Имя существительное (обобщение)
Айтжанова Бибигуль Какимовна
Тема: Имя существительное.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.
Задачи:
закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи;
совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род и число, изменять по падежам;
развивать орфографическую зоркость, память, мышление;
обогащать словарный запас учащихся, формировать образность речи, расширять кругозор, накопление внеязыковой информации;
формировать навыки связной речи;
Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе;
умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.
Оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал..
ХОД УРОКА
- 1. Организационный момент.3 мин
– Здравствуйте, ребята! Назовите одно пожелание- существительное для хорошего настроения
– Хорошее настроение – это не просто так. Это большой положительный заряд на весь день, который помогает вам справиться с трудностями.
– Какие правила работы в группе мы должны помнить?
- Минутка чистописания.3 мин
– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим к минутке красивого письма. Группа букв, имеющих общий элемент
У , д , з, в
- Орфографическая разминка. 5 мин
Списать. Вставить пропущенные буквы.Ученики комментируют,объясняют написание словарного слова.
Ул..ца, гор..д, д..ро..ка.
Учащиеся инклюзивного обученияАльберт, Эмиль, Аружан
Проверка выполненного задания.
– Как называются орфограммы, которые были пропущены?
– Какой частью речи являются эти слова? (Эти слова имена существительные)
- Физминутка . Гимнастика для глаз. 2 мин
- Стадия вызова 10 мин
Прием « Горячий стул»(.по желанию). Приготовьте и задайте 5 вопросов по изученной теме.Учащийся отвечает на вопросы.Спасибо.
– Сегодня мы с вами будем обобщатьзнания об имени существительном.
Вначале вспомним какие ассоциации возникают у вас с понятием имя существительное?
Обучающиеся в группе выписывают все слова, которые
у них ассоциируются с данным словом.
Задание «Кластер»
Защита постеров. Оценивание «Светофор».
Зелёный – всё правильно
Жёлтый – возник вопрос
Красный – хочу помочь
- Стадия осмысления.Дифференцированная работа10 мин
Продолжим работу
1группаРабота в группе смешанного состава
Найти имена существительные. Указать число, род имен существительных.
ЧЕЛОВЕК, ОЧКИ, ЗЕРКАЛО, ГОРОД, ШКОЛЫ.( Альберт)
2 группаРабота в группе смешанного типа
Просклонять существительные.
Гнездо, волна, ( Эмиль)
3 группаРабота в группах смешанного состава (Аружан)
Прочитай . Выписать только существительные, указать падежимен существительных.
Взлетают, кружатся и падают осенние листья.В воздухепахло дождём. По дороге ветер гнал пыль. Небо затянуло темными тучами.
4 группаРабота для учащихся с повышенной мотивацией
Составить словосочетания, поставив существительные в нужный падеж. Указать падеж существительного.
Готовились к (отлет), вышел из (лес), кусочек (пирог), остался без (работа), крепость из (песок), плыли по (река), тетрадь (сестра), добежали до (дом).
5 группаРабота для учащихся с повышенной мотивацией
Исправить ошибки; списать текст, указать падежи существительных. В 3 предложении выполнить разбор по членам предложения.
Покружилисьони над рикой, над балотом. Полителижуровлиные стаи в дальние страны.
( 7 ошибок)
Выступление представителя от каждой группы. (Каждая группа рассказывает о проделанной работе) Проверка по эталону. Самооценивание по предложенным критериям.
Прием « Верные и неверные утверждения»5 мин
Графический диктант.– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это
утверждение не соответствует истине, ставите «–».
1.Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
2.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета
3.Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
4.Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
5.Имена существительные изменяются по числам, родам и падежам.
6.Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
7.В русском языке семь падежей.
8.Имена существительные выполняют роль подлежащего, дополнения и обстоятельства.
9.Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
10.Имена существительные бывают только женского и среднего рода.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | – | + | – | + | + | – | + | – | – |
Самооценивание
- РефлексияСегодня повторяли изученное об имени существительном
Оцените себя, как знатока имени существительного.2 мин
« Дерево успеха» Каждый ученик оценивает своизнания.(вывешивает листочек соответствующего цвета).На доске вывешиваются листы каждой группы.
Итог. Кто все запомнил о существительном?
Кто знает, но недоволен своей работой?
Кому следует повторить знания о существительном?
Д.З с 78 у 162
Ф.И.________________
Оценка __________
«5» – всё правильно «4» – 1 или 2 ошибки «3» – 3 или 5 ошибок «2» – 6 и более ошибок
|
Ф.И.________________
Оценка __________
«5» – всё правильно «4» – 1 или 2 ошибки «3» – 3 или 5 ошибок «2» – 6 и более ошибок
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.________________
Оценка __________
«5» – всё правильно «4» – 1 или 2 ошибки «3» – 3 или 5 ошибок «2» – 6 и более ошибок
|
Ф.И.________________
Оценка __________
«5» – всё правильно «4» – 1 или 2 ошибки «3» – 3 или 5 ошибок «2» – 6 и более ошибок |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.________________
Оценка __________
«5» – всё правильно «4» – 1 или 2 ошибки «3» – 3 или 5 ошибок «2» – 6 и более ошибок
|
Ф.И.________________
Оценка __________
«5» – всё правильно «4» – 1 или 2 ошибки «3» – 3 или 5 ошибок «2» – 6 и более ошибок |
Эталон для проверки заданий
1группа
Найти имена существительные. Указать число, род имен существительных. Какие слова имеют только ед ч, только мн ч?
Ед. мр мнед ср р ед м р
ЧЕЛОВЕК, ОЧКИ, ЗЕРКАЛО, ГОРОД,
мн ж р
ШКОЛЫ.
2 группа
Просклонять существительные.
Гнездо, волна
Гнезда, волны
Гнезду, волне
Гнездо, волну
Гнездом, волной
О гнезде, о волне
3 группа
Выписать существительные, указать падеж имен существительных.
Взлетают, кружатся и падают осенние
ИпПпТп листья. В воздухепахло дождём.
Д.п И.п В.п Ип
По дороге ветер гнал пыль. Небо
Тп
затянуло тучами.
4 группа
Составить словосочетания, поставив существительные в нужный падеж. Указать падеж существительного.
Дп Рп
Готовились к отлёту, вышел из леса, кусочек
Рп Рп
пирога, остался без работы, крепость из
Рп Дп Рп
песка, плыли по реке, тетрадь сестры,
Рп
добежали до дома
5 группа
Исправить ошибки, списать текст, указать падежи существительных
Дп
В золотые осенние дни готовились к отлёту
Ип Тп
журавли. Покружились они над рекой, над
Тп Ип
болотом. Вот полетели журавлиные стаи в
Вп
дальние страны.
Критерии для самооценивания
Без ошибок – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»