“Значение ударения в словах”
Носуленко Наталья Константиновна
Тема: «Значение ударения в словах»
Задачи: дать понятие означении ударения в словах; выработать умение выделять ударение в словах; на примерах показать роль ударения; познакомить с условным обозначением ударения.
I Организационный момент.
Давайте поздороваемся.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
Пусть доброе утро
Длится до вечера! (слайд №3)
Посмотрите сколько к нам сегодня пришло гостей на наше занятие. Давайте поздороваемся. (дети здороваются)
Настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие. На занятии мы должны быть внимательными, сидеть тихо, не отвлекаться.
II Ход занятия:
-Скажите пожалуйста, что мы с вами изучаем на занятии обучения грамоте? (звуки и буквы).
-Что такое звуки и буквы? Чем они отличаются? (звуки мы произносим, слышим, а буквы видим, пишем, читаем).(слайд №4)
-А какие бывают звуки? (гласные и согласные).
-Какие звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?
Какие бывают согласные звуки и какими цветами мы их обозначаем? (слайд №5)
-Хорошо. Молодцы!
-На последнем занятии ребята, мы с вами делили слова на части (слоги).
-Кто мне скажет, каким способом можно слово разделить на слоги?
прохлопать слово и сосчитать хлопки, например: Зи-ма, сне-жин-ки. (слайд № 6)
Скажите пожалуйста какое у нас с вами сейчас время года? (зима)
Конечно Зима.
Сейчас я прочту вам стихотворение о зиме, вы внимательно прослушайте его. (слайд № 7)
Наконец пришла зима
Стали белыми дома,
Снег на улице идет,
Дворник улицу метет,
Мы катаемся на санках,
Пишем на катке круги,
Ловко бегаем на лыжах
И играем все в снежки.
-О чем говорится в этом стихотворении? О времени года «Зима».
-Правильно! Что еще описывает автор этого стихотворения? То, что на улице идет снег, все дома стали белыми, дворник метет улицы, мы катаемся на санках, лыжах, коньках и играем с снежки. Правильно молодцы.
III Сюрпризный момент:
-Ребята что такое, что за шум? (под музыку входит снеговик)
-Это кто к нам в гости пришел? (снеговик)
Снеговик: здравствуйте ребята! (дети здороваются со снеговиком)
Снеговик: Меня к вам прислал волшебный молоточек, на улице очень холодно и сам он не смог прийти. Попросил передать вам видеозапись.
Молоточек: (аудиозапись) Здравствуйте ребята зовут меня «Ударение». Я хочу рассказать вам, что такое ударение и научить определять ударный слог в слове.
-Так что же такое ударение? Давайте разберемся.
-Ударение — выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог произносится сильнее, громче, чем безударный, тянется дольше.
-Ударение в слове обозначается маленькой черточкой, которую будем ставить на схеме над ударным слогом. Ударения падают только на гласный звук. Ударение играет важную роль в правильном произношении слов. (слайд № 8)
— Вот какую видеозапись передал нам молоточек.
-Ребята давайте вспомним наше стихотворение, и выделим несколько слов и назовем первый слог, второй слог. Послушайте и скажите, какой из этих двух слогов я произношу с большей силой- первый или второй?
-Сильнее произносимый слог называется ударным. По нему как бы ударяем голосом, и он произносится громче, чем другие слоги в этом слове. («Дома», «Дворник», «Каток», «Снежки») (слайды № 9,10,11,12)
Давайте немного отдохнем.
Физминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали. (слайд №13)
Молодцы ребята! Садимся на свои места.
А теперь давайте с вами поиграем. Игра наша называется «Снежки». Я кину снежок, но этот снежок не простой, а с заданием. Вы должны будете посмотреть на картинку, назвать ее разделить на слоги и указать ударный слог. На столе есть схемы, будьте внимательны.
(воспитатель кидает снежки)
Самостоятельная работа детей «Санки», «Коньки, «Снеговик», «Лыжи»
(ответы детей по заданию)
-Молодцы ребята, все правильно сделали.
Снеговик: а тебе понравилось наше занятие?
Снеговик: да конечно! Все ребята молодцы! Я знаю стих про ударный слог. Я буду рассказывать, а вы повторяйте за мной.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
Молодец снеговик!.
Снеговик: спасибо ребята, мне очень грустно с вами расставаться, но мне пора возвращаться в лес!
-Снеговик не расстраивайся!
-Дети, а у вас хорошее настроение? (ответы детей)
-Давайте подарим частичку хорошего настроения снеговику, чтобы он перестал грустить!
(дети дарят снежинки снеговику.)
Снеговик: спасибо ребята! До свидания!!!
(дети прощаются со снеговиком)
Рефлексия:
-Вам понравилось сегодняшнее занятие?
-Что нового вы узнали на занятии? Чему научились?
-Как обозначается ударение?
-Для чего нужно уметь ставить ударение в словах?
-Молодцы!
Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (дети прощаются) Все ребята молодцы!