Критериальное оценивание как фактор повышения качества знания учащихся в процессе обучения
Алматы қаласы Алмалы ауданы
КММ «№34 гимназиясының»
орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі
Дюсекенова Айгуль Сеитовна
Мастер-класс
«Критериальное оценивание как фактор повышения качества знания учащихся
в процессе обучения».
Провела
учительница русского языка и литературы
Дюсекенова А.С.
2022-2023 учебный год
Цели и задачи мастер-класса: в процессе проведения занятия в практической форме продемонстрировать и привить участникам методы оценивания в различной форме.
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса смогут активно внедрять данный прием в свою практическую деятельность и в разнообразной форме применять для оценивания.
Методы и приемы: формативное оценивание, групповые формы работ, исследовательская беседа.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, стикеры
Ход мастер-класса
- Приветствие .Деление на группы по цвету стикеров.
- Психологический настрой на работу (видеоролик «Жизнь орла»)
Обсуждение просмотренного видеоролика.
– Как вы думаете о чем этот ролик?
- Мотивация к мастер-классу.
– Предлагаю нашу работу начать с упражнения «Взаимные презентации» 2мин.
Инструкция: Сейчас мы разобьёмся на пары. Вам дается 2 минуты на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнёра группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своём партнёре.
Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие важные вопросы:
Предмет моей гордости;
Что я умею делать лучше всего;
Какие качества я наиболее ценю в людях?
Процедура проведения: После этого организуется работа в парах – участникам предоставляется возможность самим выбрать себе партнёра.
По истечению двух минут. Ваша задача построить вашу презентация за 60 секунд. Ровно через минуту я прерву монолог.
Рефлексия. Что нового для себя вы узнали об этом человеке (30 сек)
Похвалить. Три хлопка.
Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто провели взаимопрезентацию друг друга, но и были вовлечены в процесс самооценивания и взаимооценивания.
Мы не часто употребляем в своей речи слово «оценка», но ее применение используем каждый день. Когда едим, когда одеваемся и т.д. Вот и во время урока ученики получают оценку от учителей, от своих сверстников. А ведь с помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. Сегодня человек подвержен стрессовым ситуациям очень часто, так диктуют условия жизни. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания?
4.Предлагаю вашему вниманию клип “Оценка по контрольной”.
Итак что мы видели? Обсуждение.
5.Задание: у доски 2 человека рисуют дом.
Для остальных участников мастер-класса: Возьмите лист бумаги и заставьте его улететь как можно дальше.
Обсуждение после выполнения задания. Почему так получилось.
Оцените свою работу. Проведите взаимооценку рисунков.
Слайд
А теперь оцените рисунок по таким критериям:
1.Фундамент – 1 балл
2.Ступени –1 балл 3.Перила – 1балл 4. Дверь – 1 балл 5. Окно – 1 балл 6. Окно на чердаке – 1 балл 7. Водосточная труба – 1 балл 8. Труба на крыше дома – 1 балл 9. Трава возле дома – 1 балл 10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл Максимальное количество баллов – 10 |
0-4 балла – «2»
5-6 баллов – «3» 7-8 баллов – «4» 9 – 10 баллов – «5» |
Рефлексия по заданию:
Какие виды оценивания были применены?
Насколько отличались оценки и почему?
Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?
Какой из оценок вы остались довольны
Итак, тема нашего мастер-класса «Критериальное оценивание как фактор повышения качества знания учащихся в процессе обучения». Существует огромное количество оценочных техник, мы с вами остановились на технике оценивания, сфокусированной на критериальном оценивании.
6.Показ слайдов.
Виды формативного оценивания
Индекс карточки для обобщения или для вопросов | Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы |
Сигналы рукой | Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:
Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе. |
Светофор | У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно? По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе. |
Одноминутное эссе | Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.
Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными? В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному: Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке. |
Речевые образцы
(подсказки) |
Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д. |
Проверка ошибочности понимания | Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения. |
Индивидуальные
беседы с учащимися |
Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания. |
Трехминутная пауза | Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает уча-
щимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты. Я изменил свое отношение к………. Я узнал больше о …………. Я удивился тому, что…… Я почувствовал … Я относился к ………… |
Измерение
температуры |
Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать. |
Минитест | Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.
Это тесты, предполагающие выбор: из множества предложенных ответов; из правильного/ неправильного ответа; или предполагающие краткий ответ. |
Элективный
(выборочный) тест |
Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ.
Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее. |
Формативный тест | Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.
необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется. |
Дневники / журналы
по самооценке |
Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса. |
Формативный опрос | Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».
– Как, чем _________ похожи или отличаются от ______? – Каковы характеристики (части) _____________________ ? – Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать _____ ? – Какова основная идея, концепция, мораль в __________ ? – Каким образом__________соотносится с _____________ ? – Какие идеи, детали вы можете добавить к ____________ ? – Приведите пример по (к) __________________________ ? – Что неверно в ___________________________________ ? – Какое заключение вы можете сделать ______________? – На какой вопрос мы пытаемся ответить ______________ ? – Какую проблему мы пытаемся решить ? – Что вы предполагаете сделать ______________ ? – Что могло произойти, если бы _____________? – Какие критерии вы использовали бы для оценки ____? –Какие доказательства или подтверждения вы можете привести в поддержку ____________ ? – Как можно подтвердить или опровергнуть ________? – Как это можно рассматривать с точки зрения _____ ? – Какие альтернативы нужно иметь в виду _________? – Какие подходы или методы можно использовать в ____? |
Упражнение на проверку усвоения нового материала | Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:
«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос. Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала». (2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?» |
Внутренний и внешний круг | Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами. |
Обобщение в одном
предложении |
Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?». |
Обобщение в одном
слове |
Учитель дает учащимся задание: “Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему». |
Письменные комментарии (письменная обратная связь) | Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи.
Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры |
Словесная оценка
(устная обратная связь) |
Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.
Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов. |
Самооценивание | Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. |
Две звезды и одно пожелание
(взаимооценивание) |
Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание». |
7.Что же такое критериальное оценивание?
Оценивание – это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном? Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение пилотов. В чем же отличие понятий нормы от критерия. Критерий – это эталон. Норма – показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.
Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как итоговая оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.
На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом и строится критериальное оценивание.
Центральной идеей, определяющей отношение к системе оценивания, является формирование действий контроля и оценки у учащихся. Обязательным компонентом системы оценивания является вырабатывание критериев. Поэтому эту систему можно назвать критериальное оценивание.
Слайд
Виды критериального оценивания
Формативное и суммативное оценивание
В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формативное и суммативное.
Основная цель формативного (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формативные оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала. (Диагностические работы тоже сюда входят)
Одно из основных требований к такому оцениванию – его органичность, слитность с процессом обучения. Совсем не обязательно оно должно выражаться какими-то формальными баллами. Скорее надо стремиться к тому, чтобы оно было как можно более словесно-описательным, то есть максимально информативным для учеников.
Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.
Суммативное оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала. Именно оценки за констатирующие работы служат для формального определения уровня подготовки учащихся. По ним выставляются четвертные и годовые результаты.
Критериальный подход к оцениванию работ учащихся помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.
Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более объективно, а, следовательно, менее эмоционально. Полностью лишить оценку субъективного фактора, видимо, невозможно, да и не нужно, так как это снизит ее социальную значимость.
При ознакомлении и внедрении данной педагогической технологии мы встречаемся с такими понятиями, как критерии, дескрипторы.
Критерии – перечень различных видов деятельности учащегося.
Дескрипторы последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата по каждому критерию и оценивают их определенным количеством баллов.
Рубрика – критерии – дескрипторы. Рубрики показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать
8.На столе тарелка с различными видами яблок.
Обсуждаем пословицу:
Всем известна пословица «Яблоко от яблони недалеко падает».Скажите
– Можно ли на дереве найти два одинаковых яблока?
– Условно наберем корзину яблок. Разложим на кучки:
1) самые красивые (съедим сами или угостим родню)
2) мелкие ( сварим компот)
3) неказистые, червивые (варенье, сушка)
Таким образом, в соответствии с выбранными критериями каждому яблоку нашлось применение.
Вот так и каждый класс похож на такую корзину яблок. Следовательно, очень важно правильно оценить каждого учащегося.
«Яблоки как дети, нет третьего сорта, надо уметь оценить»
- Работа в группах по оцениванию яблок:
а) Оцените по пятибалльной шкале яблоки на тарелках.
! сложно, т.к. нет четких критериев
б) Составьте критерии оценивания этих яблок и оцените по ним
– Какое оценивание было более эффективным и прозрачным? Почему?
10.Подведение итогов
В настоящее время в педагогической практике существует проблема оценивания учебной деятельности. Старые методы оценивания давно уже изжили себя. Сегодня ни одному из учеников не понравится, как по старому традиционному методу оценивают его работу. Порой мы , учителя , не комментируем свое оценивание. Ученики не имеют понятия , за что ему учитель поставил ту или иную оценку. Как и все мои коллеги, я тоже столкнулась с этой проблемой оценивания . Я думаю, что многие учителя рассуждают над вопросами -Что такое отметка? Это средство поощрения или наказания?
Рекомендации по мастер-классу
В качестве рекомендаций для коллег предлагаю:
1. Уделять внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит слабые стороны своей деятельности.
- Для развития объективного оценивания, применять на этапах урока наряду с суммативным и формативное оценивание, так как не все ученики получают оценки «хорошо» и «отлично», а троечники также нуждаются в поощрении и стимулировании.
- Создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания. Для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.
- Оценивать не учащегося, а его работу. А при оценивании работы, акцент делается на положительные стороны, а не на недостатки.
5. Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы.
6. Не делайте много комментариев к одной работе. Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели, и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
ПОМНИТЕ!
«Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние». А. Эйнштейн
Стратегия ПОПС-формула
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Рефлексия
-У вас на столах приготовлены стикеры, на которых вы можете закончить предложение :
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
-В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Только тогда мы будем успешными, а наш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным. Удачи вам!
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718