Инфографика – как инструмент визуализации на уроках русского языка и литературы

 

Инфографика – как  инструмент визуализации на уроках
русского языка и литературы

 

Сатыбалдиева Мейрамгуль Жетыбаевна

Учитель русского языка и литературы

Атырауская область Курмангазинский район  село Жамбыл

Общая средняя школа имени Панфилова

 

Информация прекрасна и жить без неё невозможно. Но она нуждается в ком-то, кто отфильтрует массивы окружающей нас информации и получит в результате что-то читабельное и полезное для использования.

 

Мартин Оберхаузер

 

По данным психологов:

85 % современных школьников это визуалы,

9% аудиалы,

5% кинистеты и только

1% дискреты

Использование  метода визуализации:

Слово «визуализация» происходит от латинского visualis — воспринимаемый зрительно, наглядный.

В педагогике данное понятие реализуется под названием одного из традиционных педагогических принципов — принципа наглядности.

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных.

Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации.

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике.

Визуализация в обучении  позволяет решить следующие педагогические задачи:

‒ обеспечение интенсификации обучения;

‒ активизации учебной и познавательной деятельности;

‒ формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия;

‒  формирование образного представления знаний и учебных действий;

‒ передача знаний;

‒ формирование умения распознавания образов;

‒ повышения визуальной грамотности и визуальной культуры;

‒  перенос образовательной информации;

‒ формирования навыков автоматизированного контроля знаний.

Техники визуализации учебной информации. Графический способ подачи информации, данных и знаний:

Принципы:

‒ содержательность;

‒ смысл;

‒ легкость восприятия;

‒ аллегоричность.

Формы:

‒ таблицы,

‒ диаграммы,

‒ графические элементы.

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала ;
  • при повторении;
  • при закреплении;
  • при контроле и систематизации ;
  • при обобщении,
  • при выполнении домашних заданий;
  • на уроках развития речи;
  • при заучивании наизусть;
  • при работе с текстом произведения;
  • при самостоятельной работе…

Разновидности визуализации на современном уроке:

видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развёрнутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, тренажёры- все средства зрительного восприятия помогает создать кабинет, оснащённый компьютером ,интерактивной доской, принтером, сканером, мультимедийным сопровождением и Интернетом.

Традиционные способы визуализации:

  • Опорные конспекты
  • Схемы
  • Таблицы
  • Планы
  • Развернутые вопросы и ответы
  • Тренажеры и пр.

Современные средства визуализации:

  • Инфографика
  • Интеллект-карты
  • Облако слов
  • Коллаж
  • Лента времени
  • Различные интерактивные задания

Облако слов или тегов (англ. tagcloud, wordcloud, wordle) – это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Облако слов на сайтах устроено по принципу гиперссылок, где слово имеет тем больший размер в облаке, чем чаще оно встречается на сайте. Встречаются облака, в которых важность слова подчеркивается цветом.

Специальные программные средства для создания облаков слов:

  • com
  • com
  • net
  • Облакослов.рф

Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде.

Направления работы с инфографикой в образовательном процессе:

Анализ учащимися созданной учителем инфографики.  Методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием:

Учащимся предлагаются задания, направленные на:

‒ анализ информации;

‒ сопоставление приведенных фактов;

‒ формулировка выводов;

‒ обобщение и постановка вопросов к представленной информации;

‒ задания на функциональное чтение.

Задания на функциональное чтение:

‒ опишите представленного персонажа (событие);

‒ представьте данные в табличной форме, как они будут изменяться в дальнейшем;

‒ составьте рассказ (план);

‒ дополните недостающие в тексте данные, используя инфографику.

Направления работы с инфографикой в образовательном процессе. Создание инфографикиучащимися: под руководством учителя на основе имеющихся данных .

Этапы создания инфографики:

  1. Формулирование цели создания и определение аудитории.
  2. Сбор определенного количества данных, материала по теме (данные могут быть представлены в различных форматах — текстовый контент, графика, видео материалы, страницы таблиц и др.).
  3. Аналитика и обработка информации (привести материал к одному знаменателю: неоформленные графики, гистограммы).
  4. Построение доступной визуализации, верстка (весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид, выбирается формат: презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик).

Направления использования инфографики в образовательном процессе:

‒ организация целенаправленного восприятия информации;

‒ запоминание информации с опорой на графические образы;

‒ отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;

‒ способ делиться знаниями и результатами исследований;

‒ способ обработки данных исследований;

‒ развитие критического мышления;

‒ формирование навыков функционального чтения.

Возможности применения на уроках литературы:

  • задание «Сформулируй тему урока» –в облако включить слова по

теме урока либо из формулировки темы урока, которую учащиеся должны определить;

  • задание «Угадай автора и название произведения» — в облако в этом

случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;

  • задание «Собери имена героев» — учащимся предлагается самим

составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений либо одного крупного произведения, можно добавить лишних персонажей для исключения;

  • задание «Облако эмоций» — собрать в облако слова, которые

раскрывают, какие чувства испытывает автор либо герой произведения;

  • задание «Облако признаков» — собрать в облако слова, которые

описывают какой-либо предмет, явление, событие, героя;

  • задание «Собери стихотворение» — слова из небольшого по размеру

стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;

  • задание «Угадай пословицу (поговорку и т.п.)» — дается

большинство слов из пословицы, несколько пропущено;

  • на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит

основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие и т.д.

«Лента времени» (англ. timeline) это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время.

  • Таймлайнинг к произведению «Алые Паруса» А.Грина
  • Рождение Ассоль – Смерть Мери – Возвращение Лангрена – Месть – Отчуждение – Предсказание – Вера в мечту – утро Ассоль – перстень – исполнение мечты.

Фотоколлаж. Средства создания коллажей:

Еще одно из средств визуализации информации, которое представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.

  • com
  • ru
  • Avatan
  • Photoshop
  • Сcom
  • com
  • com
  • Picasa

Научно-популярное кино, документальное кино:

один из видов научного кино, в общедоступной форме распространяющий знания, рассказывающий о развитии науки и техники и их взаимодействии с практикой. Оно служит целям образования и воспитания и активно влияет на мировоззрение зрителей.

Первые упоминания об использовании кино для образования и просвещения относятся к 1896—98 гг.

Важной особенностью НПФ (научно-популярных фильмов) и документальных фильмов является возможность пропагандировать достижения науки, техники, культуры, их влияния на жизнь общества, объяснение тех или иных природных и общественных явлений, теоретических проблем науки или популяризация открытий.

Создание презентации с интерактивными слайдами:

  • В ходе создания презентации используется большой выбор

инструментов, такие как ключевые слова, ссылки, изображения, аудио и видео клипов, а также различного рода интерактивные объекты, которые можно врезать в слайды презентации.

  • Здесь для работы пользователю предложено несколько вариантов

тестов, опросов, результирующих опросов.

  • По умолчанию предусмотрен результирующий слайд на котором

сведены на одну все итоги работы с интерактивностями презентации.

  • Презентации, созданные с использованием инструментария сервиса,

являются гибкими в использовании, просты для создания, публикации и редактирования.

Создание простых заданий и игр:

  • Флеш-карты
  • Диалог-карты
  • Упражнения «Угадай ответ», с переносом слов, «Отметь слова», заполнение текста с пропусками, «Найди горячую точку»
  • Викторина «Правда или ложь»
  • Викторина – утверждение
  • И другие…

Создание интерактивного видео:

Начав с загрузки видео, учитель может воспользоваться богатым набором интерактивных объектов, которые с успехом можно использовать в работе:

  • Есть возможность добавления результирующего кадра, на

котором могут быть показаны все результаты в решении интерактивных заданий.

  • Для добавления объекта перетаскиваем элемент из панели

инструментов на видео.

  • Каждая интерактвность привязана на тот отрезок времени для

демонстрации видео, который покажется вам удобным.

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Примеры инфографики:

  • Сущ. – СЧР, кто? Что? , предмет, ________ , _ _ _ _ _,  _._._.
  • Глаг. – СЧР, что делать? Действие, __________

На уроках русского языка учитель и ученики оперируют большими объемами информации, которые современному школьнику в текстовом виде усвоить очень сложно. Подача фактов о русском языке в компактном виде способна решить эту проблему, ведь правила орфографии и пунктуации или материал для изучения будут даны сжато, интересно и доступно.

Сложный материал, преподнесённый в виде инфографики, усваивается учеником быстро и чётко, ведь графическая информация, по мнению многих учёных, постигается легче, чем текстовая.

Инфографика способствует развитию навыков говорения, т.к. у ученика нет готового текста, а только информация, при помощи которой можно построить своё высказывание. Таким образом, инфографику не читают в привычном смысле, а изучают, делают выводы и создают собственный текст. Этот метод позволяет не только транслировать информацию, но выполняет аналитическую, конструктивную, адаптивную, экспрессивную и эстетическую функции .

Например, при изучении многих тем можно использовать инфографику  любого рецепта.

Запишите рецепт, используя глаголы в будущем времени в 3 лице множественного числа.

Измените наклонение глаголов в рецепте. Используйте глаголы в будущем времени во 2 лице множественного числа в повелительном наклонении («сделайте»), обозначьте окончания глаголов.

Выпишите из инфографики все вещественные существительные.

Выпишите из инфографики все количественные числительные.

Используя инфографику, восстановите пропуски в тексте при помощи количественных числительных: Для приготовления овсяного печенья вам понадобится ________ стакан овсяных хлопьев, ___ яйца, _____________________________  граммов сливочного масла, __________ стакан сахара, ___________ стакана муки, ванилин и _______ граммов разрыхлителя.

Создайте текст на основе инфографики.

 

Инфографика на уроках литературы:

  • – Найти в инфографике 5-10 интересных фактов, событий, вершин в биографии писателя.
  • – Проверить источники на истинность (найти подтверждение им в научных источниках).
  • – Сделать краткое резюме, используя инфографику.
  • – Составить анкету-опросник по приведенной информации для проверки понимания другими учащимися.
  • – Рефлексия: «Что особенно запомнилось в данной инфографике?»

На уроках литературы проводится анализ персонажей — героев произведений. Как описывает героя автор? Как он выглядит, во что одет, какие привычки или яркие черты говорят о его внутреннем мире? Почему герой поступил именно так? Ответы на все эти вопросы выбираются из текста — на их основе создаётся графический портрет.

Визуализация при изучении литературных терминов:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

А. Блок

Литературные приёмы:

Аллитератция Бессмысленный и тусклый свет;

Градация: ночь, улица, фонарь, аптека.

 

Интеллект-карта:

Графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.

Формы:ментальная карта; диаграмма связей; карта мыслей, ассоциативная карта, mind map.

Используется:

‒ инструмент для структурирования идей;

‒  планирование времени;

‒ запоминание больших объемов информации;

‒ проведение мозговых штурмов

Правила составления ментальной карты:

  1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Тема – в центре листа.
  2. Записывать только ключевые слова – наиболее характерные, яркие, «говорящие».
  3. Ключевые слова помещаются НА ветвях.
  4. На каждой линии только одно ключевое слово печатными буквами.
  5. Длина линии = длина слова.
  6. Размер букв и толщина линий – в зависимости от степени важности ключевого слова.
  7. Использовать разные цвета,рисунки и символы.
  8. Организовывать пространство, НЕ оставлять пустого места и НЕ размещать ветви слишком плотно.

Опора на визуальное восприятие может сделать уроки  русского языка и литературы более понятными для современных детей.

Экранизации и иллюстрации из вспомогательного средства могут превратиться в ключ к пониманию художественного текста.  Понимание правил и структуры языка  станет проще для запоминания  если в процессе изучения будут применяться ассоциативные рисунки, интеллект карты, инографы и прочее.

Приведённые примеры – это только малая доля существующих приёмов визуализации. Но главное что объединяет все эти методы – это желание учителя научить и заинтересовать своим предметом.

Подведём итоги:

Таким образом, визуализация учебной информации на уроке позволяет  решать целый ряд педагогических задач и, прежде всего:

  • активизацию познавательной деятельности;
  • развитие визуального мышления;
  • обеспечение интенсификации обучения.
  • А также повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.

 

Использованная литература:

 

  1. Климкина Людмила Николаевна, «Инструменты визуализации на уроках русского языка и литературы»
  2. Мокшина Юлия Львовна, учитель русского языка и литературы, аспирант Санкт-Петербургский государственный университет, «Инфографика как инструмент визуализации на уроках русского языка и литературы».
  3. Овсюкова Ольга Александровна. МАОУ г. Иркутска, СОШ № 69. «Использование инфографики на уроках русского языка».
  4. Инфографика об инфографике (обучающие фильмы): http://www.e-osnova.ru/upload/file/2415_4.pdfhttps://yandex.ru/video/search?text
  5. Сервер динамической инфографики по литературе – Клуб «Умная школа».
  6. Сервисы для создания инфографики: Piktochart, Easel.ly, Canva, Wordle.
  7. https://infourok.ru/prezentaciya-tehnologii-vizualizacii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-5127787.html

Bilimger.kz Республикалық білім порталы

Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.

Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *