Проект “Детский сад-территория здоровья”

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Принципы проекта.
  3. Актуальность проекта
  4. Вид проекта.
  5. Цель проекта.
  6. Ожидаемый результат.
  7. Основное содержание проекта.
  8. Этапы реализаций проекта.
  9. Продукт проектной деятельности.
  10. Перспективное развитие проекта.
  11. Выводы.
  12. Заключение.
  13. План выполнения проекта.
  14. Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

«Детский сад – территория здоровья»

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

 

1.Введение

Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети – это основа жизни нации. Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они по выпадали бы все из окон, по утонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и по заболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту – факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас практически здоровых детей немного.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

На основании годовых задач детского сада, все воспитатели и другие узкие специалисты, определяют направление своей деятельности и ставят перед собой свои задачи. Современные методы здоровье сбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности. Педагоги и медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики здоровья  и индивидуальных особенностей каждого ребенка. И я, как воспитатель, изучив методическую литературу, использую здоровье сберегающие технологии в организованной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, что помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить  творческий потенциал каждого малыша.

На основании вышесказанного, мной был разработан долгосрочный проект по здоровье сбережению воспитанников «Детский сад-территория здоровья» на 1 год.

2.Приципы проекта:

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип активности и сознательности – поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровье сбережению детей.
  • Принцип комплексности и интерактивности – решение здоровье сберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
  • Принцип результативности и гарантированности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

3.Актуальность проекта:

В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

4.Вид проекта: практико-ориентированный

По содержанию: социально – педагогический

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

По времени проведения: 2020-2021 учебный год (долгосрочный)

5.Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни.

Задачи проекта:

– создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

– повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость?

6.Ожидаемый результат:

  1. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
  2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
  3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
  4. Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.

Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Детский сад – территория здоровья» будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование – здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

7.Основые срдержания проекта

– практические

Оздоровительная работа

Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей

Пальчиковые игры

Физкультминутка

Упражнения на дыхание

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для глаз

Релаксационное упражнение

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

– словесные

Беседы

Чтение художественной литературы.

Заучивание стихотворений.

Консультации

Рассказывание

Инструкции

– наглядные

Организация выставок, конкурсов.

Сбор фотоматериала.

Рассматривание иллюстраций.

Информационно-агитационные стенды

Личный пример взрослых

Театрализованные представления

Просмотр видеоинформации

На основании годовых задач детского сада, все воспитатели и другие узкие специалисты, определяют направление своей деятельности и ставят перед собой свои задачи. Современные методы здоровье сбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности. Педагоги и медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики здоровья  и индивидуальных особенностей каждого ребенка. И я, как воспитатель, изучив методическую литературу, использую здоровье сберегающие технологии в организованной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, что помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить  творческий потенциал каждого малыша.

Образовательные области:

Образовательная область «Познание»

– «Где живет витаминка?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .

– «Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования) .

– Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов)

– Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .

– «Как быть здоровым?» (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью)

– «Растения, которые лечат».

Образовательная область «Коммуникация»

– Беседы «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «На зарядку, становись», «Как надо одеваться, чтобы не болеть», «Правила гигиены», «Витамины полезны для здоровья»

– Составление рассказов об овощах и фруктах.

– Составление рассказа «Как мы измеряли рост».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

– Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»

– Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей»-

– Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»

– Крылов А. «Как лечили петуха»

– М. Безруких «Разговор о правильном питании»

– В. Бондаренко «Язык и уши»

– Л. Зильберг «Полезные продукты»

– Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»

-А. Крылов «Как лечили петуха»

Образовательная область «Социализация»

– Д/игра «Оденем куклу на прогулку»

– Д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты».

– Д/игра «Таня простудилась»

– Д/игра «Назови виды спорта»

– Д/игра «Если кто-то заболел»

– С/Р  игра «Овощной магазин»

– С/Р игра «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья»

Образовательная область «Труд»

– Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть; учить не бояться врачей) .

– Экскурсия в аптеку.

-Беседа «Как доктор лечит людей»

Образовательная область «Безопасность»

– Беседа «Осторожно – лекарство», «Как вести себя во время болезни»,

– Просмотр мультфильмов.

Образовательная область «Музыка»

– Прослушивание колыбельных песен, произведений В. Моцарта, Л. Бетховена.

Образовательная область «Художественное творчество»

– Рисование «Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»

– Конструирование «Больница для зверюшек»,

– «Изготовление рецептов для игры в больницу»

– Аппликиция «Консервированные овощи в банке»

Образовательная область «Физическая культура»

-Утренняя гимнастика

-физкультурные занятия

-эстафеты

-соревнования

-подвижные игры,

-физкультурные досуги.

8.Этапы реализаций проекта:

  1. Подготовительный

-проведение анализа нормативно-правовой базы и приведение её в соответствие с законом «Об образовании», изучение понятий, касающихся темы проекта;

-мониторинг уровня заболеваемости детей на начало учебного года;

-блиц – опрос детей;

-изучение условий реализации проекта;

-привлечение родителей к участию в проекте;

-утверждение проекта и источников финансирования.

-определение цели и задач;

-анкетирование родителей;

-разработка перспективного плана работы с родителями

-разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий.

  1. практический

-проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;

-проведение цикла тематических бесед;

-проведение туристических походов совместно с родителями;

-проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями.

-организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье;

День здорового ребёнка «Модуль здоровья»;

-оформление коллажа совместно с родителями;

-подготовка выставки детских рисунков;

-создание альбома детских рассказов.

III  заключительный

-подведение итогов реализации проекта:

-проведение недели здоровья с педагогами и детьми;

-заключительный спортивный праздник;

Анкета для родителей

-исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга;

Мультимедийная презентация инновационного опыта по итогам реализации проекта.

  Продукт проектной деятельности:

Продуктом педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья»  являются:

  1. Перспективный план организации физкультурно-досуговых мероприятий и цикл тематических физкультурных занятий;
  2. Анкета для родителей «Здоровье вашего ребенка», «Растём здоровыми».

3.Цикл тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента: «В страну Здоровья», «Что мы знаем о здоровье», «Мама, папа, я – спортивная семья», «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»;

  1. Тематические беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» – «Укрепление детского здоровья» «Личная гигиена»;
  2. Туристические походы: «В гости к стомотологу»;
  3. Разработки сценариев спортивных праздников: «В сказку за здоровьем», «Мама, папа, я – спортивная семья!», досугов «Будь, здоров!» (с включением пальчиковой гимнастики), развлечение «В гости к Айболиту», «Морское путешествие», «Мой весёлый звонкий мяч», «Весна» (с элементами психогимнастики);
  4. Просветительская и консультативная деятельность с родителями и: цикл консультаций для родителей
  5. Картотека самомассажа «Чтоб улыбка сияла», «Всё о дыхательной гимнастике», артикуляционная гимнастика;
  6. Мультимедийная презентация инновационного опыта.

Перспективы развития проекта.

Данный проект может быть использован  другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы. Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением младших дошкольников и их родителей.

Разработать методическую базу для детей 4-5 лет (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов);

Для спортивной площадки приобрести необходимое оборудование;

Обогатить туристические походы практическим инвентарем (палатка, рюкзак, раскладной стульчик, москитные панамы);

Представить родителям презентацию: «10 правил здоровья».

Вывод: Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась у стойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, проект «Детский сад – территория здоровья» имеет высокий рейтинг.

9.Заключение.

Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе мы учили детей сохранять своё здоровье, заботиться о нём. Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни. Нужно проводить интересные праздники, утренники, походы в парк,  все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически применять полученные знания на занятиях. Конечная цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья детей в условиях детского сада.

10.План выполнения проекта:

 

Виды деятельности Содержание
1 Изучение тематики, формулировка проблемы. Раскрытие новых эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни.
2  Ежедневная профилактика Консультация:

“Гендерное воспитание ребенка в семье”

3 Беседы Овощи и фрукты – полезные продукты» ;

-Экскурссия в медицинский кабинет;

” Топ – 10 фраз, которые нельзя говорить детям”«Огонь – друг или враг человека?»

4 Игры «Игры  экспериментирования:

«Нюхаем, пробуем, слушаем, трогаем»;

Отгадывание загадок об органах чувств;

6 Прогулка и физкультура на прогулке Экскурссия в медицинский кабинет; закаливающе процедуры
8 Досуги, развлечения Продуктивная деятельность: аппликация «Висят на ёлке

бусы»;

9 Работа с родителями ” Влияние одежды на здоровье ребенка”
10. Анализ проделанной работы «Роль совместного отдыха детей и родителей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
  2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.
  3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.

4.     .Х.Досмұхамедұлының «Денсаулығыңды сақтай біл», А.Алдашевтың «Қазақтың халық медицинасының құпиясы»

5.     Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

6.     Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

7.     Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

8.      Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование на 2019-2020 учебный год

Цель:

Повысить профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.

Задачи:

Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровье сбережения;

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов  здоровье сбережения .

 

Этапы реализации проекта

 

Участники проекта Сроки Ожидаемый результат
Мониторинг

Анкетирование родтелей

 

-Ситуация общения на тему: «Когда остаешься один».

 

Воспитатели

дети

 

сентябрь Научить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни, предостеречь от контактов с незнакомыми людьми
-Беседа на тему: «Овощи и фрукты – полезные продукты» ;

-Экскурссия в медицинский кабинет;

Папка передвижка:

” Топ – 10 фраз, которые нельзя говорить детям”

 Воспитатели

дети

мед.работники

родители

октябрь  Закрепить знания о продуктах, богатых витаминами;

 

 

Уточнить представление о том, что такое здоровье и как его сберечь, наблюдения за работой медсестры.

Проблемная беседа «Огонь – друг или враг человека?»

Консультация: ” Влияние одежды на здоровье ребенка”

Воспитатели

родители

дети

ноябарь Объяснить детям причины пожара и его последствия;
Беседа о правилах поведения около ёлки.

Продуктивная деятельность: аппликация «Висят на ёлке

бусы»;

Воспитатели

дети

родители

декабрь Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать елку;

 

Чтение стихотворения Л. Гржибовской «Соблюдайте режим дня»;

Папка – передвижка:

“Оздоровительно – развивающие игры с детьми дома”

Воспитатели

дети

родители

январь  Показать важность соблюдения режима дня.
Беседа-размышление

«Запомните, детки, таблетки – не конфетки!»;

Сюжетно ролевая игра «В аптеке»;

Воспитатели

Дети

февраль Разъяснить детям, когда лекарства бывают полезными, а когда опасными для жизни.
Игры  экспериментирования:

«Нюхаем, пробуем, слушаем, трогаем»;

Отгадывание загадок об органах чувств;

Консультация:

“Гендерное воспитание ребенка в семье”

Воспитатели

дети

родители

март Формировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека.
Собрание на тему

«Роль совместного отдыха детей и родителей».

 

 

 

 

Воспитатели

дети

родители

апрель Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой
Д/и «Узнай растение»;

Рассматривание иллюстраций лекарственных растений.

Отчет на пед совете.

  май  Рассказать детям о пользе лекарственных растений.

Анализ результатов совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты диагностики:

2018-2019 учебный год (старшая группа «Радуга»):

Уровень  начало года конец года
Высокий 7 % 12%
Средний 40% 61%
Низкий 53% 27%

Уровень освоения программы повысился на 26 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Детский сад – территория здоровья»

 

1 Название проекта «Детский сад – территория здоровья»
2 Аннотация Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия педагогов, детей, родителей, медицинских работников.
Алгоритм педагогической деятельности по здоровье формированию и здоровье сбережению строится в направлении от диагностики, к прогнозированию результатов, а также формированию потребности в здоровом образе жизни, к нравственному самовоспитания. Таким образом, проект предназначен для профессионального решения вопросов по здоровье сбережению в детском саду и формирует нравственно и физически здорового, а значит полноценного члена общества.
3 Цели проекта Формировать у детей и родителей практические умения и навыки в области физического воспитания и оздоровления. Спроектировать инновационную модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью, что станет предпосылкой повышения уровня нравственного и физического здоровья детей.
4 Срок реализаций пректа 2019 год сентябрь-2020 год май
5 Сроки выполнения проетка  
6 Участники Воспитатели групп,и
7 Ожидаемый результат Повышение квалификации и профессионализма педагогов в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста. Мотивация родителей и детей на ЗОЖ. Сохранение традиций детского сада в проведении Дней здоровья, семейных праздников, туристических походов и т.д. Занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни входят в повседневную жизнь семьи.
8 Ответсвенный Воспитатель я/с  «Нұрбөбек» Байгенжинова Л.К

 

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *