Особенности применения интеллект-карт в учебном процессе на примере учебной дисциплины биология
АлыбаеваЛилиана Яковлевна,
учитель биологии «КГУ Гимназия № 34» г. Алматы |
Алматы қаласы Алмалы ауданы
КММ «№34 гимназиясының» биология пәнінің мұғалімі
Алыбаева Лилиана Яковлевна
Эссе «Особенности применения интеллект-карт в учебном процессе на примере учебной дисциплины биология»
т. 87075235594
«Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому,
как следует учиться»
Э. Тоффлер
Современный мир – время бурного развития современных информационных технологий. Определяя философские принципы, лежащие в основе применения Интеллект-карт, можно отметить, чтоони являются удобным инструментом для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. И обычно информацию кодируют визуально: в виде текста; в виде таблиц; в виде графиков; в виде списков.
Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского «Mindmap» – «карты ума», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты) — это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Теория интеллект-карт была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги «Работай головой». Интеллект-карты —разработка Тони Бьюзена – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. [1]
Каждый педагог, чтобы обучать и воспитывать, должен знать особенности физиологии психической деятельности.
Психика – свойство мозга отражать окружающий мир, необходимый субъекту для деятельности в нем и регуляции своего поведения.
Нейрофизиологи считают, что для структурирования, понимания, обработки и запоминания информации лучше всего подходит визуальное мышление – процесс порождения новых образов, несущих смысловую нагрузку и делающих знания видимыми.
Почему именно эти три принципа мышления? Дело в том, что мозг воспринимает информацию как ассоциативную сеть.
Ассоциативная сеть, описывая центральный объект, связывает с ним значения понятий, и весь комплекс ощущений, сопровождающих восприятие объекта (цвет, форма, структура и др.), представляя как целостный образ этого объекта. Т. О. объект отображается в психике в совокупности его свойств (даже тех, которые не осознаются ребенком при восприятии) как гештальт – все свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой:
- расположенные рядом воспринимаются вместе, а близость во времени и пространстве предопределяет восприятие, когда одно событие вызывает другое, как цепная реакция;
- сходство по размеру, очертаниям, цвету или форме так же воспринимаются вместе, следовательно, образуя целостность восприятия, его упорядоченность, не являются суммой только вербализуемых характеристик.
Такую же ассоциативную сеть и представляют Интеллект-карты.
В коре различают области трех типов в соответствии с функциями, которые выполняют находящиеся в них клетки:
- сенсорные зоны – воспринимают и хранят информацию
- ассоциативные зоны коры головного мозга – связывают вновь поступающую сенсорную информацию с той, которая была получена ранее и хранится в блоках памяти; сравнивают информацию, получаемую от разных рецепторов; интерпретируют, осмысливают и передают в двигательную зону
- двигательные зоны
Таким образом, ассоциативные зоны участвуют в процессах о, что обычно называют интеллектом. Взаимосвязи между этими зонами позволяют коре большого мозга контролировать и координировать все произвольные и некоторые непроизвольные формы деятельности, включая такие высшие функции, как память, учение, сознание и свойства личности.
Т.е. интеллект-карты – это такое визуальное представление информации, которое отражает распространение информации в нашем мозгу – из каждого нейрона во все стороны (пример фиксации памяти). А стрелки на Интеллект-карте моделируют те связи, которые называются ассоциативными.
В чем преимущества Интеллект-карт перед традиционными способами переработки информации (конспектирование в виде текста, таблиц, графиков, списков)?
С позиций нейрофизиологии изучение информации через Интеллект-карты объединяет работу левого и правого полушарий в целое, следовательно, более быстрая и качественная фиксация изучаемого материала.
Левое полушарие обеспечивает операции с последовательностями, перечнями и числами, линейные представления, анализ, логику и речь.
Правое полушарие ответственно за пространственную ориентацию и трёхмерное восприятие, воображение, целостное восприятие (гештальт), мечты, ритм и цвет.
Традиционные способы переработки информации задействуют в основном кортикальные способности левого полушария.
Стандартное конспектирование.
- Демонстрирует почти полное отсутствие:
-визуального ритма – промежутки между элементами, шаг визуального ритма, можно варьировать, создавая тем самым группы и подгруппы элементов;
-цвета;
-образов (воображения);
-графического представления информации;
-оперирования с многомерными объектами;
-пространственной ориентации – взаимное положение объектов, определяемое направлением движения от одного объекта к другому;
-ассоциаций
- В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах, теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудняется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты.
- Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, приводит к потере самых неожиданных связей между ними.
- Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:
- записывается много ненужной информации;
- теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;
- теряется время на повторное прочтение ненужной информации;
- теряется время на поиск ключевых слов. [2]
Эффективность данного метода заключается в следующем:
- метод отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует
возрастному уровню их развития;
- позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к критериальному оцениванию в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;
- приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
- поисковая система Интернет и учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;
- интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или
раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, создании презентации организации индивидуальной и групповой работы.
Технология построения интеллект-карт.
Современные технические возможности позволяют за минимальное время донести поток объемной информации и главное сделать информацию легко воспринимаемой. Карта состоит из иерархически взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания. При создании Интеллект-карты проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны.
Принципы рисования очень просты: (на примере Интеллект-карты «Строение мембраны»
Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре.
- От центрального образа отходят ветки первого уровня и пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
- Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
- При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Интеллект-карта включает в себя несколько систем понятий, каждую из которых можно использовать отдельно, учитывая тему урока.
Отличие Интеллект-карты от системы понятий
В отличие от систем понятий Интеллект-карта имеет линии разной толщины и символизирует важность, очередность или другую логику взаимоотношения понятий. Принципиальная разница в том, что система понятий одномерна, т.е. каждая стрелка в системе читается одинаково – «состоит из …» или «содержит …». Обязательное условие, прежде чем перейти к обучению составления Интеллект-карт, необходимо научить учащихсясоставлять систему понятий по малым тематическим объемам. Например: изучая строение мембраны используется одна схема
далее изучая функции – другая схема
А можно провести взаимосвязь в виде Интеллект-карты «Строение и функции мембраны»
Рассмотрим включение Интеллект-карты для работы на уроке.
Учащимся предлагаются инструктивные вопросы, последовательность которых отражает логику изучаемого материала, а, следовательно, и составления Интеллект-карты, и словарик терминов, работающих при изучении данной темы.
Тема: «Плазма крови. Форменные элементы крови».
Проблемно-поисковые задания
Задание 1:
- Допишите схему «Внутренняя среда организма» и прочитайте ее.
2) Докажите, что все жидкости среды тесно связаны между собой.
Задание 2
1) Объясните, с позиции химии следующее утверждение: «Клетки могут существовать только в жидкой среде».
2) Приведите научные доказательства того, что клетки могут существовать только в жидкой среде.
3) К какому типу ткани относят кровь?
4) Каков состав крови?
5) Назовите форменные элементы крови?
6) Какие функции выполняет кровь?
7) К какому типу ткани относят лимфу?
8) Какой вид имеет лимфа?
9) Какой состав лимфы?
10) Функции лимфы.
11) Каков состав межклеточной жидкости?
12) Какие функции межклеточная жидкость выполняет?
Задание 3: Словарик
Фагоцитоз – процесс обнаружения, захвата и уничтожения чужеродных тел.
Лейкемия – поражение костного мозга и перерождение здоровых клеток на опухолевые.
Оксигемоглобин – белок гемоглобин с О2 – (HbO8).
Анемия – понижение содержания гемоглобина в крови.
Сыворотка – плазма крови без фибриногена (растворимый белок плазмы).
Фибрин – нерастворимый белок, образует тромб.
Гемофилия – несвертываемость крови.
Гемолиз – растворение крови.
Задание 4: «Свернуть» информацию урока в Интеллект-карту
«Состав крови».
Используйте терминологию:
– состав крови – анемия
– плазма – лейкемия
– эритроциты – гемофилия
– лейкоциты – фибрин
– тромбоциты – фибриноген
– иммунитет – вода
– гемолиз – минеральные соли
– форменные элементы крови – белки
- Вопросы для Интеллект-карт «Состав крови»:
1) Назовите 2 основные части крови.
2) Назовите составляющие плазмы.
3) Какой растворимый белок плазмы вам известен?
4) Назовите форменные элементы крови.
5) Если концентрация NaCl в плазме, ниже, чем в эритроцитах, какое явление произойдет с клетками?
6) Если понижена концентрация гемоглобина или количество эритроцитов, какое заболевание может возникнуть?
7) Поражен костный мозг, какое заболевание клеток крови возникает?
8) Если во внутреннюю среду попадают микробы, как реагирует организм?
9) Поврежден сосуд, какие структуры помогут организму?
10) Если помощи от организма нет, какое заболевание возникает?
Учитывая, методический взгляд педагога по проведению конкретного урока, в Интеллект-карте могут присутствовать символы, рисунки, формулы и т.д.
Такой учебный элемент (Интеллект-карта) может работать и как вводное повторение при изучении темы в старших классах, т.к. материал темы частично известен, т.е. происходит активизация элементов ранее изученного содержания, которые становятся опорными при изучении нового материала.
Как идет Запоминание?
Например: при помощи Интеллект-карты, требуется запоминать не 7 страниц текста (а слов несколько сотен), а 17 ключевых слов.
Для того чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее повторить несколько раз. По Тони Бьюзену: после одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:
- Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
- Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
- Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
- Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
- Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
- Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
- Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут
В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти. Повторение подразумевает, что ученик пробует:
- по памяти воссоздать карту
- и лишь потом сравнивает то, что вспомнил с оригиналом.
100%-ые возможности карты по вовлечению учащихся в работу на уроке.
Компьютерные технологии позволяют корректировать движение карты в зависимости от тех учебных ситуаций, которые складываются на уроке и тех целей, которые ставит учитель: можно предложить достроить схему используя, интерактивную доску. В это время с остальными проводиться работа с динамическими моделями, работа по терминологии, работа по цепочке, т.е. разные приемы активизации ЗУН учащихся за короткий промежуток времени.
Технология составления Интеллект-карт дает возможность целенаправленно объединить конкретные структуры, процессы, явления по объёмным темам в компактном варианте, а, следовательно, обеспечить более качественную фиксацию теоретического материала.
Приведем конкретный пример:
Раскрытие понятия «клетка» в биологии – это объемный, достаточно сложный материал, который изучается на протяжении нескольких школьных лет. Использование компьютерной технологии позволяет «свернуть» и «развернуть» весь информационный объем. Интеллект-карта позволяет построить объемную модель изучения темы, ответа по теме, алгоритмов поиска решения проблем.
Вводиться четыре основных блоковых характеристик живой клетки:
- Уровни клеточной организации в природе.
- Разнообразие клеток в природе.
- Общность химического состава всех клеток в природе.
- Общность структурной организации клеток в природе.
Для каждого блока предлагается серия вопросов, которые возможно, поставить перед объяснением, самостоятельным изучением текста или исследовании рисунков клеток прокариот и эукариот в групповой или парной работе. Эти же вопросы работают при актуализации знаний, на этапе активного усвоения знаний, а также в контролирующих работах. Компьютерная презентация высвечивается постепенно по мере работы над материалом. Для монологического ответа необходимо весь блок «уровни клеточной организации» высветить одновременно, дав задание «прочитать» схему (отрабатывается умение разворачивать информацию).
Возможно, заменить термины «эукариотический» и «прокариотический» рисунками клеток при опросе. Каждый из блоков Интеллект-карты работает на всех этапах урока, в зависимости от поставленной методической цели учителя. Очень эффективно использование карт на обобщающих уроках, уроках – повторения и при подготовке к ВОУД и ЕНТ.
Применение Интеллект-карт в проектной деятельности.
Если карта составляется в ходе проектной работы «Генетическая терминология»), тогда само предметное содержание становиться средством запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания обучающихся. “Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Образовательный и воспитательный эффект от просмотра работ одноклассников был велик.
Таким образом, при помощи Интеллект-карт решается поставленная задача – дать систему обобщённых знаний. Учащиеся воспринимают проблему целиком и прослеживают связи между основными звеньями в этой системе, а учебный процесс становиться интересным, и нет необходимости заучивать большие объемы плохо осмысленного материала. В результате применения Интеллект-карт у ребят формируются системные предметные знания и развиваются умения, необходимые для самостоятельного поиска, восприятия, переработки и усвоенияинформации.
Таким образом,применение технологии составления Интеллект-карт – это средство запуска и поддержания саморазвития и самопознания учащихся.
Данный метод дает учащимся огромные возможности в процессе обучения, а именно:
- Адаптироваться к условиям современного подхода к обучению.
- Задействовать оба полушария головного мозга.
- Повышать работоспособность.
- Улучшать все виды памяти.
- Развивать школьно значимые познавательные процессы: внимание, мышление, речь.
- Обогащать словарный запас.
- Повышать результативность обучения в целом.
Задача учителя, используя схемы помочь ученикам создавать определённые представления, научить их мыслить, сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, искать решения, т.к. схемы являются одной из наиболее доступных форм абстракции.
Интеллект-карты, создаваемые учащимися, формируют устойчивый интерес не только к биологии, но и обеспечивают каждому ученику свой индивидуальный путь к успеху.
Информационные источники:
- Бьюзен, Т., Научите себя думать / Т. Бьюзен – М., 2016.
- Р.Сатимбеков, Ж. Шилдебаева Общая биология 11кл. Алматы «Мектеп», 2015
- А.Соловьева, Б. Ибраимова Учебник биология 8 кл. Алматы «Атамура», 2018
- Тони Бьюзен. Карты памяти. Используй свою память на 100 % – Росмэн-Пресс, 2014 г.
- ООО «Универ-Пресс» Ментальные карты против конспектов [Электронный ресурс]: Электрон. дан. – Москва: Комминфо, 2000-2017 . – Режим доступа: https://edunews.ru/school/usefull-materials/mentalnye-karty-protiv-konspektov.html