Система методической работы учителя географии
Тенисбаев Сандыбай Асперович
Я очень люблю и свою профессию, и свой предмет. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у географа – открывать мир. Как мне кажется, география является центральным школьным предметом. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качества и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира. За время обучения в школе ребенок познает человеческую жизнь в ее различных проявлениях. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углубленно изучают другие науки (биология, история, физика и др.)
Я считаю, что главная моя цель – привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, обо всех ее уголках, чтобы они полюбили свою Родину, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже.
Обучение предмету, прежде всего, преследует цель передачи знаний, ознакомления школьников с новыми для них фактами, теоретическими основами науки. Поэтому образовательная цель обучения географии заключается в познании Земли, земной поверхности, тех объектов, которые на ней находятся, и происходящих явлений. С этой точки зрения учителя можно сравнить с Прометеем, который несет огонь знаний в сердца, стремится показать суть рассматриваемых явлений, вскрыть недосягаемые до этого времени тайны природы и общества.
Образовательная цель превалирует при изучении предмета, но, обучая, мы еще и воспитываем. Часто на своих уроках мы стремимся лишь дать как можно новых знаний, забывая о том, что знания должны оказывать воздействие на сознание человека, доходить до глубины его души, а затем претворятся в новые идеи, поступки, мысли. Воспитательная цель изучения географии состоит в формировании личностных качеств школьников. Наиболее важными компонентами воспитания на уроках географии, по моему мнению, могут быть экологическая, экономическая и гражданская составляющая.
Развивающая цель обучения географии состоит в том, чтоб показать учащимся непосредственное использование полученных ими знаний в различных жизненных ситуациях. Развивающий потенциал географии заключается в том, что школьники овладевают непосредственно на уроках в ходе изучения предмета многими умениями. К ним можно отнести умение ориентироваться на местности, вести наблюдение за природой, знать и читать географическую карту, правильно вести себя в случае стихийных бедствий, оперировать статистическими данными.
Современный преподаватель географии должен обладать большими и разнообразными знаниями. Он должен владеть и традиционными методами обучения и новыми технологиями. А каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:
– максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися.
– не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения.
– создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мой добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал « комплекс двоечника».
– организовывать работу таким образом, чтобы дети получали навык не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.
– заниматься отдельно после уроков с учениками, которые хотят знать больше.
Урок – часть жизни ученика, поэтому главное на уроке – воспитание любознательности, которое формируется всей системой учебно-воспитательной работы. Реальный результат урока определить очень сложно, и скорее всего, невозможно. Для меня, как учителя, очень важно: что унес с собой школьник с урока? Чем обогатился его интеллектуальный уровень? Сможет ли он в дальнейшем применить полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности?
При проведении уроков стараюсь использовать нетрадиционные, нестандартные формы обучения. Так, например, одним из путей который позволяет поддержать интерес к предмету является проведение уроков- путешествий, уроков-экспедиций, уроков-экскурсий. Главным принципом этих уроков является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. При проведении уроков данного типа стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся.
Другая не менее интересная форма проведения уроков – игры. Ситуации, в которых можно использовать игры могут быть следующие:
Ситуации | Итоговый результат |
1.Обусловленные содержанием
учебного материала |
Теоретический и объективно сложный материал имеет практическую направленность, его желательно «отработать» в действии, т.е. в игровой ситуации, краеведческий материал. |
2.Обусловленные практическими задачами. | Необходимо уметь обобщать новый материал, углублять и отрабатывать полученные ранее знания, применять их в новой учебной ситуации. |
3. Связанные с усиленным вниманием к воспитательным задачам. | Воспитание ответственного отношения к природе, воспитание бережного, разумного отношения к природным ресурсам, умение отстаивать свое мнение. |
Для учащихся средних и старших классов игра – прекрасный стимул более качественного усвоения материала. Кроме того, игра, позволяет наиболее ярко проявлять и развивать особенности учащихся – логическое мышление, память, творческие способности. При проведении игр развивается познавательный интерес учащихся, осуществляется уровневая дифференциация знаний и следовательно реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддерживать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласится с его мнением и опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Моя роль в процессе проведения и подготовки игр постоянно меняется, на начальной стадии работы я активно контролирую деятельность учащихся, но постепенно становлюсь лишь наблюдателем. Создание благоприятной атмосферы на занятиях очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. Так, проведенный мною урок – марафон по теме «Африка» включает множество этапов, на которых ученики должны показать свой знания по топонимике, климатологии, литературе, картографии. Именно уроки в игровой форме дают возможность учителю широко использовать межпредметные связи.
Особой формой обучения являются практические работы, позволяющие не только формировать умения и навыки на уроках географии, но и получать новые знания, часто выходящие за рамки учебника. В процессе проведения практических работ на местности стараюсь сформировать и развивать такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности. В отдельную группу выделяю практические работы по формированию умений работать с физической картой. При выполнении этой группы работ постепенно формирую у учащихся умения самостоятельно читать физическую карту полушарий, определять положение разных форм рельефа, высоту гор, глубину морей и океанов, географические координаты. В процессе выполнения практических и самостоятельных работ формируются умения использовать политико-административную карту, рассчитывать разницу в поясном времени, Знания основных статистических показателей, характеризующих население своей страны, своей республики.
ЛОК – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры его изложения учителем. Как показывает мой опыт, материал, оформленный в виде ЛОК, запоминается учащимися 9-10 классов более осмысленно и допускает широкий перенос его на новые ситуации.(приложение). Структурирование материала сопровождается комментированием взаимосвязей, что приводит к более осознанному усвоению материала. Составление схем позволяет избежать многословия и учит учащихся делать выводы из полученной информации, что является чрезвычайным навыком необходимым каждому человеку в дальнейшем процессе самообразования. Наличие схемы в тетради облегчает учащимся подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал.
Вот некоторые правила, выработанные на основе собственного опыта использования ЛОК:
– конспект урока целесообразно отображать синхронно с изложением материала.
– по мере объяснения учащиеся фиксируют ЛОК в рабочей тетради, что способствует восприятию лекции в структурно-логической последовательности и в единстве.
– фиксирование ЛОК учащимися осуществляется параллельно записи его учителем. Присоединение к зрительной памяти еще и моторной является моментом чрезвычайно важным при изучении учебного материала.
-составляя ЛОК в ходе изложения содержания лекции, учитель акцентирует внимание школьников на главных понятиях, процессах.
Проверка и контроль знаний – обязательное условие результативного учебного процесса. На своих уроках акцентирую внимание учащихся на результатах обучения, целенаправленно формирую их. При этом считаю целесообразным использование тестового контроля как обучающего и корректирующего. Стараюсь так составить задания, чтобы протестировать не только выученные (часто вызубренные) учащимися знания, но и проверить, насколько он способен реально применить эти знания при выявлении причинно-следственных связей, решении задач по аналогии. Составляя тестовые задания, не ограничиваюсь тестовыми строками, а требую также дорисовать что-либо на контурной карте или рассчитать по формуле. В этом случае задание из тестов превращаются уже в полноценные контрольные задания.
Важнейшим подходом в преподавании географии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного опыта школьника, основанного на изучении родного края. Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к своей Родине, экологической культуре личности.
Формой учебной деятельности направленной на реализацию краеведческого подхода, усиление практической направленности школьной географии является организация школьной экологической тропы. Важнейшая задача сегодняшнего дня – формирование экологической культуры людей, которое невозможно без экологического образования школьников. Традиционная классно-урочная система преподавания в школе не может обеспечить прогресс в этом направлении, ведь воспитывать у ребят ответственное отношение к природе можно лишь при непосредственном контакте с природой, причем этот контакт должен быть регулярным. Работа с учащимися в рамках школьной экологической тропы продолжает и дополняет традиционный учебно-воспитательный процесс экспериментальной и исследовательской деятельностью. Результатом этой деятельности являются исследовательские, творческие работы учащихся,
Я надеюсь, что мои ученики, изучая географию, не только открывают для себя мир разнообразной природы, жизни и быта людей в ней, а открывают себя, свои возможности, таланты, победы над собой в этом мире, воспитывают новое отношение к себе.
Образование – это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с учителем.
Человек измеряется временем, в котором он живет, делами, в которых воплощается.
Дело учителя – его ученики.