Имя существительное
Алматы қаласы Алмалы ауданы КММ «№34 гимназиясының»
бастауыш сынып мұғалімі
Бордикова Наталья Сергеевна
Бордикова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов, п Комсомол сш 31
Тема урока: «Имя существительное».
Тип: обобщающий урок.
Цель:
- систематизировать и расширить знания учеников об именах существительных;
- закрепить умение определять их род, число и падеж;
- вспомнить про одушевленные и неодушевленные существительные;
- развить коммуникативные и аналитические навыки учеников.
Урок комбинированный: включает объяснение материала, практическую работу и творческую деятельность учеников.
Образовательные задачи:
- Повторить и закрепить основные понятия и правила, связанные с именами существительными: род, число, падеж и склонение.
- Расширить знания учеников об особенностях использования имен существительных в различных контекстах.
- Развивать умение анализировать имена существительные в текстах, определять их грамматические характеристики и изменять их по числам и падежам.
Коррекционные задачи:
- Выявить и устранить возможные пробелы и трудности в знаниях школьников по теме «Имя существительное».
- Обеспечить возможность для каждого ученика закрепить и корректировать свои знания и умения в процессе индивидуальной, парной и групповой работы.
- Развивать у учащихся способность к самоконтролю и самокоррекции при выполнении заданий и анализе своей работы.
Воспитательные:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков учеников через обсуждение и обмен мнениями в ходе парной и групповой работы при повторении имен существительных.
- Воспитывать у школьников ответственное отношение к своему обучению, активность и самостоятельность в процессе работы над заданиями.
- Формировать у учащихся уважительное отношение к мнению других, умение слушать и сотрудничать с одноклассниками.
Планируемые результаты:
- Знание основных грамматических характеристик имен существительных, включая род, число, падеж и склонение.
- Умение определять род, число и падеж имени существительного в предложении, а также изменять их по этим категориям.
- Умение определять значение имени существительного в контексте предложения и правильно использовать его в устной и письменной речи.
- Развитие навыков самостоятельной работы с текстом, включая поиск имен существительных и анализ их грамматических характеристик.
- Развитие коммуникативных навыков через участие в устных и письменных упражнениях, обсуждениях и проектах, связанных с темой «Имя существительное».
- Формирование умений работать в группе, обмениваться знаниями и опытом с другими учениками, а также оценивать и анализировать свою работу и работу своих товарищей.
- Развитие творческого и критического мышления, а также умения применять полученные знания на практике в различных ситуациях.
Содержание:
- Организационный момент / Настрой на урок / Разминка перед уроком
- Актуализация знаний / Повторение пройденного материала
- Практическая работа
- Творческая работа
- Заключительная часть урока и домашнее задание
- Методические рекомендации
- Организационный момент / Настрой на урок / Разминка перед уроком
Приветствие учеников и объяснение темы урока «Обобщение знаний про имена существительные».
— Прозвенел звонок. Мы снова
на уроке русского языка.
Буква к букве — будет слово,
Слово к слову — речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
— Быть грамотными учимся мы
на уроках русского языка!
Учитель: С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.
Дети поднимают карточки с грустными и веселыми человечками. Для онлайн-урока можно открыть сайт с jamboard, чтобы ребенок мог нарисовать или отметить галочкой настроение.
Учитель: Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока /Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону.
- Актуализация знаний / Повторение пройденного материала
Учитель: Проверим готовность к уроку. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. А теперь мы с вами немного поиграем.
Разминка: игра «Волшебный шар»
Ученики бросают мягкий шар друг другу, называя имена существительные разных родов и чисел. Цель игры — активизировать знания детей и подготовить их к уроку.
В продолжение я предлагаю нарисовать на доске ментальную карту (mind map) про характеристики имен существительных с пропусками, чтобы школьники могли сами додумать, какие они бывают, как называются, что сказать и записать в пропусках.
- Практическая работа
Выполните с учениками устные упражнения на определение рода, числа и падежа имен существительных.
Упражнение 1: Определение рода имен существительных
Учитель называет слова, а дети должны определить род каждого из имен существительных. Пример:
- Мороженое
- Солнце
- Ручка
- Конь
- Окно
- Мама
- Платье
- Машина
- Телефон
- Парк
Упражнение 2: Определение числа имен существительных
Преподаватель называет слова в разных числах, а ученики должны определить, в каком числе стоит каждое из имен существительных. Пример:
- Дети
- Стол
- Цветы
- Карандаш
- Книги
- Учитель
- Звезда
- Звезды
- Яблоко
- Яблоки
Упражнение 3: Определение падежа имен существительных
Учитель предлагает ученикам определить падеж имени существительного в предложении. Пример:
- Вера дарит бабушке (дательный падеж) цветы.
- Ученики смотрят на доску (винительный падеж).
- Мы думаем о море (предложный падеж).
- Ответы учеников (родительный падеж) порадовали учителя.
- Я забыл ключи от квартиры (родительный падеж) дома.
- Мама готовит обед для всей семьи (дательный падеж).
- Кот лежит на ковре (предложный падеж).
- Дети играют с собакой (творительный падеж) во дворе.
Также можно сделать групповые или по рядам задания. Например: нужно распределить имена существительные по группам и записать: 1) название качеств человека; 2) название состояний человека; 3) название промежутков времени; 4) название действий.
Не забываем про зарядку для деток.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(Ученики повторяют движения за учителем)
Упражнение 4: Анализ примеров имен существительных, иллюстрирующих правила
Учитель: Помните ли вы, кто такой Незнайка? Он тоже старался учиться и выучить все про имена существительные. И решил написать прекрасное стихотворение. Давайте оценим его творчество, но будьте внимательны. Незнайка слушал невнимательно своего учителя.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты без кашне и без пальты.
Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура.
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв песню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.
Работая в группах, учащиеся исправляют в стихотворении окончания имен существительных, используют правильную форму, обмениваясь, осуществляют проверку, оценивают результат. Как вариант, можно добавить работу с пословицами по именам существительным.
Упражнение 5: Исправление пословиц
Учитель: Исправьте ошибки d пословицах и поговорках. Запишите правильные ответы. Над именами существительными подпишите род, число, падеж.
- Трус своей лени боится.
•Тело мастера боится.
• Нашла коза на камень.
• Лось человека не красит.
- Творческая работа
- Групповая работа: ученики разрабатывают мини-проекты на тему «Имена существительные в окружающем мире», в которых анализируют и классифицируют имена существительные, встречающиеся в различных областях жизни (природа, культура, техника и т. д.).
- Презентация результатов групповой работы, обсуждение и оценка проектов.
- Заключительная часть урока и домашнее задание
- Подведите итоги урока: обсудите то, что ученики узнали и сделали на уроке по теме «Имен существительных», выделите основные понятия и правила.
- Укажите на значимость изучаемой темы для общего развития школьников и формирования их коммуникативной компетенции.
Домашнее задание
Ученикам нужно выполнить письменные упражнения на закрепление изученного материала, подготовить краткое сообщение о своем любимом предмете с использованием имен существительных разных родов, чисел и падежей.
Что еще можно задать:
1. Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени.
2. Придумать с одноклассниками свою школьную газету, дай ей название. Рассказать, о чем или о ком бы там писали. Помнить о правильном написании имен существительных.
3. Составить устный рассказ об имени существительном.
4. По учебнику сделать упражнения по имени существительному.
Рефлексия. Итог урока
Оценивание своей деятельности на уроке.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что вам больше понравилось?
- Что не понравилось и было сложно?
Учитель: Продолжите предложения:
- Сегодня я узнал (-а)…
•Было трудно…
• Мне было интересно…
• Я научился (-лась)…