Баймурзин Азамат Маратович
Туркестанская область
Жетысайский район, поселок Асыката
Коммунальное государственное учреждение
“Школа-гимназии №11 ” Женис»
Учитель русского языка и литературы
Образы чиновников в комедии Н.В.Гоголя “Ревизор” Открытый урок
Раздел | Сатира и юмор | ||||
ФИО педагога | Баймурзин А | ||||
Дата | 06.02.25 г. | ||||
Класс: 8 «В» | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||
Тема урока | Образы чиновников в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | ||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу | 8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий; 8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы); | ||||
Цель урока | · обобщить знания учащихся о героях комедии «Ревизор»; · систематизировать наблюдения; · структурировать информацию по тексту; · делать выводы от частного к общему (вывод о типичности таких героев, как Хлестаков и Городничий). | ||||
Критерии успеха | — анализирует сходства в поступках и характерах героев; — аргументирует примеры из текста; — использует творческий подход; — делает самостоятельные выводы по теме урока; | ||||
Ход урока | |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценива ние | Ресур сы | |
Организацион- ный этап 5- 10 мин | Приветствие учеников Ученики разделены на 3 группы Целеполагание Учитель объявляет тему урока и цели обучения, · обобщить знания учащихся о героях комедии | Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную | Интеракт ивное обучение | Диало гическ ое обуче ние | |
«Ревизор»; · систематизировать наблюдения по тексту; · делать выводы от частного к общему (вывод о типичности таких героев, как Хлестаков и Городничий). Актуализация знаний Мозговой штурм (И) Литературное направление для постановки театра? (Пьеса) Какому роду литературы относится произведение «Ревизор»? (Драма) Жанр произведения? (Комедия) Речь одного человека? (Монолог) Момент наивысшего действия в пьесе? (Кульминация) Разговор двух или нескольких лиц? (Диалог) Фразы собеседников в разговоре? (Реплика) Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» верный: (Подарен автору А.С. Пушкиным) Укажите верную дату постановки комедии (1836 год) Кто из присутствующих на премьере | цель. | Самор егулир уемое обуче ние Крити ческое мышл ение | ||
воскликнул: (Император Николай 1й) | ||||
Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коль рожа крива») Отметьте черту, которая не характерна для чиновников – персонажей комедии (Гостеприимство) | ||||
Изучение нового материала 30 мин | Порок – тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство Богоугодные заведения — название благотворительных учреждений, принятое в России в XIX — начале XX века Произвол — Нарушение норм, правил, регулирующих какую-л. сферу жизни, проявление своеволия,; син. беззаконие, разг.- сниж. беспредел. | Словесна я оценка учителя, «Билет в театр» | Крити ческое мышл ение. Самор егулир уемое обуче ние | |
Кластер (Г) Задание 1 Учащимся будет предложено написать всех чиновников, команда, которая напишет больше всех чиновников выигрывает. | Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер. |
Оценива ние билетами . | (самон аправл енност ь в проце ссе | |
работ |
1 группа
Сценка «Чиновники уездного города» Сообщение Городничего всем чиновникам о приезде Ревизора.
Задание 2 (Г) Работа с таблицей
Учащимся дается таблица для заполнения.
Учащиеся ставят сценку с крылатыми фразами.
Заполняют таблицу
Оценива ние билетами
.
ы над задани ями).
Должнос ть
Имя
Говорящие фамилии
Чем занимается?
Что неладно в его работе?
Городни чий
Антон Антонови ч Сквозник- Дмухановс кий
Подобно сквозняку, может просочить ся куда угодно
Он может надуть любого и при этом сделать вид, что он не при чём
Попечит ель богоугод ных заведени й
Артемий Филиппов ич Земляника
Фамилия означает слащавост ь героя.
Заботится только о том, как бы сделать дело максимально комфортным для себя, Взятки для Земляники явление обычное. Он привык с помощью наличных решать многие проблемы
Смотрит ель училищ
Лука Лукич Хлопов
созвучно холопу, лукавый (хитрый)
Он не в состоянии принимать важные решения, обеспечивать дисциплину и должный уровень образования
Судья
Аммос Федорови ч Ляпкин- Тяпкин
Судья, который всё делает
«на тяп- ляп»
Герой не вникает в происходящее, он подхалим и взяточник
Почтмей стер
Иван Кузьмич Шпекин
имеет польские корни и означает
«шпион».
Почтмейстер вскрывает чужие письма и оставляет некоторые себе. Ему интересна личная жизнь окружающих, порой даже больше собственной
Лекарь
Группа 2
Христиан Иванович Гибнер
образован а от слова
«гибнуть»
Герой равнодушен к пациентам, его не волнует, что происходит в больнице
|
ставят сценку с
крылатыми фразами.
Сценка в трактире Ревизора
Городничий приходит с приветствием к Хлестакову
Заполняют таблицу
Закрепление изученного материала Задание 3 | Оценива ние билетами . | |||||
1. Городничий | 1.«неглупый по-своему человек» | |||||
2. Жена Городничего | 6. «провинциальная кокетка» | |||||
3. Хлестаков | 4. «молодой человек, несколько приглуповат» | |||||
4. Осип | 2. «умнее своего барина» | |||||
5. Ляпкин-Тяпкин | 7. «… прочитавший 5-6 книг» | |||||
6. Земляника | 3. «очень услужлив и суетлив» | |||||
7. Почтмейстер | 5. «простодушный до наивности» | |||||
Работа с таблицей (Г) | ||||||
Рефлексия 3-5 мин | Рефлексия 4 ученика делают вывод к уроку Рассказывают, что такое взяточничество, лживость, лицемерие и высокомерие. | Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. | ||||