Исследовательская компетентность учащихся старших классов в условиях профильного обучения
Актуальной проблемой современной школы является обучение учащихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного развития исследовательской компетентности школьников, укреплению его потребности в познании.
Сложившаяся ситуация в современном обществе, характеризующаяся высокой динамичностью, приводит к тому, что исследовательская компетентность является одним из важных качеств, определяющая готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности. Не случайно все чаще вместо понятия «профессионализм» в настоящее время используют понятие «компетентность», подразумевая такие качества личности как: решительность, настойчивость, коммуникабельность, гибкость мышления, способность принимать решения, готовность и умение постоянно учиться. Развитие таких черт во многом зависит от участия и активности старшеклассника в творческо-исследовательской деятельности в условиях профильного обучения.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что во многом компетентность определяется как личностная характеристика, предполагающая овладение знаниями и умениями, позволяющие человеку принимать собственные решения. В классификации ключевых компетентностей И.А. Зимней исследовательская компетентность входит в качестве компонента в “компетенцию, относящуюся к деятельности человека”. Исследовательская компетентность в классификации А.В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает “элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии”. Е.В. Феськова, исходя из требований современного образования, выделяет перечень ключевых компетентностей: общекультурная, информационная, коммуникативная, организационная, ценностно-смысловая и исследовательская. Исследовательскую компетентность Феськова определяет как”:совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, позволяющих человеку быть в позиции исследователя по отношению к окружающему миру, умение распознавать и разрешать проблемную ситуацию с любым произвольным объектом или явлением окружающего мира, используя для этого различные теоретические и эмпирические источники информации”
Исследовательская компетентность может быть сформирована только в исследовательской деятельности.Качественная работа в развитии компетенций определяется, прежде всего, профессиональным мастерством учителя. Для того чтобы деятельность учащегося стала исследовательской, педагог в своей образовательной программе должен выделять следующие задачи – обучить учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам научного знания и научного познания, дать возможность самореализоваться учащемуся через решение задач научного характера по индивидуальной теме. Целенаправленная работа по формированию исследовательской компетентности в школьной практике позволяет учащимся старших классов быстро адаптироваться к новым изменяющимся условиям современной действительности, способствует успешной реализации в профессиональном самоопределении и проявлению, развитию интеллектуально-творческого потенциала.
Структура исследовательской компетентности представлена следующими компонентами: мотивационным, когнитивным, процессуальным, рефлексивным.
Мотивационный компонент отражает мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые отношения, потребности старшеклассников заниматься учебно-исследовательской деятельностью:
Ø потребность в овладении информацией (знаниями) и способами ее получения;
Ø потребность в реализации творческих способностей;
Ø потребность в общении со сверстниками, педагогами, научными сотрудниками;
Ø потребность в достижении успеха и повышении статуса личности;
Ø потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и самостоятельности.
Компетентность любого вида также предполагает наличие у человека определенных знаний в той предметной области, которой он занимается. Содержание когнитивного компонента исследовательской компетентности представляет собой систему знаний, необходимых для выполнения самостоятельного учебного исследования:
Ø знания об исследуемом объекте действительности;
Ø знания учащихся о научном познании, его функциях и способах осуществления учебного исследования;
Ø знания учащихся о возможных способах поиска, обработки и использования информации;
Ø знания учащихся о возможных способах творческого разрешения проблемы исследования.
Осуществление самостоятельного учебного исследования предполагает также владение учеником системой исследовательских умений, составляющих содержание процессуального компонента:
Ø умения работать с информацией (поиск и сбор нужной информации, ее оценка по степени важности для исследования; применение и оперирование найденной информацией);
Ø логические умения умения, с помощью которых учащиеся способны применять известные методы научного познания (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, аналогия, классификация, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез и др.);
Ø умения творчески решать проблемы исследования (нестандартный подход к решению проблемы исследования; умение находить несколько решений проблемы и выбирать наиболее оптимальное);
Ø умения правильно оформлять результаты проведенного исследования (правильно формулировать методологический аппарат исследовательской работы, структурировать собранный материал в параграфы и главы, формулировать выводы и результаты исследования).
Учитывая сложность и многомерность анализируемого нами понятия, мы выделяем четвертый компонент – рефлексивный. Основанием для его включения в структуру исследовательской компетентности явилось то, что способность к рефлексии в полной мере присуща старшим школьникам. Рефлексивный компонент отражает:
Ø осознание учащимися себя как субъекта исследовательской деятельности;
Ø осознание учащимися цели, задач и предполагаемых результатов исследовательской работы;
Ø оценку готовности к выполнению учебного исследования;
Ø осознание учащимися ответственности за проделанную исследовательскую работу.
Можно утверждать, что формирование исследовательской компетентности учащихся старших классов профильного обучения предполагает особый характер учебного процесса. С чего же все начинается? Конечно с беседы, цель которой дать представление о научной работе, заинтересовать ребят в выполнении исследовательской работы. Выявить интересующую школьников проблему, определить тему или узнать, что в данный момент интересует ученика. Проблема вовлечения современных школьников в исследовательскую работу стоит перед каждым педагогом. Вопросу мотивации посвящено очень много литературных источников, но, судя по результату выявления ключевых проблем, трудности в данном аспекте организации исследовательской деятельности ещё остаются у большиства учителей.Стараюсь «не навязывать» научный проект ученикам.Навязывание дополнительными трудоёмкими заданиями у школьников вызывает обоснованный внутренний протест против данной деятельности, который в свою очередь порождает посредственность их выполнения, формирует отрицательное отношение к самостоятельной работе, и тем более речь не идёт о достижении целей исследовательской компетентности.
Установлено, что каждая предметная область требует от обучающихся соответствующих способностей, нельзя не учитывать данный факт при организации различных форм работы, предполагающие выбор предметной области.
Исследовательская деятельность в рамках казахского языка и литературы имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. При изучении художественной литературы, отражающей историю нашего народа, именно в процессе исследовательской работы происходит осознание учащимися собственной сопричастности к прошлому и настоящему страны, осознание себя частью, созидательной силой, способной повлиять на ее развитие. Такой вид деятельности в области литературы приучает школьника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор в будущем. Чтобы исследовательскую работу ученики смогли, а главное, желали выполнять, учитель должен быть готовым отвечать на все их вопросы, развить в них творчество, создать познавательный стимул. Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. Конечный результат поисковой деятельности ученика в области литературы —собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на проблемы, на художественные произведения. Трудно не согласиться с М.Г. Качуриным: «Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде». Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику исследования.
Вместе со своими учащимися мы затронули следующие темы исследования: «Абай және Шәкәрім шығармаларындағы тәрбиелік мәні», «Қазақ және өзбек тілдеріндегі ұқсастықтары мен айырмашылығы», «Б. Майлиннің «Шұғаның белгісі» повесіндегі антропонимдер», «Елубай Өмірзақов атындағы филармонияның тарихы», М. Сералиннің “Ауыл” газетіндегі мақалаларының тілдік ерекшеліктері», «Қостанай таңы» газетінің тарихы», «С.Елубаевтің «Ақ боз үй» романындағы топонимдер», проекты с которыми принимали участие в республиканских, региональных и областных научных соревнованиях.
Выбор темы исследования – основный этап работы. Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного.
Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо изучить научную литературу по данному вопросу. Перед каждым учеником стоит, прежде всего, вопрос:какая литература существует по данной теме? Поначалу может сложиться впечатление, что трудно найти в большом количестве книг, газет и журналов именно то, что надо по теме.При совместной работе с учеником я стараюсь заинтриговать подопечного в каком-то новом открытии или доказательстве чего-то необычного. Но это только половина проблемы, так как впереди практика и исследование.Чтобы четко видеть последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы, журнал исследования.
В зависимости от объекта исследования исследовательские проекты по литературе систематизировала следующим образом:
1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п.
2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер:теоретико-литературный,мировоззренческий,эстетический, культурологический.
3.Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие школьников видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. На основе истории топонимов, антропонимов, фразеологизмов и других языковых средств проводится связь с историей народа. Топонимы и антропонимы, фразеологизмы являются своего рода проводников в историю народа того времени, когда происходит действие в произведение.
4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.
В современной дидактике господствует точка зрения, что учебное исследование есть познание уже открытого наукой, что учащиеся должны решать проблемы, уже решенные ей и новых только для детей. Педагог Н.И. Кудряшов внес свою поправку в эту традиционную трактовку: в школе возможно и открытие неизвестных науке фактов, например, в области литературного краеведения.
В нашей школе с каждым годом растет интерес к краеведению. Интерес этот не случаен. Краеведение —благодатная почва для формирования исследовательских навыков у школьников. Местные литературные явления должны рассматриваться в свете общих закономерностей, присущих всей казахской литературе. Успех занятий краеведением в значительной степени зависит от увлеченности школьников. Большое удовлетворение ребята получают от поисковой работы, когда они разыскивают новые факты из жизни писателя, неизвестные документы, рукописи,записывают беседы с людьми, знакомятся с историческими событиями, получившими отражение в книге, ищут новые сведения о прототипах литературных героев. Источниками могут быть изданные отдельно произведения, в которых отражена местная жизнь; местные литературно-художественные журналы, альманахи, газеты; архивы писателей, библиографические справочники и энциклопедии, монографии и документальные повести о писателях; фонд краеведческого музея, областной библиотеки и др.
Важнейшим педагогическим условием представляет собой реализация субъект-субъектных отношений. На основе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что субъект-субъектное отношение, основанное на диалоге, протекающее на доверительно-уважительном фоне сотрудничества, сотворчества, открывает возможности для успешного формирования исследовательской компетентности учащихся старших классов. Выделяя значимость ученического исследования следует отметить, что школьник, осуществляя исследовательскую деятельность, решает поставленные задачи через эвристические подходы, не используя известные алгоритмы.Учащийся, занимающийся исследовательской работой, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность, универсальность и надпредметность исследовательской компетентности. Многомерность исследовательской компетентности подтверждается применением учащимся в исследовательской деятельности аналитических, критических, коммуникативных и других умений, а также личностных качеств.
Таким образом, исследовательская компетентность является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает ученику обучаться, позволяет стать ему более гибким, конкурентноспособным, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость её формирования.
Список литературы:
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование.-2003- №2- с. 55-61.
- Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика. — 1990. — № 12. — С. 65—71.
- Ушаков, А.А. Содержание и развитие исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе / А.А. Ушаков // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы докл. XXVII психол.-пед. чтений Юга России. Ч. I. – Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – С. 314-321
- Савенков А.И. Аспекты компетентности // Директор школы. 2004. –№ 6 — С. 40—48.
- Шапалов В.Н. Формирование социально-личностной компетентности учащихся старших классов — Тюмень: ТОГИРРО, 2003. — 44 с.
- Баранников А.В. Содержание общего образования [Текст]: компетентностный подход / А.В. Баранников. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.