ДИДАКТИКА, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ
УДК 7378.147
Сайдаева З. Е. бакалавр графики, преподаватель спец. дисциплин КОЛЛЕДЖ-ШКОЛА КАЗГАСА
Салықбай С.Ә. бакалавр графики, преподаватель спец. дисциплин КОЛЛЕДЖ-ШКОЛА КАЗГАСА
ДИДАКТИКА, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация: Данная статья рассматривает роль дидактики в системе современного художественного образования по направлению графического дизайна. Дается определение дидактике, ее роли в решении проблем педагогики. Описывается специфика обучения графического дизайнера, а также перечень требуемых профессиональных знаний и умений по данной специальности. Указывается специфика работы с разными видами компьютерной графики. Анализируются научные труды педагогов-исследователей, посвященные истории дидактики и ее изучению. Уделяется внимание важности грамотного подхода к профессиональному обучению.
Ключевые слова: дидактика, графический дизайн, искусство, творчество, педагогика, профессия, знания, умения.
Аннотация: Бұл мақала Графикалық дизайн бағыты бойынша Заманауи көркемдік білім беру жүйесіндегі дидактиканың рөлін қарастырады. Дидактикаға, оның педагогика мәселелерін шешудегі рөліне анықтама беріледі. Графикалық дизайнерді оқытудың ерекшелігі, сондай-ақ осы мамандық бойынша қажетті кәсіби білім мен дағдылардың тізімі сипатталған. Компьютерлік графиканың әртүрлі түрлерімен жұмыс істеу ерекшелігі көрсетіледі. Дидактика тарихы мен оны зерттеуге арналған педагог-зерттеушілердің ғылыми еңбектері талданады. Кәсіптік оқытуға сауатты көзқарастың маңыздылығына назар аударылады.
Негізгі сөздер: дидактика, Графикалық дизайн, өнер, шығармашылық, педагогика, мамандық, білім, дағды.
Abstract: This article examines the role of didactics in the system of modern art education in the field of graphic design. The definition of didactics, its role in solving problems of pedagogy is given. The specifics of graphic designer training are described, as well as a list of required professional knowledge and skills in this specialty. The specifics of working with different types of computer graphics are indicated. The scientific works of teachers-researchers devoted to the history of didactics and its study are analyzed. Attention is paid to the importance of a competent approach to professional training.
Key words: didactics, graphic design, art, creativity, pedagogy, profession, knowledge, skills.
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая система имеет сложную и разветвленную структуру, в которой проблемам обучения посвящен отдельный раздел под названием «Дидактика». Дидактика художественного образования включает кроме основных позиций и принципов общей дидактики (сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой), еще и специальные, такие как деятельностный подход в обучении и воспитании, дифференцированный и индивидуальный подход, принцип социально-адаптирующей направленности образования, принцип педагогического оптимизма, необходимость специального педагогического руководства. Обучение студентов средствами и в формах искусства становится важной гранью исследовательской работы.
Одним из основных принципов современной образовательной системы является поэтапное обучение, в котором передача знаний и умений исходит от простого к сложному, а по сложности и объему своего содержания оно рассчитано на определенные возрастные группы. Порядок построения учебного процесса обеспечивает его педагогическую эффективность, делая получаемую информацию для учащихся ясной и логичной. Такой подход крайне важен в развитии мышления ученика и способствует избеганию нервного и умственного переутомления.
Непосредственный вклад самих педагогов в совершенствование педагогической системы определил путь истории развития педагогики как науки и искусства. Поэтому педагогика, являющаяся отражением общественных интересов и потребностей, всегда чутко реагирует на все социальные и профессиональные перемены.
С греческого языка слово «дидактика» переводится как «поучающая, относящаяся к обучению» и представляет собой теорию обучения, призванную устанавливать закономерность усвоения учащимися знаний и связанное с учебным процессом развитие. Определяя объем знаний, усваиваемых учащимися разных возрастных групп, можно выявить связь различных способов и методов передачи информации со степенью эффективности их обучающего воздействия. Целенаправленное использование дидактических средств, способов и методов в учебном процессе способствует его оптимизации.
Термин «Дидактика» впервые применил в своей практике немецкий преподаватель Вольфганг Ратке, который называл свой обучающий курс «Искусством преподавания». Ратке полагал, что процесс познания состоит из двух этапов – восприятия действительности и ее осмысления [1]. Сознание ученика для него ассоциировалось с чистой доской, на которой можно написать все желаемое. При этом педагог настаивал на том, что нельзя учить одновременно разным вещам, а раскрытие содержания темы урока должно осуществляться от общего к частному. В. Ратке приписывают создание методологии образования – науки, которая определяет критерии педагогических исследований и содержание образовательного процесса. Немецкий педагог выступал за повышение авторитета учителей в обществе, что напрямую связано с уважением учениками своего учителя. Данный фактор оказывает сильное воздействие на процесс обучения, так как уважение к учителю обеспечивает порядок в учебной аудитории и повышает внимательность учеников на занятиях.
Первым, кто занялся разработкой дидактики как системы научных знаний, был чешский педагог-гуманист и писатель Ян Амос Коменский. Его наиболее известный теоретический труд – «Великая дидактика», в котором он подробно и последовательно описывает принципы и методы организации образовательного процесса, а также дает определение его важности в гуманизации подрастающего поколения. Коменский считал, что педагогические средства должны быть основаны на природных данных, так как человек является неотъемлемой частью природы, и ему следует подчиняться ее законам. Яном Амосом Коменским был введен термин «природосообразность», получавший массовое распространение и поддержку в педагогическом сообществе [2]. В дидактике этот термин используется как обозначение ориентированности методики обучения на законы природы в процессе передачи знаний и умений, а также соответствие объема и качества учебного материала возрастным особенностям учащихся.
Проблемам дидактики посвятили исследовательские работы многие отечественные педагоги, внеся вклад в ее развитие. Среди них особую значимость приобрели труды М.Н. Скаткина, в которых освещены фундаментальные проблемы дидактики. Дидактическая система М.Н. Скаткина охватывает теоретические и практические вопросы, которые относятся к требованиям проведения урока, которые до сих пор актуальны: борьба с профанацией учебного процесса и переутомлением учеников во время занятий, приобщение учащихся к исследовательской деятельности.
Актуальность многих теоретических выводов М.Н. Скаткина дает возможность их использования в современном образовании. В частности, проблема переутомления стоит достаточно остро в обучении графическому дизайну, так как оно включает в себя достаточно длительное нахождение учеников за персональными компьютерами. М.Н. Скаткин был первым в отечественной педагогике, кто осветил проблемы, связанные с переутомлением учеников на занятиях, но, к сожалению, эти проблемы не только не решены, но стали более остры. Одной из главных проблем, которые ставил Скаткин М.Н. перед грядущими поколениями педагогов, было превращение ученика из объекта в субъект, а педагога из носителя информации в организатора жизнедеятельности учеников [3].
Понятие профессии представляет собой род конкретной трудовой деятельности человека, знания и навыки для осуществления которой он приобретает в процессе специальной подготовки. В переводе с латинского языка слово «профессия» означает «объявляю своим делом». Избрание профессии, таким образом, является персональным выбором человека, делом всей его жизни.
Дизайн, являясь прикладным видом изобразительного искусства, сочетает в себе процесс творчества в совокупности с художественным конструированием. Графический дизайн является отраслью дизайна, отвечающей за визуальную коммуникацию посредством создания графических композиций с использованием символов, знаков, текста, фотографий и иллюстраций. Профессия дизайнер требует от профессионала художественных и технических навыков, так как промышленный дизайн находится на стыке искусства и техники. В процессе обучения студенты получают знания и осваивают способы практической деятельности по предметам: дизайн-проектирование, типографика, макетирование, выполнение художественно-конструкторских проектов в материале, иллюстрирование и т.д.
Лучшей методикой обучения для усвоения учащимися учебного материала является наглядная демонстрация того, как именно они могут применить получаемые знания и умения на практике. Это способствует не только повышению заинтересованности, но и помогает наиболее ясному восприятию информации. Процесс такой наглядной демонстрации педагогу необходимо снабжать профессиональными комментариями, показывая все стадии работы с их функцией и описанием. Это обеспечит грамотное общее представление будущих дизайнеров о своей работе.
Соответственно в работе педагога должны сочетаться принципы общей и художественной дидактики. Дидактические принципы музыкального обучения в школе, разработанные Э.Б. Абдуловым, можно трансформировать к обучению художественным дисциплинам в школе и колледже:
– принцип единства воспитания, образования и развития школьников в художественном обучении, который предполагает, что «освоение духовного богатства» искусства обусловливает, в свою очередь, «развитие отношения к нему и воспитание идейных, нравственных, эстетических качеств обучающегося. Кроме того, в процессе общения с искусством происходит расширение представлений и освоение ключевых знаний;
– принцип научности, который «выступает в качестве логической основы построения системы художественного обучения;
– принцип связи художественного обучения с жизнью, который заключен в самом содержании уроков по изобразительному искусству.
Профессиональное мастерство дизайнера весьма сложно и многогранно, оно требует от преподавателя как умения раскрыть творческий потенциал своих учеников, так и высокого уровня технических знаний по преподаваемым профильным дисциплинам.
В профессиональные компетенции графического дизайнера входит владение профессиональным оборудованием и программным обеспечением (компьютерные и печатные технологии, графические редакторы по работе с разными видами компьютерной графики), развитое эстетическое восприятие, ориентирование в экономике и социокультурных процессах. Формирование профессиональных компетенций специалиста в области искусств закладывает фундамент будущего художественного и культурного наследия.
Понимание того, что восприятие ребенка и взрослого человека значительно отличается друг от друга, сыграло важную роль не только в развитии и формировании педагогики как науки, но и повлияло на проектирование продуктов дизайна, рассчитанных на разные возрастные группы. К примеру, при разработке оформления книжного издания для детей, графический дизайнер учитывает возрастную специфику, подбирая определенные параметры формы, цвета, размера иллюстраций и текста.
Важность демонстрации различий между предметами обучения, о которой заявлял Ян Амос Коменский в контексте того, что это способствует более отчетливому пониманию свойств и качеств каждого из них, находит свое отражение в обучении графическому дизайну. Примером этому служит методика обучения студентов компьютерной графике, которая учитывает технические различия ее видов и связанные с этим области применения. В своей работе графический дизайнер использует графические редакторы по работе с векторной и растровой компьютерной графикой Векторная графика представляет собой создание графических изображений, форму которых образует вектор (линия с заданным направлением). Изменение формы и направления линии осуществляется путем взаимодействия с опорными точками, к которым привязана данная линия. Векторное изображение не обладает фотореалистичным эффектом, больше всего напоминая декоративную графику. При этом векторная графика имеет возможность свободного изменения размера изображения без потери его четкости. Областью применения векторной графики является создание различных графических изображений, таких как логотипы, знаки, эмблемы, а также разработка всевозможных схем и макетов, данный вид графики также используют в рисунке для гравировки на лазерных станках [4]. Растровое изображение представляет собой сетку цветных точек, называемых пикселями. Благодаря оптическому смешению цвета, открытому еще в XIX столетии французским химиком Шеврелем, пиксели, расположенные рядом друг с другом, образуют глубокие и насыщенные тональные и цветовые градации благодаря свойствам нашего зрительного восприятия. Работа с растровой графикой обеспечивает дизайнеру возможность создания различных реалистичных изображений, применяя эффекты объема, освещения и т.д., а также редактирование фотографий. С начала XX столетия фотография активно участвовала в проектировании художественной продукции. В современном мире графического дизайна использование фотографии еще больше возросло. Умение грамотно сочетать фото с текстом по композиции и графической стилистике является одним из ключевых профессиональных умений дизайнера. Особенно часто данное умение требуется для разработки рекламной продукции различного вида. Владея возможностями работы с разными видами компьютерной графики, графический дизайнер имеет ясное представление об их достоинствах и недостатках в сравнении друг с другом.
Научный подход к изучению образовательного процесса позволяет разрабатывать современные дидактические пособия и методики их использования. Актуальность данных методик заключается в их эффективности и соответствии стандартам качества современного образования, устанавливаемых на основе требуемого обществом и реалиями времени, уровня профессионализма квалифицированных кадров. Профессионализм специалиста является основополагающим фактором в его трудоустройстве, а также дает возможность оказывать влияние на всю профессиональную сферу деятельности в целом. Представление об уровне профессионализма всегда относительно и непостоянно, так как современный мир богат на частые перемены в подходах к профессиональной деятельности, которые зависят как от обновления технического оборудования, так и от изменения спроса в обществе на определенные продукты или услуги.
Ситуация, связанная с изменчивостью профессиональных стандартов, позволяет нам сделать вывод о том, что по-настоящему эффективные методики обучения с точки зрения дидактики должны отличаться гибкостью и чувствительностью к переменам в обществе в подходах и решениях, применяемых в процессе обучения. В подобных методиках обязательным является ориентирование на современное производство и преобладающие тенденции в графическом дизайне для актуализации цели, формы и содержания художественной дидактики. Это накладывает особые требования к средствам обучения: компьютерам с современным программным обеспечением, востребованным в среде графического дизайна с целью наилучшей подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности, так как именно с их помощью преподаватель сможет объяснять и продемонстрировать связь возможностей компьютерных технологий с использованием различных художественных приемов и решений в дизайне.
Кроме оборудования компьютерного класса важны и другие условия, способствующие эффективному проведению учебных занятий, обеспечивающие комфортную эмоциональную атмосферу, повышающие уровень восприятия учеников и усвоения получаемых ими знаний.
Особенностью принципа наглядного обучения в графическом дизайне является применение компьютерных технологий, так как владение данными технологиями является обязательным профессиональным требованием специальности графического дизайнера. Компьютерные технологии способствуют интерактивному обучению, так как в процессе демонстрации выполнения рабочих операций в компьютерной программе любой этап работы, демонстрирующийся на экране с помощью проектора или отображающийся на цифровой доске, учащийся может повторить, выполнив его самостоятельно на своем персональном рабочем цифровом устройстве. Данный учебный материал, связанный с высокими технологиями, необходимо преподносить простым и ясным языком, доступным для понимания учащегося, а также для повышения значимости рассматриваемого материала и, следовательно, лучшего запоминания, стоит делать отсылку на практическое применение в рабочей среде графического дизайна любой описываемой программной опции или функции. Помимо использования профессиональных графических редакторов по работе с разными видами компьютерной графики, обучение графическому дизайну затрагивает технические аспекты печатного процесса с целью соблюдения правил печати при выборе соответствующих программных настроек. Также процесс печати позволяет ощутить студентами итоговый результат проделываемой работы, от первых этапов проектирования до конечного продукта.
Преподаватель не является лишь только транслятором знаний, основная задача в обучении для него заключается в том, чтобы научить ученика логически мыслить, сформировать в нем полноценную здоровую личность. При такой задаче необходимо учитывать индивидуальные природные, психологические особенности каждого ученика, поскольку одни и те же принципы в методике обучения далеко не всегда имеют равное влияние на всех учеников. В связи с этим приходится корректировать методику обучения, отражая в ней более индивидуальные подходы в организации занятия и оценке успеваемости. На своем личном педагогическом опыте я убедился, что некоторые студенты хуже усваивают материал, и требуется больше мотивации для выполнения учебных заданий. Для активирования их учебной деятельности я выработал метод по введению дополнительных упражнений с целью решения возникших проблем в работе студента, а также повышения его заинтересованности возможностями компьютерной графики. Эти упражнения представляют собой выполнение профессиональных операций в графических редакторах по созданию художественно-графических изображений, используемых в графическом дизайне (логотипы, знаки, пиктограммы, монограммы).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Москва: Просвещение, 1983.
- Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: учебное пособие. Москва: Форум, 2013.
- Печко Л.П. Проблемы активизации креативности у одаренных подростков в художественно-эстетической среде образования (интердисциплинарный культур[1]но-эстетический аспект). Москва: Педагогика искусства, 2016.
- Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник. Москва: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
- Командышко Е.Ф. Савенкова Л.Г. Научные школы педагогики искусства в современном образовании: материалы I-го Международного научно-практического форума. Москва: Педагогика искусства, 2012.
- Подобед М.С. Современные тенденции художественного образования за рубежом (на примере дисциплины «Графический дизайн»). Москва: Педагогика искусства, 2018.
- Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебник. Москва: ЮНИТИ, 2014.
- Чернышова Л.И., Островский Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие Москва: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718