Классный час на тему: «Мы разные, но мы равные»
Классный час: «Мы разные, но мы равные»
Цель занятия:
-способствовать формированию толерантного отношения детей к людям с особенностями развития.
Ход занятия:
– Здравствуйте, дорогие друзья!
Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращены.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Очень важно научиться беречь этот дар.
Сегодня мы с вами обсудим, все ли люди одинаковые или чем- то различаются. Можем ли мы помочь друг другу и сделать жизнь чуточку добрее и ярче.
Говорят, каждый человек индивидуален. Мы постараемся побольше узнать друг друга и понять: действительно ли мы такие разные.
А, может быть, у нас есть что-то общее? Мы будем учиться сегодня строить отношения между собой с помощью толерантного поведения.
Давайте будем знакомиться.
Упражнение «Мы такие разные…»
– Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня милые и обаятельные.
-А теперь прошу встать мальчиков. Какие вы, мальчики, серьезные, мужественные.
-Пожалуйста, встаньте те, у кого темные волосы.
-Встаньте, пожалуйста, те дети, кто родился зимой (летом, осенью, весной).
-Кому из вас нравится время года осень?
-Кто любит играть в футбол?
-А теперь те, кто любит танцевать.
-Встаньте, пожалуйста, кто утром делает зарядку.
-Кто самый веселый в нашем классе? Встаньте, пожалуйста.
-А теперь те встаньте, кто любит конфеты.
(можно вызвать 5 учеников и попросить встать по росту, по длине волос, по размеру обуви и др.)
Вы заметили, мы с вами отличаемся друг от друга. У нас разные вкусы, разные привычки, разные интересы, разные мнения. А еще в классе учатся дети разного роста, разного возраста (кто-то постарше, а кто-то чуть помоложе), разной внешности: разный цвет волос, разный цвет глаз, разный цвет кожи, разное состояние здоровья.
И если наши вкусы, интересы, увлечения зависят только от нашего выбора, то наше здоровье и здоровье, окружающих не всегда зависит от нашего желания.
К сожалению, на нашей планете есть немало людей, которые нуждаются в помощи, заботе и особом внимании. У таких людей возникают различные трудности: в передвижении по городу, в объяснении того, что им необходимо (отсутствие речи) или, когда человек не слышит окружающих или не может правильно понять ситуацию и ответить вам. В такие моменты, окружающее люди должны быть очень терпеливы и доброжелательны.
Упражнение «Давайте попробуем почувствовать друг друга…» (выполняется в кругу).
Возьмите за руки своих товарищей, сядьте удобно, закройте глаза и постарайтесь расслабиться, посчитайте мысленно до пяти. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа…представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.
– Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей? (ответы детей)
Только что мы попробовали почувствовать друг друга по тёплому прикосновению, представить, что – то светлое, что нас всех объединяет. Даже в нашем классе есть ребята, которые нуждаются в особом понимании и заботе. Вообще, каждому человеку приятно получать поддержку и внимание. Вы согласны? (ответы детей), но есть те, кому она особенно необходима.
Давайте сейчас, чтобы попробовать понять, что чувствует человек с особенностями, выполним несколько простых упражнений и поделимся своими впечатлениями.
- По желанию приглашаются два ученика. С завязанными глазами им необходимо:
– Подойти к столу, взять ручку, на листе написать своё имя.
– На доске нарисовать свой дом с крышей, с окнами и дверями.
– По команде сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться вокруг себя.
– Посмотреть в окно и рассказать о том, что видишь.
Каждой паре учеников задаются вопросы:
– Ребята, сложно было вам выполнять эти простые задания? Почему вы не смогли некоторые из них выполнить? Что вы чувствовали, о чём думали, когда у вас были завязаны глаза? (ответы детей)
Вот видите, вы очень остро почувствовали свою беспомощность и растерянность. Вот так чувствуют себя в нашей жизни дети, у которых есть проблемы со зрением. Людей, у которых повреждены глаза, называют слабовидящими. Вы должны помнить об этом и всегда помогать им, например, перевести через дорогу, обойти препятствие.
- Приглашаются по желанию ещё два ученика. Задание: взять со стола карточку и прочитать про себя, чтобы второй ученик не знал, что там написано, а потом попробовать объяснить, что ты хочешь, не используя слова.
«Дай мне ручку», «Я хочу пить», «Поиграй со мной».
– Сложно ли было выполнить задание? Что ты чувствовал, когда тебя не понимали?
Существует ещё множество заболеваний и ситуаций, когда человек не может что – то сделать и чувствует себя беспомощным. Возможно, ему даже стыдно попросить нас о помощи, и мы должны быть более отзывчивы и терпеливы.
Давайте сейчас посмотрим мультик о доброте. Мультик «Про Диму»
Обсуждение просмотренного мультфильма.
– Ребята, а чем вы можете помочь своему однокласснику, который также нуждается в поддержке и внимании?
Рефлексия.
Детям предлагают выполнить задание:
– Возьмите вырезанный из цветного картона лучик солнца, подумайте и запишите на нём, чем вы могли помочь или какие качества необходимо проявить? (доброта, забота, дружелюбие, понимание, поддержка, терпимость, уважение).
После выполненного задания дети приклеивают лучики на плакат с изображением солнца.
– Думаю, многие из вас теперь будут более внимательны и отзывчивы по отношению к людям, которые нуждаются в помощи.
«Дай мне красный карандаш».
«Я хочу чай с молоком»
«Поиграй со мной в куклы»
– Подойти к столу, взять ручку, на листе написать своё имя.
– На доске нарисовать свой дом с крышей, с окнами и дверями.
– По команде сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад.