Типы почв Казахстана

Алматы қаласы Алмалы ауданы

          КММ «№34 гимназиясының»  география пәнінің мұғалімі

Егембердиева Тахмина Токтаназаровна

т. 87007333798

Урок географии на тему:

«Типы почв Казахстана»

 

Класс: 7 «В»Учитель географии: Егембердиева Т. Т.

 

Раздел Биосфера
Ф.И.О педагога Егембердиева Т.Т.
Дата: 7 В – 17.01.2023
Класс: 7 В Количество присутствующих Количество отсутствующих
Тема урока Типы почв в Казахстане
Цели обучения в соответствии с учебной программой 7.3.4.3 – определяет распространение типов почв в Казахстане
Цели урока Познакомить учащихся с типами почв и их распространения  на территории Казахстана.

Ход урока

Этап урока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы
Орг.момент  (5 мин)

 

Приветствие с классом

Организовать атмосферу сотрудничества.

Метод «Мне в тебе нравится».

Плодотворного учебного дня!

 Учащиеся создают круг радости  и по цепочке говорят «Мне в тебе нравится….»    
Деление класса  на группы

(2 мин)

 

Деление учащихся на  группы проходят по типам почв Казахстана Каждый учащиеся выбирает картинку почвы  иприсаживаются  за определенный стол

Стол № 1. «Чернозем»

Стол № 2. «Каштановая» почва

Стол № 3  «Бурые и серо-бурые» почвы

 

 

   
Ассоциация

(3 мин)

Проведение приема «Ассоциация» раскрытие цели и темы

Учитель: Назовите ассоциации к слову «Почва»

Какие  ассоциации у вас вызывает  слово «Почва»

 

Словесная похвала.  
Видеоролик «Типы почв Казахстана»

(4 мин)

Просмотр видеоролика  с платформы «Дарын онлайн»

 

     
Стратегия критического мышления «Джиксо» групповая работа

(15 мин)

Каждая группа  получает

текст  на  тему: «Чернозем», «Каштановая почва», «Бурая и серобурая почва», прочитать текст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста., полученную тему оформить в виде схемы, таблицы, кластера.

 

Доклад Васильевой Софии«Революция в  почвоведении»

 

 

Учащиеся записывают опорные слова, описывают текст в виде схемы, контекста, рисунка

 

Чернозем

Черноземные почвы распространены в самой северной ча­сти республики. Эта зона охватывает всю Северо-Казахстанскую область, большую часть Костанайской, северные час­ти Акмолинской, Павлодарской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областей и занимает 25,5 млн га, или 9,5% территории республики.

Черноземные почвы подразделяются на три подтипа: выщелоченные черноземы — занимают самую южную часть лесостепной зоны, обыкновенные и южные черноземы характерны для степной зоны.
Все черноземные почвы плодородны, но более мощный слой гумуса (6-8%) у первых двух, а в южных черноземах перегноя меньше (4-6%).
Черноземные почвы распространены на хорошо увлажненных степных равнинах и являются основным хлебородным регионом республики.

Уникальностью чернозема является его плодородие, внимание на которое обратили еще наши далекие предки. Ни одна другая почва не может сравниться с ним в урожайности.

Благодаря богатому содержанию гумуса, хорошим водно-воздушным свойствам он является наилучшим грунтом для выращивания различных растений и на грядках огорода, и на промышленных фермах. Это почва, в которую палку воткни — вырастет.

 

Каштановая почва

Каштановые почвы расположены южнее черноземных. Они занимают большую часть Центрального Казахстана, север Прикаспийской низменности, равнины Восточно-Ка­захстанской области. Эти почвы господствуют на юге, в сухой степной и полупустынной зонах, которые занимают 90,6 млн га, или 34% территории республики.
Каштановые почвы подразделяются на три подтипа: тем­но-каштановые почвы умеренно сухой степи и каштановые почвы сухой степи, а также светло-каштановые почвы полупустыни.
Плодородие почвы уменьшается к югу. Темно-каштано­вые и каштановые почвы содержат 4,5-3,0% гумуса, свет­ло-каштановые почвы полупустыни отличаются небольшим содержанием гумуса – 3,0-2,0%. Темно-каштановые и каштановые почвы сухой степи пригодны для богарного (т. е. бесполивного) земледелия и животноводства, а свет­ло-каштановые почвы полупустыни используются в основном как пастбища.

Каштановые и темно-каштановые почвы потенциально плодородны. Возможно успешное выращивание широкого спектра культур: зерновых (пшеница, кукуруза, ячмень), технических, овощных, плодовых при условии проведения комплекса мероприятий по влагонакоплению. Необходима также охрана почв от водной и ветровой эрозии, вторичного засоления, внесение минеральных и органических удобрений.

Бурые и серобурые почвы

Бурые и серо-бурые почвы расположены южнее каштановых и охватывают южную часть Казахстана. Они зани­мают 120 млн га, или 44% территории республики. Содержание гумуса в этих почвах 2,0-1,0%. В основном это животноводческий район, земледелие возможно лишь при оро­шении.
Эрозия почвы. Меры борьбы с эрозией. Почва – уникальное природное богатство, которое человек может использовать в сельском и лесном хозяйстве и тем самым обеспечивать себя продуктами питания, животных – кормами, а промышленность – сырьем. Процесс образования почвы длительный. Для образования из материнских (горных) пород плодородного (18 см) почвенного горизонта даже при самых благоприятных природных условиях потребуются тысячи лет. А для того чтобы уничтожить этот слой, достаточно совсем немного времени.

СЕРО-БУРЫЕ ПУСТЫННЫЕ ПОЧВЫтип почвы, сформировавшийся под пустынной растительностью на породах различного. состава и происхождения в условиях жаркого лета и морозной зимы при непромывном типе водного режима.

Почвы характеризуются низким естественным плодородием, поэтому значительная часть их используется под пастбища. Орошаемое земледелие позволяет получать на этих почвах высокие урожаи хлопка, риса, кукурузы, овощных, бахчевых и плодовых культур, при этом следует применять комплекс мероприятий по предотвращению вторичного засоления почв.

                       Лист оценивания  балл
Дескриптор +  
Понимание содержания текста. Соблюдение временного режима в заполнении таблицы.     1
Указывает точные сведения.

Указывает зональности распределения почвенных зон.

    1
Правильно строит соответствие между растениями и почвой.

Правильно указывает данные характеристики почв.

    1
Выделяет все территории расположения почв.

Четко выражена последовательность выполнения плана.

    1

 

 

Взаимооценивание «Две звезды, одно пожелание»

 

 

 

 

 
Работа на контурной карте

(3 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначьте на контурной карте распространение видов почв в Казахстане

 

 

Формативное оценивание

Критерии оценивание Дескриптор балл
Умеет оценить почвенные ресурсы; Различают виды почв

Умеет обозначить на контурной карте распространение почвы;

1

1

   
Тест для закрепления темы

(5 мин)

Выполнение теста на платформе  Kahoot!

 

Тест по закреплению темы:

1.     Тонкий поверхностный слой земли, обладающий плодоро­дием:

A) Гумус.

B) Материнская порода.

C) Рельеф.

D) Почва.

2.  В какой части Казахстана распространены черноземные почвы?

A) На юге.

B) На востоке.

C) На западе.

D) На севере.

3.  Какой процент территории республики занимают бурые и серо-бурые почвы?

A) 34 %.

B)  12 %.

C) 44 %.

D) 9,5 %.

4. Тип почвы, обладающий мощным слоем гумуса (до 6-8 %):

A) Каштановые.

B) Тундрово-глеевые.

C) Черноземы.

D) Подзолистые.

5. Эти почвы господствуют в сухой  степной и полупустын­ной зонах:

А) Каштановые.

В) Серые лесные.

C) Черноземы.

D) Серо-бурые.

6. Почвы Казахстана с содержанием гумуса 2,0-1,0 %:

А) Бурые, серо-бурые.

B) Каштановые.

C) Подзолистые.

D) Серые лесные.

7. Основатель современного научного почвоведения:

A) .  Л.Я. Берг

B) . А.Н. Краснов

С)  В.В. Докучаев

D) . Н.Я. Северцев

 

Горячие аплодисменты победившим

https://create.kahoot.it/share/7/394ce38c-570c-4554-a4cc-8b46d391bd6c

 

Выполнение дифферциаций, разноуровневые задания

 

(7 мин)

на столе раскладываются карточки, различающиеся по цвету, каждый цвет означает уровень сложности.

 

Учащиеся  выбираютзадание по своему уровню сложности. Письменно выполняет задания.

 

Уровень А

1. Что такое почва?   Что такое гумус?

2. На какие типы делится почва? Охарактеризуйте их.

 

Критерии оценивание дескриптор балл
Характеризует типы почв Дает определение понятиям почва, гумус 1
  Знает типы почв 1

 

Уровень В

– Используя почвенную карту Казахстана определите изменение вид почв от севера до юга

– Какие виды почвы формировались в местной природной зоне ?

Природные зоны Типы почвы

 

Строение
     

 

 

Критерии оценивание дескриптор балл
Используя почвенную карту Казахстана определите изменение вид почв от севера до юга Умеет определять изменение вид почвы от севера до юга 1
Какие виды почвы формировались в местной природной зоне Знает распределение почв по зонам 1
  Знает строение почв 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень С

1.     Какие свойства почвы зависят от особенностей литосферы, атмосферы, биосферы? Приведите примеры. Обоснуйте позицию «почва — зеркало ландшафта». Кому принадлежит данное высказывание?

 

2.     Какой тип почв является наиболее распространенным на территории Казахстана?

3.      Хорошо это или плохо распространены почвы с точки зрения хозяйственной деятельности человека?

 

4.     Что такое почвенные ресурсы, и какое значение они имеют в хозяйственной деятельности человека? Каким зональным типам почв соответствуют пашни, луга, пастбища?

 

Критерии оценивание дескриптор балл
Какие свойства почвы зависят от особенностей литосферы, атмосферы, биосферы? Дает обоснование высказыванию  «почва — зеркало ландшафта». 1
  Знает распространение типов почв на территории Казахстана 1
  Дает оценку распространению почв на территории 1
  Знает определение почвенные ресурсы 1
Задание

 

уровень А – 2 балла

 

уровень В – 3 балла

 

 

уровеньС  – 4 балла

 

 
Домашнее задание

( 2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

Подведеие итогов

 

Метод«Ресторан»

(4 мин)

 

Написать доклад на тему «Растительный и животный мир  природных зон Казахстана»

 

 

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

 

   
Релаксация природа

 

«Самые красивые места в мире»     https://youtu.be/6SDsdhhjR64

 

 

Bilimger.kz Республикалық білім порталы

Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.

Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *