Среднее арифметическое нескольких чисел

Алматы қаласы Алмалы ауданы

КММ №34 гимназиясының математика пәнінің мұғалімі

Шакрова Арзигул Абликимовна

 

Урок математики на тему «Среднее арифметическое нескольких чисел»

 

т.87772879104

 

Раздел 6.8.  Статистика. Комбинаторика
Ф.И.О (при его наличии) педагога Шакрова Арзигул Абликимовна
Дата  
Класс: 6 Количество

Присутствующих 31

Количество

отсутствующих

Тема урока Среднее арифметическое нескольких чисел.
Цели обучения в соответствии с учебнойпрограммой 6.4.3.1 Знать определение среднего арифметического нескольких чисел.

6.4.3.2  Вычислять статистические числовые характеристики.

Цели урока Все учащиеся смогут: Знать алгоритм нахождения среднего арифметического и средней скорости движения;

Большинство учащихся будут уметь: Применять данные алгоритмы на практике.

Некоторые учащиеся смогут: Объяснять и комментировать решение нахождение средней скорости движения.

 

Ход урока

Этап урока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы
Начало урока.

 

7 мин

Ι. Организационный

момент

 

Учитель

а) Приветствует учащихся;

б)  Эпиграф к уроку:

“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”

М.В.Ломоносов.

 

 

 

Учитель раздает оценочные листы каждому ученику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания:

 

Парная работа.

Цель: формирование межличностных отношений.

 

Описание: Учитель на слайде показывает решение домашнего задания.

 

 

 

Все учащиеся включаются в деловой ритм урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый ученик на каждом этапе урока проставляет себе баллы по одному за каждый правильный ответ.

 

 

 

 

 

 

Ученики меняются тетрадями и выполняют проверку домашнего задания соседа по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дескриптор:

При правильном выполнении задания ученики проставляют себе один балл.

 

 

Интерактивная доска

 

Презентация

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

Середина урока.

 

33 мин

 

 

 

ІІ. Актуализация знаний

 

Метод «Классификация»

 

Описание:Учитель раздает карточки с заданиями. По результатам решения задания на повторение пройденного материала в карточках ученики будут разделены в три группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный счет:

 

1 группа

 

 

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

Решение задач.

 

Учитель:

 

Ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с алгоритмом  нахождения среднего арифметического и средней скорости. Сегодня мы с вами порешаем задачи на нахождение средней скорости.

 

Давайте для начала перенесемся к началу певого тысячилетия до нашей эры, когда происходит становление кочевого, полукочевого, оседлого типа хозяйства в Казахстане.В кочевом быту казахов аул представлял группу юрт, объединенную по хозяйственному и семейному признаку. Аул имел свои постоянные урочища для кочевки: к о к т е у – весеннее, ж а й л я у – летнее, к у з е у – осеннее и к с т а у – зимнее, где были выстроены деревянные и глиняные постройки.

 

 

Давайте решим задачу на нахождение средней скорости, с которой двигались казахи при кочевом типе хозяйства.

 

 

Задача №1.

 

1 группа:

 

Казахи южной части степей Сары-Арки, которые не только летом, но и зимой вели кочевой образ жизни в низовьях Чу, отправились от реки Чу до Улытауских гор. В первые пять днейони прошли 500 км, в следующие пять дней 460 км. Определите с какой средней скоростью они шли все 10 дней. Учтите то, что время, потраченное на сон также включается в расчет.

 

Решение:

 

1) S=500+460=960 км.

2) t=10*24=240 часов

3) Vср= 960/240=4 км/ч

 

Ответ: 4 км/ч

 

2 группа:

 

Кочевое население правобережья Сырдарьи отправилось от реки Сырдарья  до Кустаная.В первые восемь дней они прошли 700 км, в следующие пять дней 548 км. Определите с какой средней скоростью они шли все 13 дней. Учтите то, что время, потраченное на сон также включается в расчет.

 

Решение:

 

1) S=700+548=1248 км.

2) t=13*24=312 часов

3) Vср= 960/312=4 км/ч

 

Ответ: 4 км/ч

 

3 группа:

 

Кочевое населениесреднего жуза отправилось от реки Иртыш до южного побережья озера Балхаш.В первые пятьдней они прошли 480 км, в следующие четыре дня 384 км. Определите с какой средней скоростью они шли все 9 дней. Учтите то, что время, потраченное на сон также включается в расчет.

 

Решение:

 

1) S=480+384=864 км.

2) t=9*24=216 часов

3) Vср= 864/216=4 км/ч

 

Ответ: 4 км/ч

 

А теперь давайте посмотрим, как сократилось время проведенное в пути с одного пункта в другое при основании железной дороги и поездов в Казахстане.

 

Годом основания железнодорожного транспорта в Казахстане считается 1904 год, когда началось строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги протяженностью 1668 км. Эта магистраль была введена в эксплуатацию в 1905—1906 годах, соединив европейскую Россию со Средней Азией. Вдоль железнодорожной линии выросли города и промышленные центры: Актюбинск, Новоказалинск, Туркестан, Кызыл-Орда, Аральск. При появлении железной дороги стало проще добераться с одного города до другого.

 

 

Теперь давайте решим задачи на нахождение средней скорости поезда.

 

 

 

 

 

Задача №2.

 

1 группа:

 

Отец Ермека отправился в командировку с Алматы до Караганды на поезде. Все расстояние составляет 1 000 км. Поезд делает несколько больших остановок на станциях Сары-Шаган, Акадыр, Отар, Мойынты, Чиганак по 24 минуты. От Алматы до Сары-Шаган поезд едет 2 часа, от Сары-Шаган до Акадыр 3 часа, от Акадыри до Отар 5 часов, от Отар до Мойынты 4 часов, от Мойынты до Чиганак 1 час, от Чиганак до Караганды 3 часа. Определите среднею скорость поезда.

 

Решение:

 

1) t=24*5=120  минут=2 часана остановки

2) t=2+2+3+5+4+1+3=20 часов

3) Vср= 1 000/20=50 км/ч

 

Ответ: 50 км/ч

 

2 группа:

 

Отец Ярослава отправился в командировку с  Кокшетау  до Костаная на поезде. Все расстояние составляет 450 км. Поезд делает несколько больших остановок на станциях Новоишимская, Шоккарагай, Сарыколь, Володарское, Бармакпо 12 минут. От Кокшетау  до Новоишимская поезд едет 1 час, от Новоишимская до Шоккарагай 2 часа, от Шоккарагай до Сарыколь  2  часа, от Сарыколь до Володарское 1 час, от Володарское до Бармакпо 1 час, от Бармакпо до Костаная  1 час. Определите среднею скорость поезда.

 

Решение:

 

1) t=12*5=60  минут=1 часна остановки

2) t=1+1+2+2+1+1+1=9 часов

3) Vср= 450/9=50 км/ч

 

Ответ: 50 км/ч

 

 

 

3 группа:

 

Отец Куралай отправился в командировку с  Павлодара до г.Балхаш на поезде. Все расстояние составляет 800 км. Поезд делает несколько больших остановок на станциях Аксу 2, Дегелен, Аксу 1, Коктобе, Жолкудук 24 минут. От Повладара  до Аксу 2поезд едет 3 часа, от Аксу 2 до Дегелен 1 час, от Дегелен до Аксу 1  4  часа, от Аксу 1 до Коктобе 1 час, от Коктобедо Жолкудук 3 час, от Жолкудук до г.Балхаш2 часа. Определите среднею скорость поезда.

 

Решение:

 

1) t=24*5=120  минут=2 часана остановки

2) t=2+3+1+4+1+3+2=16 часов

3) Vср= 800/16=50 км/ч

 

Ответ: 50 км/ч

 

Учитель собирает оценочные листы.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выполняют задания на карточках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики поочередно сначало с первой группы, а затем с остальных устно решают примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа получает карточки с задачами № 1 и решают.

 

При правильном решении  ученики ставят себе баллы по дескриптору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа получает карточки с задачами № 2 и решают.

 

При правильном решении  ученики ставят себе баллы по дескриптору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики подсчитывают общий балл за урок.

 

 

 

 

 

 

Дескриптор:

При правильном выполнении задания ученики проставляют себе один балл и делятся на группы.

 

1 группа- ответ 3

2 группа- ответ 4

3 группа- ответ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дескриптор:

 

При правильном ответе отвечающий ученик ставит себе один балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дескриптор:

 

1. переводит одни единицы измерения в другие -1 б;

 

2. находит общее время-2 б;

 

3. вычисляет среднюю скорость, применяя формулу- 1 б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дескриптор:

 

1. переводит одни единицы измерения в другие -1 б;

 

2. находит общее время-2 б;

 

3. вычисляет среднюю скорость, применяя формулу- 1 б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Карточки с заданиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки (Приложение 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки (Приложение 4)

 

Конец урока.

 

5 мин

 

 

Рефлексия:( 2  мин)

 

 

 

 

Домашнее задание:

 

Придумать задачу на нахождение

средней скорости самолета.

Делают вывод.

Во время рефлексии, поднимают стикер нужного цвета.

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похвала учителя  

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Лист самооценки:

____________________________________

 

Выполнение домашнего задания  
Решение задания по карточки №1  
Решение задачи №1  
Решение задачи №2  
Итого:  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Карточка №1

Найдите среднее арифметическое следующих чисел:

2   3   4  7  9  2  1

 

 

Карточка №2

Найдите среднее арифметическое следующих чисел:

3   3   4  8   2

 

 

Карточка №3

Найдите среднее арифметическое следующих чисел:

5   8   4  7   1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Задача №1.

 

1 группа:

 

Казахи южной части степей Сары-Арки, которые не только летом, но и зимой вели кочевой образ жизни в низовьях Чу, отправились от реки Чу до Улытауских гор. В первые пять дней они прошли 500 км, в следующие пять дней 460 км. Определите с какой средней скоростью они шли все 10 дней. Учтите то, что время, потраченное на сон также включается в расчет.

 

Задача №1.

 

2 группа:

 

Кочевое население правобережья Сырдарьи отправилось от реки Сырдарья  до Кустаная. В первые восемь дней они прошли 700 км, в следующие пять дней 548 км. Определите с какой средней скоростью они шли все 13 дней. Учтите то, что время, потраченное на сон также включается в расчет.

 

Задача №1.

 

3 группа:

 

Кочевое население среднего жуза отправилось от реки Иртыш до южного побережья озера Балхаш. В первые пять дней они прошли 480 км, в следующие четыре дня 384 км. Определите с какой средней скоростью они шли все 9 дней. Учтите то, что время, потраченное на сон также включается в расчет.

 

 

 

 

Приложение 4

Задача №2.

 

1 группа:

 

Отец Ермека отправился в командировку с Алматы до Караганды на поезде. Все расстояние составляет 1 000 км. Поезд делает несколько больших остановок на станциях Сары-Шаган, Акадыр, Отар, Мойынты, Чиганак по 24 минуты. От Алматы до Сары-Шаган поезд едет 2 часа, от Сары-Шаган до Акадыр 3 часа, от Акадыри до Отар 5 часов, от Отар до Мойынты 4 часов, от Мойынты до Чиганак 1 час, от Чиганак до Караганды 3 часа. Определите среднею скорость поезда.

Задача №2.

 

2 группа:

 

Отец Ярослава отправился в командировку с  Кокшетау  до Костаная на поезде. Все расстояние составляет 450 км. Поезд делает несколько больших остановок на станциях Новоишимская, Шоккарагай, Сарыколь, Володарское, Бармакпо 12 минут. От Кокшетау  до Новоишимская поезд едет 1 час, от Новоишимская до Шоккарагай 2 часа, от Шоккарагай до Сарыколь  2  часа, от Сарыколь до Володарское 1 час, от Володарское до Бармакпо 1 час, от Бармакпо до Костаная  1 час. Определите среднею скорость поезда.

 

 

 

Задача №2.

 

3 группа:

 

Отец Куралай отправился в командировку с  Павлодара  до г.Балхаш на поезде. Все расстояние составляет 800 км. Поезд делает несколько больших остановок на станциях Аксу 2, Дегелен, Аксу 1, Коктобе, Жолкудук 24 минут. От Повладара  до Аксу 2поезд едет 3 часа, от Аксу 2 до Дегелен 1 час, от Дегелен до Аксу 1  4  часа, от Аксу 1 до Коктобе 1 час, от Коктобе до Жолкудук 3 час, от Жолкудук до г.Балхаш  2 часа. Определите среднею скорость поезда.

Bilimger.kz Республикалық білім порталы

Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.

Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *