Типы почв Казахстана
Алматы қаласы Алмалы ауданы
КММ «№34 гимназиясының» география пәнінің мұғалімі
Егембердиева Тахмина Токтаназаровна
т. 87007333798
Урок географии на тему:
«Типы почв Казахстана»
Класс: 7 «В»Учитель географии: Егембердиева Т. Т.
Раздел | Биосфера | |
Ф.И.О педагога | Егембердиева Т.Т. | |
Дата: | 7 В – 17.01.2023 | |
Класс: 7 В | Количество присутствующих | Количество отсутствующих |
Тема урока | Типы почв в Казахстане | |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 7.3.4.3 – определяет распространение типов почв в Казахстане | |
Цели урока | Познакомить учащихся с типами почв и их распространения на территории Казахстана. |
Ход урока
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг.момент (5 мин)
|
Приветствие с классом
Организовать атмосферу сотрудничества. Метод «Мне в тебе нравится». Плодотворного учебного дня! |
Учащиеся создают круг радости и по цепочке говорят «Мне в тебе нравится….» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деление класса на группы
(2 мин)
|
Деление учащихся на группы проходят по типам почв Казахстана | Каждый учащиеся выбирает картинку почвы иприсаживаются за определенный стол
Стол № 1. «Чернозем» Стол № 2. «Каштановая» почва Стол № 3 «Бурые и серо-бурые» почвы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ассоциация
(3 мин) |
Проведение приема «Ассоциация» раскрытие цели и темы
Учитель: Назовите ассоциации к слову «Почва» |
Какие ассоциации у вас вызывает слово «Почва»
|
Словесная похвала. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видеоролик «Типы почв Казахстана»
(4 мин) |
Просмотр видеоролика с платформы «Дарын онлайн»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стратегия критического мышления «Джиксо» групповая работа
(15 мин) |
Каждая группа получает
текст на тему: «Чернозем», «Каштановая почва», «Бурая и серобурая почва», прочитать текст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста., полученную тему оформить в виде схемы, таблицы, кластера.
|
Доклад Васильевой Софии«Революция в почвоведении»
Учащиеся записывают опорные слова, описывают текст в виде схемы, контекста, рисунка
Чернозем Черноземные почвы распространены в самой северной части республики. Эта зона охватывает всю Северо-Казахстанскую область, большую часть Костанайской, северные части Акмолинской, Павлодарской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областей и занимает 25,5 млн га, или 9,5% территории республики. Черноземные почвы подразделяются на три подтипа: выщелоченные черноземы — занимают самую южную часть лесостепной зоны, обыкновенные и южные черноземы характерны для степной зоны. Уникальностью чернозема является его плодородие, внимание на которое обратили еще наши далекие предки. Ни одна другая почва не может сравниться с ним в урожайности. Благодаря богатому содержанию гумуса, хорошим водно-воздушным свойствам он является наилучшим грунтом для выращивания различных растений и на грядках огорода, и на промышленных фермах. Это почва, в которую палку воткни — вырастет.
Каштановая почва Каштановые почвы расположены южнее черноземных. Они занимают большую часть Центрального Казахстана, север Прикаспийской низменности, равнины Восточно-Казахстанской области. Эти почвы господствуют на юге, в сухой степной и полупустынной зонах, которые занимают 90,6 млн га, или 34% территории республики. Каштановые и темно-каштановые почвы потенциально плодородны. Возможно успешное выращивание широкого спектра культур: зерновых (пшеница, кукуруза, ячмень), технических, овощных, плодовых при условии проведения комплекса мероприятий по влагонакоплению. Необходима также охрана почв от водной и ветровой эрозии, вторичного засоления, внесение минеральных и органических удобрений. Бурые и серобурые почвы Бурые и серо-бурые почвы расположены южнее каштановых и охватывают южную часть Казахстана. Они занимают 120 млн га, или 44% территории республики. Содержание гумуса в этих почвах 2,0-1,0%. В основном это животноводческий район, земледелие возможно лишь при орошении. СЕРО-БУРЫЕ ПУСТЫННЫЕ ПОЧВЫ , тип почвы, сформировавшийся под пустынной растительностью на породах различного. состава и происхождения в условиях жаркого лета и морозной зимы при непромывном типе водного режима. Почвы характеризуются низким естественным плодородием, поэтому значительная часть их используется под пастбища. Орошаемое земледелие позволяет получать на этих почвах высокие урожаи хлопка, риса, кукурузы, овощных, бахчевых и плодовых культур, при этом следует применять комплекс мероприятий по предотвращению вторичного засоления почв.
|
Взаимооценивание «Две звезды, одно пожелание»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа на контурной карте
(3 мин) |
Обозначьте на контурной карте распространение видов почв в Казахстане
|
Формативное оценивание
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест для закрепления темы
(5 мин) |
Выполнение теста на платформе Kahoot!
|
Тест по закреплению темы:
1. Тонкий поверхностный слой земли, обладающий плодородием: A) Гумус. B) Материнская порода. C) Рельеф. D) Почва. 2. В какой части Казахстана распространены черноземные почвы? A) На юге. B) На востоке. C) На западе. D) На севере. 3. Какой процент территории республики занимают бурые и серо-бурые почвы? A) 34 %. B) 12 %. C) 44 %. D) 9,5 %. 4. Тип почвы, обладающий мощным слоем гумуса (до 6-8 %): A) Каштановые. B) Тундрово-глеевые. C) Черноземы. D) Подзолистые. 5. Эти почвы господствуют в сухой степной и полупустынной зонах: А) Каштановые. В) Серые лесные. C) Черноземы. D) Серо-бурые. 6. Почвы Казахстана с содержанием гумуса 2,0-1,0 %: А) Бурые, серо-бурые. B) Каштановые. C) Подзолистые. D) Серые лесные. 7. Основатель современного научного почвоведения: A) . Л.Я. Берг B) . А.Н. Краснов С) В.В. Докучаев D) . Н.Я. Северцев |
Горячие аплодисменты победившим |
https://create.kahoot.it/share/7/394ce38c-570c-4554-a4cc-8b46d391bd6c
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение дифферциаций, разноуровневые задания
(7 мин) |
на столе раскладываются карточки, различающиеся по цвету, каждый цвет означает уровень сложности.
|
Учащиеся выбираютзадание по своему уровню сложности. Письменно выполняет задания.
Уровень А 1. Что такое почва? Что такое гумус? 2. На какие типы делится почва? Охарактеризуйте их.
Уровень В – Используя почвенную карту Казахстана определите изменение вид почв от севера до юга – Какие виды почвы формировались в местной природной зоне ?
Уровень С 1. Какие свойства почвы зависят от особенностей литосферы, атмосферы, биосферы? Приведите примеры. Обоснуйте позицию «почва — зеркало ландшафта». Кому принадлежит данное высказывание?
2. Какой тип почв является наиболее распространенным на территории Казахстана? 3. Хорошо это или плохо распространены почвы с точки зрения хозяйственной деятельности человека?
4. Что такое почвенные ресурсы, и какое значение они имеют в хозяйственной деятельности человека? Каким зональным типам почв соответствуют пашни, луга, пастбища?
|
Задание
уровень А – 2 балла
уровень В – 3 балла
уровеньС – 4 балла
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание
( 2 мин)
Подведеие итогов
Метод«Ресторан» (4 мин)
|
Написать доклад на тему «Растительный и животный мир природных зон Казахстана»
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: |
– Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось… – Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте…
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Релаксация природа
|
«Самые красивые места в мире» | https://youtu.be/6SDsdhhjR64
|