Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Тымбаулиева Гульнур
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании,а именно,формирование ключевых компетентностей,обобщенных и прикладных умений,жизненных навыков.Вопросы активизации учения относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики не только во взаимодейстии с учащимися.
Идея открытого общества предполагает активность его субъектов,актуальность взаимоотношений между ними; существование различных мировоззрений при отсутствии единой нормы восприятия и при поведения.В сочетании с ориентаций на работу с информацией это дает возможность соединить навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.Вся деятельность строится на основе партнерского взаимодействия между учителем и учеником. Такое взаимодействие называется интерактивностью.Под интерактивными методами следует понимать формы работы, обеспечивающие опыт включенного таким образом,интерактивное обучение-это обучение,погруженное в общение.Общение – сложный,многоплановый процесс установления и развития контактов между учеником и учителем,порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией,выработку совместной стратегии взаимодействия,восприятие и понимание другого человека.
Интерактивные методы позволяют сделать учеников активными участниками обучения, ломают традиционные стереотипы уроков.Их применение повышает готовность учеников к взаимодействию с учителем.Реализация принципа активности имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества как деятельности зависит результат обучения.Общение должно формировать не только знания,но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывая знания,формировать опыт решения проблем.Эффективность интерактивных технологий заключается том, что у учеников развиваются познавательные,творческие и исследовательские способности.
Условия эффективного развития творческих и исследовательских способностей учащихся:
Создаются ситуации выбора,процесс обучения включает задания,которые выполняются с учетом воображения;
Организуется сотворчество в коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого;
Используются технологии развития творческого мышления;
Организуется направление на поисковую работу того или иного материала;
Выявляется актуальность этой проблемы или темы;
Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.
Урок литературы в 10 классе на тему: «Прозаические произведения А.С.Пушкина»
При изучении произведений,ведется исследовательская работа.Ученики готовят дополнительные материалы, выписывают высказывания.Работа велась в группах,оценивались с помощью диагностической карты.Наряду с изучением произведения, сучениками ведется работа по повторению деепричастия
Деепричастия в прозаических произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя
Деепричастия в поэтических текстах.
Деепричастия в пословицах,поговорках,фразеологизмах
Принцип активности в процессе обучения был и остается одним из основных.Разработанные в последние годы технологии интерактивного обучения,призваны решать ряд проблем,возникающих перед учителем.К методам интерактивного обучения относятся те,которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.Интерактивное обучение-взаимопонимание,взаимодействие,взаимообогащение. При использовании интерактивных методов обучения учитель регулирует процесс,занимается организацией урока,готовит заранее необходимые задания,формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах.
Интерактивное обучение позволяет проявляться творческому базису личности,развитию исследовательских способностей.
Эффективность и суть интерактивных технологий – в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений учеников, на пробуждение самостоятельного интераса к познанию,становление собственных способов деятельности, развитие исследовательских навыков и получать от него удовольствие.В процессе обучения русскому языку и литературе мой опыт показывает действенность подобной практики,повышающий критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся.
В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы:различные формы проведения урокав,привлечение учащихся к подготовке рефератов и докладов о жизни и деятельности поэтов и писателей,организация разнообразной творческой детельности учеников: составление кроссвордов,викторин,задач, рисунков к сочинениям,сказкам.При этом каждый ученик ведет поисковую и исследовательскую работу.На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа.Работая самостоятельно над заранее выбранной темой,подбирая различный материал,ученики могут раскрыть свое творческое начало.В той работе они учатся видеть главное,ставить цель,выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.Например, я провела в 11 классе урок по литературе на тему : «Цикл стихов «Персидские мотивы»».Основная тема стихов: тема любви к женщине и к Родине.В ходе урока я провела с ними дискуссию на тему: «Нужна ли человеку любовь?»Ребята разделились по группам.Одна группа признавала любовь, а другая – нет.Ученики превзошли себя,так как давали ответы на этот вопрос строчками из стихов,потверждающие свою позицию.
Этот метод интерактивной технологии дает ученикам возможность высказать свои мнения,показать свои способности.
Творческая личность рождается тогда,когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания,умения представить себе объект, о котором идет речь,сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение.Творческая и исследовательская деятельность рассматриватся как деятельность,способствущая развитию логического комплекса качеств личности: умственной активности,смекалки и изобретательности,стремления добывать знания,необходимые для выполнения конкретной практической работы,трудолюбие.Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества : «Изобретение –это 99%пота и 1% вдохновения».
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации учащихся выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира,себя и себя в этом мире.По словам Л.С.Выготского, «происходит подъем воображения и глубокое его преображение».Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совметной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
При организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся были определены следующие задачи:
Приобщение учащихся к творческой деятельности;
создание условий для расширения среды общения и получении информации;
участие в научно – практических конференциях;
развитие интеллектуальных,творческих,и коммуникативных способностей внеурочная деятельность и предметные кружки – одна из форм развития творческих исследовательских способностей учащихся. При проведении предметных недель,праздничных мероприятий,конкурсов учитель дает возможность учащимся показать свои способности.Большие возможности для развития способностей учащихся имеют кружковые занятия.Вызывая интерес учащихся к предмету,кружки способствуют развитию кругозора,творческих и исследовательских способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам.На занятиях кружка русского языка применятся игры,литературные гостиные,викторины,театральные представления.Такие занятия развивают у учащихся воображение,фантазию,память.Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры:
Беглость мысли (количество идей)
Гибкость мысли (способность переключиться с одной на другую)
Оригинальность (способность производить идеи)
Любознательность
Фантастичность
В наше время проблема творческих способностей,точнее их ранее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность,а работа в этом направлении практическую значимость.У учащихся должно быть интересной творческой деятельностью,доставлящей почувствовать себя человеком интересным,привлекательным для других,то есть творческой и исследовательской деятельностью,которая многофункциональна.Процесс обучения творчеству должен строиться так,чтобы каждый ученик готов выявить и развить свой комплекс способностей,учиться познавать самого себя,развивать на определенном уровне мышление,фантазию,воображение.Когда речь идет о развитии творческих способностях нельзя забывать о воображении,фантазии,мечте,так как они играют особенно важную роль творчестве и являются ее составной частью.Творчество тесно связано с деятельностью воображения.
1.Творческие задания на активизацию внимания предполагают сравнение произведений различных видов искусства.Такое сравнение приводит детей к пониманию того,что в произведениях различных видов искусства отражается одна и та же окружающая действительность,эмоции,настроения.Например,П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года»,стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора»,картина И.Левитана «Золотая осень».
2.Урок повторение по разделу «Лексика» Ученикам даются задании по группам.Каждая группа работает по таким заданиям:
1.Подобрать пословицы,используя антонимы 2.Составить ассоциацию по теме «Времена года»,используя слова в переносном и прямом значении 3.Подобрать фразеологизмы к картинам.
У каждого ученика есть разного рода дарования.Но не все могут сочинить,воображать,исследовать.Для развития необходимы стимулы.Способы стимулирования творческих и исследовательских способностей у учащихся.
Обеспечение благоприятной атмосферы.
Доброжелательность со стороны учителя,его отказ от критики в адрес ученика. Обогащение окружающей ученика среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности
Поощрение высказывания различных идей
Обеспечение возможностей для практики
Предоставление ученикам возможности активно задавать вопросы
Дать идеи в подборе исследуемых тем и их раскрытия.
Важность развития творчества и исследовательских навыков,его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу,выдумку,самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Перед учителем стоят цели:
-исследование индивидуальной личности ученика,его способностей
-способность мыслить,развитие культуры речи,формирование творческих способностей
-развитие исследовательских способностей учеников
-создание возможностей самостоятельно работать,действовать
На развитие творческих и исследовательских способностей направлена индивидуальная работа с учеником.Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал,ученики могут раскрыть свое творческое и исследовательское начала.В такой работе учащиеся учатся видеть главное.ставить цель,выбирать из дополнительной литературы интересный материал по теме.
Таким образом,можно заключить,что творческие и исследовательские способности есть у каждого ученика.Это индивидуально – психологические особенности,отличающие одного человека от другого.Хочется отменить,что наиболее важным условием развития твроческих и исследовательских способностей учащихся является творчество самих педогогов,их увлеченность воспитательно-учебным процессом,доставляющим всем удовольствие и радость.Кроме того,только сотрудничество учителя и ученика,понимание важности развития личности ученика,дает необходимые желаемые результаты.Эффективность интерактивных технологий – это реализация познавательных,коммуникативных,творческих,исследовательских способностей учеников.
Применение интерактивных технологии в школе дает нам: Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
Создание условий в коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей каждого ученика.
Содействие в деятельности по самопознанию,самоопределению и саморазвитию
Получение информаций
Работа в группах и возможность индивидуальной работы
Развитие внимания и взаимотношений
Прочность знаний
Творчество и фантазия
Коммуникабельность
Активная жизненная позиция
Командный дух
Ценность индивидуальности
Свобода самовыражения
Исследовательская деятельность
Взаимоуважение
Демократичность!
В заключении хочется еще раз подчеркнуть,что включение исследовательской и творческой работы учащихся в процесс обучения в школе позволяет принести в него не только индидуализацию и дифференциацию образования,стать средством определения индивидуального образовательного маршута с дополнительного образования,что является условием развития личности ученика и его способностей.Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека.Он становится более самостоятельным в своих суждениях,имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать.У него более высокая работоспособность.Но мне кажется,самое главное – это то,что,у ребенка развиваются его эмоциональная сфера,его чувства,душа.Аесли развиты его эмоции,то будет развиваться и мышление.А думающий человек – это и есть тот человек,воспитать которого мы стремимся.Наиболее важным условием развития творческих способностей ребенка является творчество самих педагогов,их увлеченность воспитательно-образовательным процессом,доставляющим всем удовольствие и радость.
Литература:
Богданова Т.Г. , Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребëнка. – М.Роспедогенство,1994
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.Пособие для студентов высш.Учеб.
Заведений. – М. Изд.Центр «Академия»,2002
Интерактивные методы обучения и управление классом:методическое пособие для учителей.Бишкек,2004 Гин А.Приемы педагогической техники.Челябинск,2003
Журналы «Русский язык и литература в казакстанской школе»
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718