по теме занятия, которую подготовила ученица по творческому заданию на дом.

 

Урок я начала с психологического настроя и игры-разминки «Комплименты»

 

первый игрок начинает с комплимента своему соседу.Комплимент должен начинаться на первую букву имени того человека,которому он адресован . Например, «Дарига,ты добрая», «Алишер, ты активный», «Нурлан, ты настоящий друг» и т.д.

 

после этого по первым буквам имени уч-ся разделились на 2 группы: гласные и согласные. Деление на группы позволило создать коллаборативную среду, основанную на взаимопомощи и сотрудничества. В кабинете ученики работали по группам.

 

Начало урока . Для уточнения темы урока и определения цели урока учащимся был показан портрет Толстого, видеосюжет, после просмотра, которого они должны обсудить и озвучить, чем мы будем заниматься на данном уроке. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. Думаю, если мы будем делать это систематически, то они научатся правильно выражать свои мысли.
Обучение и преподавание строилось с учетом возрастных особенностей учащихся.

 

Всем уч-ся раздала карточки «ЗХУ» и карточки самооценивания.

 

Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценка и самооценка. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Кроме оценивания по критериям, проводилось формативное оценивание, например, по стратегии « Аплодисменты»,

 

« Большой палец». Очень важным звеном в обучении является речь. Совместная беседа учеников приносит большую пользу. Она позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает также нам учителям понять, на какой стадии находятся наши ученики в процессе обучения.

 

Еще один метод который я использовала на уроке это органайзер «Двойной пузырь».

 

После ребята принялись выполнять задания по закреплению темы. Здесь я использовала стратегию «Веер». (листочки в виде веера, на них вопросы) Каждый ученик должен написать свой ответ в правильном порядке. Выбирают вопросы по кругу, по часовой стрелке.

 

Таким заданием я вызвала интерес к изучаемой теме и проверила активность ребят.

 

Всего заданий было 4. После каждого задания учащимся был предложен ключ и критерии оценивания. Учащиеся сами могли себя оценивать и после проверки вносили свои полученные отметки в оценочный лист.

 

Рефлексия была организована с помощью ЗХУ. В конце урока ученики сдавали заполненые карточки «ЗХУ». Этот метод позволяет учителю в дальнейшем планировании урока.

 

Домашнее задание было разноуровневым.

 

1 . составить синквейн или акростих к словам Жилин и Костылин.
2. Выразительно прочитать
3. Написать РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) про Кавказа

 

По итогам проведенной работы могу сделать вывод:

 

Цель урока была достигнута, во время урока класс работал активно, все учащиеся были задействованы в работе, появилось стремление к сотрудничеству,

 

стала развиваться адекватная самооценка,

 

На уроках ребята все еще мало говорят, не всегда могут выразить свои мысли. Я думаю, что в учениках надо развивать способность к саморефлексии, то есть они должны научиться обдумывать то, как они мыслят и что они знают. Для этого я буду практиковать рефлексивный дневник среди учащихся. Думаю, что над этим нужно поработать, научить ребят подводить итог своей работы, то есть, научить рефлексировать свою деятельность.

 

Я уверена, что урок оставил положительные эмоции, крепкие знания в душе моих учеников, что радует меня. Считаю формы работы, выбранные мной актуальными, эффективными, результативными. От коллег получила замечательные отзывы на стикерах, которые заранее раздала для обратной связи.

 

Хотелось бы отметить, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону. 

 

 

 

Bilimger.kz Республикалық білім порталы

Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.

Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *