Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
Жукова Т.А.
В современной системе образования большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно!
Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит метод проектов можно считать здоровье сберегающими технологиями.
Исследовательскую работу я начала в 1 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектно-исследовательской деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей по оказанию помощи детям в исследовательской работе. Я не навязывала детям темы исследования. Сначала мы выполняли коллективные проекты, а в 4 классе попробовали делать индивидуальные. Каждый ученик изучал то, что для него интересно. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер животных, мир растений. Им были интересны темы космоса, природные явления, чудеса света. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на рефераты, где они описывают то, что прочитали в книгах, энциклопедиях, интернете, хотя я стараюсь учить их вести наблюдения, проводить исследования. Но всё равно они – исследователи, первооткрыватели!
На уроке «Познание мира»
«Чудеса света» Красная книга
«Явления природы» «Разнообразие растений»
Целью своей работы я определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Проекты моих учеников показались мне интересными.
Учебный проект –совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект – это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое «П» проекта – это его «портфолио», т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Под проекто-исследовательской деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы. Совместно с учителем ученики начальных классов это сделать могут. А вот сами? Поэтому первая моя задача – учить детей работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности.
Теперь можно искать темы для проекта. Темы для исследований и проектов вокруг нас. Какая-то ситуация на уроке часто их подсказывает.
Но не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «сколько значений у предмета»?; «посмотри на мир чужими глазами»; «составь рассказ, используя данную концовку».
Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, вместе с родителями провести опыт или эксперимент, заняться оригами или квилингом? Пожалуйста! Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло.
Игровой момент помогает при защите проекта. Защита исследовательских работ проходила в виде праздника, став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами.
В процессе работы над темой включаю экскурсии, прогулки – наблюдения, социальные акции, работу с различными текстами, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением родителей, коллег и других учащихся)
Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее. На различных уроках и самостоятельно дома выполняются задания: наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихотворений, и выполнение аппликационных работ.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это обоснование актуальности темы, выявление проблемы, объекта исследования, постановка цели и задач исследования, гипотезы, выбор методов исследования, описание результата и выводы.
Примеры таких проектов: «Моя семья», «Разнообразие растений», «Выращивание растения», «Полезные ископаемые»…
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Большинство учеников моего класса с удовольствием принимают участие в постановке мини спектакля.
Заключение
Успешность важна для каждого ребенка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителей и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрести навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря исследовательским проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла разжечь в ребятах интерес к исследованию, стремлению активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят результаты за прошедший год.