Тренинг на развитие командообразования и снятие эмоционального напряжения «Воздушный шар»
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции Сарыкольского района»
Выступление на педагогический совет педагога – психолога Акимовой Н.А.
Тренинг на развитие командообразования и снятие эмоционального напряжения «Воздушный шар»
2022 год
Тренинг на развитие командообразования и снятие эмоционального напряжения «Воздушный шар»
Цель: Сплочение коллектива , развитие командообразования,
Задачи:
1.Создание условий для повышения сплочённости коллектива
2.Развитие нестандартного мышления;
3.Познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой
4.Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию
Участники должны представить, что отправились в далёкое путешествие на воздушном шаре. Вот они пролетают над океаном. До ближайшей суши остаётся ещё около 500 километров.
Вроде бы всё хорошо и не о чем беспокоиться, но случается непредвиденная ситуация — на шар садится орёл. Один из участников реагирует на это неожиданным образом — стреляет в птицу, из-за чего в шаре образуется отверстие, которое спускает воздух. Шар начинает падать.
Участники выкидывают весь балласт, чтобы замедлить падение. Но шар продолжает падать. Значит надо выкидывать что-то ещё: провиант, ружьё, собаку и другие предметы. В какой последовательности это будет происходить, предстоит решить участникам игры.
Есть два варианта развития событий:
- Если участники смогут договориться и принять общее решение, большая часть команды останется в живых.
- Если участники начнут спорить и выяснять отношения, они разобьются о скалу или утонут.
Сама же игра проходит по определенным правилам.
Правила игры
У игры есть ряд правил, которые необходимо соблюдать:
⦁ Не перебивать говорящего. Соблюдая это правило, участники воспитывают в себе терпение и учатся проявлять уважение к человеку даже в стрессовой ситуации.
⦁ Избегать критики. Из тех же соображений, что и в предыдущем пункте.
⦁ Тщательно формулировать аргументы. Подходить к выбору последовательности осознанно – как к реальной ситуации.
⦁ Не забывать, что это просто игра. Сохранять позитивный настрой в группе.
Ход игры
Ведущий раздаёт каждому участнику игры список вещей, с которыми предстоит попрощаться:
⦁ компас;
⦁ фляга со спиртом (5 литров);
⦁ плащ-палатка (1 шт);
⦁ упаковка шоколада;
⦁ боеприпасы;
⦁ собака;
⦁ рюкзак с сухпайком (1 шт);
⦁ аптечка;
⦁ зеркало;
⦁ прибор ночного видения;
⦁ оружие;
⦁ вода (10 литров);
⦁ Библия;
⦁ рыболовная снасть;
⦁ сундук с вещами из дома;
⦁ коробка с вещами
Каждый участник без обсуждения с другими участниками группы должен отметить последовательность, в которой он считает целесообразным выкидывать вещи, и записать её на бумаге.
На индивидуальную работу отводится 5-10 минут. Главным условием является именно индивидуальная работа. Чтобы участники не помогали друг другу, ведущий должен за ними тщательно следить.
Этап 2
“Путешествие на воздушном шаре”
Цель деловой игры: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.
- Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т. д. Одного участника попросите быть наблюдателем).
- Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.
- Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.
- После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.
- эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту “своей” профессии, умение выслушивать друг друга, “авторитарные манеры” и т. д
После окончания первого этапа начинается групповое обсуждение между участниками. Руководитель (владелец компании или глава отдела) играет роль стороннего наблюдателя. Однако и у него есть важная миссия — фиксировать для себя замечания своих подчинённых, особенно фразы типа «Тебя, тоже надо выкинуть» и «Зачем выкидывать бедную собаку».
После того как участники придут к соглашению, начинается следующий этап — дискуссия.
Вопросы для обсуждения
Ведущий задаёт участникам следующие вопросы:
⦁ Какой была атмосфера в группе?
⦁ Что мешало договориться и принять общее решение?
⦁ Какая из проблем была самой острой?
⦁ Какие вопросы было труднее всего решить?
⦁ Были ли в группе лидеры или игра велась действительно командно?
⦁ Кто проявлял активность?
⦁ Кто доминировал?
⦁ Каким образом лидеры оказывали влияние?
⦁ Какие стили общения вы смогли выявить в группе: поиск единомышленников, уход от спора, переход на личности, психологический шантаж? Или вы обнаружили что-то совсем другое?
⦁ Какое поведение помогало прийти к согласию, а какое мешало?
Обсуждение прошедшей игры даёт понять, над какими качествами предстоит серьёзно работать каждому из участников и команде в целом.
Советы участникам
В конце тренинга (или мастер-класса) тренер даёт участникам советы по эффективной командной работе:
- Давайте слово всем. Не заканчивайте мысли и предложения своих коллег. У них есть право голоса, и они должны его использовать.
- Рассматривайте все идеи. Не исключайте из обсуждения тех, кто по какой-либо причине вам не нравится.
- Формулируйте альтернативные способы решения в виде вопросов. Не говорите: «Я считаю, что так делать нельзя, потому что это глупо». Старайтесь говорить так: «Мне кажется, что лучше поступить по-другому. Например…»
- Откажитесь от гордости. Вместо того чтобы называть чью-то идею «Идеей Максима», дайте ей кодовое название. К примеру, «Лестница».
- Поддерживайте моральный дух. Даже в трудных ситуациях (таких, как падение воздушного шара) сохраняйте спокойствие.