Кулибекова Алма Досымбековна
Развитие речи детей является одной из главных задач, реализуемых в детском саду, в школах. Для лучшего усвоения материала и формирования грамотной речи, необходимо использовать такие средства и приемы, которые будут способствовать лучшему усвоению знаний в данной области. Лучшим помощником в речевом развитии дошкольников является — дидактическая игра. Использование в педагогическом процессе дидактических игр повышают эффективность в развития речи детей.
Дидактические игры – это одно из средств развитие речи детей Дидактические игры являются эффективным средством для речевого развития дошкольников. Систематическое использование дидактических игр способствует лучшему усвоению речи. Задача воспитателя или педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Дидактическая игра— является широко распространённым методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Педагогический подход в области инклюзивного образования утвержденный стандартом учебной программой дошкольного воспитания и обучения формируется в комплексное и активное развитие речи детей через дидактические игры. Если у ребенка задержка речевого развития, то я использую игры с предметами, настольные игры или артикуляционную гимнастику. Я использую такие игры, как: «Собери 5» (группирование предметов по категориям), игры с разрезанными картинками, кубиками
Дидактическая игра — это одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра развивает язык, а язык организует игру. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С помощью данных игр дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Данные игры способствуют активизации словаря, развитию памяти, логического мышления.
Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика. Примеры игр с предметами: «Волшебный мешочек», «Радуга».
Настольно печатные игры
Данные игры очень нравятся детям, они несут не только развлекательный характер, но и являются отличным помощником в речевом развитии детей. Настольно-печатные игры способствуют развитию связной речи, грамматического строя речи, обогащают словарный запас, развивают воображение, мышление, память. Существуют различные виды настольно-печатных игр, способствующих речевому развитию. Это различные «ходилки, домино, лото, звуковые дорожки, кубики с условными знаками. К таким играм относятся: «Подбери слова к рассказу», «Читаем и составляем рассказ из слов», «Составь рассказ по картинкам», «Звуковые дорожки».
Словесные игры
Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте. Примеры словесных игр: «Что это за птица (зверь)?» «Придумай небылицу», «Отвечай быстро», «Назови три предмета», «Кто больше назовет предметов?».
Главная цель воспитателя или педагога заключается в оказании воздействия на коллектив детей через индивидуальный подход к каждому ребёнку. Организуя игру, воспитатель формирует игровое отношение к реальным событиям и тем самым закрепляет нормы поведения, полезные привычки, которые помогут им вне игры, а также активизирует стремление узнавать что-то новое, обогащать свой внутренний духовный мир. Однако, педагогу необходимо помнить, что игры необходимо подбирать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Нельзя забывать и про дидактические принципы, в частности про принцип от простого к сложному. Воспитателю следует обращать внимание и на подбор дидактического материала, учебных ресурсов. Рисунки, плакаты, игрушки и предметные картинки должны быть доступны восприятию и пониманию детей иметь эстетичный вид. Педагог приобщает детей к работе в парах, группах. Для выбора дидактической игры важно знать уровень подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками.
Первым условием, при котором дидактическая игра станет средством развития речи — это наличие основных компонентов: дидактической задачи, правил и игровых действий.
Вторым условием является правильная организация дидактической игры мной как воспитателем, включающая в себя подготовку к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры.
Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.