Автоматизация звука «Л» в слогах и словах.
Учитель дефектолог Молдахметова Раушан Кабиевна
Форма занятия: индивидуальная
Тип занятия коррекционно- развивающее
Тема: Автоматизация звука «Л» в слогах и словах.
Коррекционно-образовательные:
формирование правильного произношения звука [Л];
уточнение акустического и артикуляционного образа звука [Л];
автоматизация звука в изолированном виде, в слогах и словах.
Закрепление приобретенного опыта артикуляционных укладов, подготовка речевого аппарата к
постановке сонорного звука (Р; Р/).
Коррекционно-развивающие:
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие плавного длительного выдоха;
развитие фонематического слуха;
развитие силы голоса и интонационной выразительности речи.
Коррекционно-воспитательные:
воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: Логопедический профиль звука(Л) и описание уклада, предметные картинки. Индивидуальное зеркало. Карта слоги, карта слова.
Ход занятия:
- Организационный момент
Учитель -Здравствуй. Как твое настроение?
-Готова сегодня хорошо занимается?
-А сейчас послушай загадку «Над домами вдоль дорожки висит кусок лепешки» (Луна)
2.Сообщение темы
Развитие фонематического слуха.
Уточнение и закрепление артикуляционного уклада
Учитель
– Правильно. С какого звука начинается слово «Луна»?
Сегодня мы продолжим учится произносит звук «Л» в слогах и словах.
А сейчас посмотри на этот рисунок, давай вспомним как правильно произносить звук (Закрепление артикуляционного уклада, с помощью зеркала и карты профиля)
-Повторим еще раз звук (Л)
-Послушай внимательно какой звук произношу Я. (звук Л)
Посмотри внимательно на картинки (ласточка, место звука в слове, число, род; Яблоки; Стул; ладошки, белка, дятел)
-Слушай внимательно задание, перед тобой лежат карточки зеленные и одна красная карточка, если звук в начале слова, то и карту красного цвета положи в начале.
3.Развитие артикуляционной и мелкой моторики;
Закрепление приобретенного опыта артикуляционных укладов, подготовка речевого аппарата к постановке сонорного звука (Р; Р/).
– Посмотри на картинки,
-Какие упражнения мы сейчас будим выполнять?
– А пальчиками будим изображать предмет и помогать язычку.
Улыбнуться, открыть рот. Под счет 1-10 делать движения кончиком языка (как часовая стрелка) из одного уголка рта в другой. Вернуться в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. Делать движения вправо-влево, симметрично с движением языка. Повторить этапами 4-5 раз.
Из положения «блинчик» приподнять кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка», удерживать под счет от 1-10. На счет 1 сомкнутые пальцы согнуть, удерживать ладонь в форме чашечки одновременно с языком. Повторить этапами 4-5 раз
Моляр: улыбнуться, открыть рот. Под счет 1-10 делать движения широким кончиком языка по небу, от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна. Кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх. Пальцы сомкнуты и образуют «чашечку». Одновременно с движением языка производить движения кистью: горизонтальная «чашечка» — вертикальная «чашечка». Повторить этапами 4-5 раз.Лошадка: улыбнуться, открыть рот. Присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Под счет 1-10 щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижной!!! Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты, соединены в подушечках. Одновременно с движением языка двигаем кистью руки опуская и приподнимая ее вверх не размыкая пальцев (кучер управляет вожжами). Курс под счет 1-10 повторить 4-5 раз
Грибочек: на счет 1 – улыбнуться открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, а губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язычок, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. Удерживать такое положение под счет 1-10. Вернуться в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 – приподнять фаланги пальцев, округлив кисть. Повторить 4-5 раз.
- Развитие силы голоса и интонационной выразительности речи, формирования артикуляционного дыхания.
– Я буду показывать буквы, и мы будим пропивать их. Следи за пальцами ими мы будим регулировать силу звука. Чем шире раскрываются пальцы, тем сильнее звук.
А У И Ы Э Е.
– Сейчас, Я наклею тебе на носик пластырь, тебе нужно поставить широкий язычок на верхнюю губу и подуть на лепесток, наклеенный на пластырь.
– Для того, чтобы дыхание было достаточно сильным и продолжительным, мы будим тренировать дыхание помощью доделок. Выбери одну доделку.
(Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
Короткий вдох через нос
Плавный выдох, воздух выходит через рот
Выдох осуществляется до конца
После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды)
- Автоматизация звука в слогах и слогах.
–Мы продолжаем закреплять умение правильно и четко произносить звук (Л) в слогах и словах
- Найди правильную букву (Л)
-Посмотри на буквы внимательно, нужно вычеркнуть все не правильные буквы (Л)
- Напиши пропущенную букву и прочитай в слух.
________ УК П___КА
________ АК ТАРЕ___ КА
_______ АПА ПА___АТКА
________ ОЖКА СТУ____
________ АТО ПЕНА____
________ ИМОН СА____АТ
БЕ____КА ПО____
8.Итог занятия
–Молодец, ты сегодня хорошо потрудилась.
-Посмотри на карточку. Обведи тот смайлик, который выражает твое мнение и настроение.
-Спасибо что пришла на урок, встретимся на следующем занятии.
Дома повтори упражнения (Артикуляционные)
Доделку можешь оставить себе и обязательно выполняя упражнение для правильного дыхания. (Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
Короткий вдох через нос
Плавный выдох, воздух выходит через рот
Выдох осуществляется до конца
После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды)
-До свидания, встретимся на следующем занятии.