«Ахмет Байтурсынов – гордость страны»
Туркестанская область
Жетысайский район
ОСШ № 40 «Ынтымак»
«Ахмет Байтурсынов – гордость страны»
Байгозиева Турсынай Сенбиевна
Учитель русского языка и литературы
Оглавление
I Аннотация
II Введение
III Исследовательская часть
Глава I: Просветитель – педагог
Глава II: Поэт – революционер
Глава III: Байтурсынов ученый, публицист
IV Заключение
V Список используемой литературы
АННОТАЦИЯ
Цель исследования: На основе историко исследовательской работы с различными источниками рассмотреть и составить биографию одного из выдающихся представителей Казахского народа Ахмета Байтурсынова.
Этапы, процедура исследования:
– Подготовительный: выбор темы, постановка цели и задач.
– Исследовательский: изучение научных и библиографических работ, определение степени изученности темы; анализ и сопоставление источников, данных, касающихся жизни и деятельности Ахмета Байтурсынова.
– Практический: анализ полученной информации, сопоставление фактов и событий из жизни Ахмета Байтурсынова.
Результаты работы и выводы:
Раньше только земляки Байтурсынова гордились успехами своего соотечественника, а сейчас, узнав о жизни и великих достижениях поэта , переводчика , автора целого ряда учебников и учебных пособий, во всем мире его считают национальным героем.
Область практического применения работы:
Работа может быть использована при изучении истории Казахстана, она раскрывает биографию и деятельность Ахмета Байтурсынова, которая является примером для подражания казахстанской и мировой молодежи, работа способствует воспитанию казахстанского патриотизма.
Введение.
Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.
А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с производством и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое впечатление у будущего поэта.
Как всякая среда, киргизская степь столетиями рождает своих сынов, но с присущим степной природе особенностями. Если разнообразная и красивая природа Европы рождала великих людей, людей науки и искусства, как Ньютона, Маркса, Толстого, Рафаэла и др. то степная природа Азии рождала своеобразных великих героев, как Темучина, Темирлана, Кенесары, Срыма и др. Если не к числу великих, то, по крайне мере, сильных людей относится отец почетного Ахмета Байтурсунова.
Просветитель – педагог.
В «Письме к матери», написанном в 1909 году из Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так: Сердце моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след. Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. А.Байтурсунов, с большими трудностями и лишениями окончив курс Тургайского училища, в 1891 году задумывает попасть в Оренбург для продолжения образования. Как Ломоносов, А.Байтурсунов со случайными попутчиками добирается до Оренбурга и поступает в киргизскую учительскую школу. Четырехлетнее пребывание в Оренбурге и ежегодное возвращение на каникулы в Тургайский уезд и обратная езда в Оренбург проходят для него в крайне затруднительных обстоятельствах, сопряженных с большой материальной нуждой, однако настойчивая натура А.Байтурсунова переносит встречавшиеся лишения и, перебиваясь “с хлеба на воду”, в 1895 году он кончает курс учительской школы.
Этим заканчивается у А.Байтурсунова школьное образование. В дальнейшем он, изучая европейскую литературу, занимается самообразованием.
Педагогическая деятельность А.Б. начинается с 1895 года. В период с 1895 по 1909-й год он учительствует в аульных, волостных и двухклассных училищах в Актюбинском, Кустанайском и Каркаралинском уездах.
К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название «Сеятель разума». Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принесет ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия.
Поэт – революционер.
Будучи сильным и энергичным от природы, Байтурсун отличался свободолюбием и никакой власти над собой не признавал. Поэтому он в степи являлся беспокойным элементом и часто устраивая эксцессы то с султаном-правителем, то с сардарами. Впоследствии начальство ради успокоения Байтурсуна его самого назначает сардаром. Но это средство оказывается недействительным, и Байтурсун Шошаков вступает в борьбу с уездным начальником Яковлевым и влиятельным сардаром Беремжаном.
Революция 1905-1907 годов вызвала в нём надежду на перемены, он активно участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами, организует группу казахских интеллигентов, вместе с ними составляет петицию в адрес правительства в Петербурге.В годы наступления реакции продолжает работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли, долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего народа не прекращал.
В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской классики, в частности из произведений И.А. Крылова. Как у человека, посвятившего всю свою жизнь просвещению темной киргизской массы, основная идея его высказывается и тут: как поэт-протестант, А.Б. поэзию превращает в оружие борьбы с политикой монархической России, угнетавшей киргиз. Принимаясь перевести басни Крылова, он прежде всего имеет в виду великую возможность басен для воспитания детей и взрослых. Он выбирает для перевода из Крылова такие басни, которые понятны и соответствуют киргизскому духу. Если Белинский про Крылова говорил: “Хотя он брал содержание некоторых своих басен из Лафонтена, но переводчиком его назвать нельзя, “его неисключительно русская натура все перерабатывала в русские формы и все проводила через русский дух”, — то самое мы можем сказать и в отношении А.Байтурсунова. Как у Крылова, так и у Ахмета Байтурсунова о естественности, простоте и разговорной легкости языка тоже не приходится говорить. Ахметом Б. переведено 40 басен Крылова, и под названием “Крык мысал” сборник выдержал уже несколько изданий.
Сборник «Сорок басен» А.Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъём культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути А.Байтурсынова по стезе науки. Ахмет Байтурсунов народный поэт.
В своих стихотворениях А.Б. не поет о любви, о женщине, о природе, у него нет ни высокопарных стихов, ни крылатых фраз. Он простым и понятным киргизским языком поет о свободе, о нации, — об угнетенной и отсталой киргизской нации, призывая ее к просвещению, к труду и к освобождению от вековой спячки и пробуждая в каждом киргизе чувства гражданства. Стихотворения А.Байтурсунова по внешней своей простоте, по внутреннему содержанию, легкости и равномерности занимают первое место в киргизской литературе. У А.Байтурсунова кроме “Крык мысал” имеется еще небольшой сборник оригинальных и переводимых стихотворений под названием “Маса” и несколько не напечатанных стихов лирического характера.
Через всю литературную деятельность А. Б. красной нитью проходит беспощадная критика и строгий анализ царской политики и протест против нее.
Байтурсынов – ученый, публицист.
Исследуя природу казахского языка , он пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию. В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсунова мы имеем киргизскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию киргизского языка, теорию словесности и историю культуры. Этим кропотливым трудом Ахмет Байтурсунов поднял киргизскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и родной литературы.
1913-1917 гг. – примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был редактором газеты «Казах», единственной тогда на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному совершенству. Но зато “Казах” нажил немало врагов. За все время своего существования “Казах” вел систематическую борьбу с развивающимися в степи злоупотреблениями, разоблачая грязные поступки обирателей; взяточников и аферистов разных мастей. Они-то, зорко следя за каждым шагом и за каждой строкой “Казах”, занялись доносами; они переводили резко написанные и осуждающие действия и политику правительства статьи с комментариями от себя и представляли начальству. Поэтому то и дело производились в редакции обыски, то и дело А.Байтурсунова таскали к губернатору или жандармкому начальнику на допросы. В 1914 г. за помещенную в № 80 “Казах” передовицу, где А.Б. критиковал только что выработанный М.В.Д. проект положения об управлении Киргизским Краем, Оренбургский губернатор Сухомлинов оштрафовал А.Б. как редактора, на 1500 руб. и в случае его несостоятельности постановил заменить штраф арестом А.Б. на 8 месяцев. Утрата 1500 рублей была бы равносильной закрытию газеты, поэтому А.Б., несмотря на слабость своего здоровья, заявил полиции, что он согласен сидеть, но платить штрафа не может. 20 октября А.Б. посадили в тюрьму. Пишущей эти строки подал телеграммы в разные города, известив друзей А.Б. о случившемся. В адрес редакции посылались переводы по телеграфу и А.Б., не просидев и 4-5 дней, по внесении штрафа был освобожден. “Казах” и после этого подвергался штрафом на разные суммы, доходивших иногда до 3000 р. (в 1916 г.), и всегда отзывчивые читатели аккуратно вносили штрафы, не доводя дело до ареста А.Байтурсунова или закрытия газеты. “Казах” просуществовал до октября 1918 года. Созданная почти из ничего и существовавшая в тяжелых условиях царско-полицейского режима, благодаря умелому руководству и самоотверженному труду А.Байтурсунова газета перед закрытием имела свою собственную типографию, большой запас бумаги, небольшую библиотеку, тираж превышал 8000.
Таким- образом, возглавляемая Ахметом Байтурсуновым газета “Казах” в истории молодой киргизской прессы заняла первое и почетное место. После февральской революции Ахмет Байтурсунов втянулся в водоворот общественно-политической жизни. На всех съездах краевых и областных он являлся одним из активных руководителей. После свержения царизма он занимал разные выборные должности и затем был избран в члены Всероссийского Учредительного Собрания от Тургайской области по списку националистической партии “Алаш”. До 1919 г., находясь в рядах автономистов-националистов, в марте того же года Ахмет Байтурсунов, убедившись в пагубности для киргизского народа националистической политики правых партий, перешел на сторону Советской власти.
При Советской власти Ахмет Байтурсунов занимал разные ответственные должности и в то же время он не прекращал учительско-педагогическую деятельность. В настоящее время состоит преподавателем Киргизского Института и представителем Научно-Литературной комиссии при Наркомпросе и почетным председателем Общества изучения Киргизского края.
В бурные годы Февральской и Октябрьской революций, как и многие представители российской и казахской интеллигенции, А.Байтурсынов не сразу разобрался в сути и содерджании происходящих событий и некоторое время находился под влиянием националистических настроений. Но вскоре в 1919 году, убедившись в пагубности для казахского народа политики правых националистических партий, он переходит на сторону совесткой власти, участвует в работе Революционного комитета по управлению Казахским краем. Получив мандат за подписью В.И. Ленина, он бессменно трудится в его составе, внеся заметный вклад в подготовку государственности казахского народа. После образования Казахской советской республики, будучи членом правительства., А. Байтурсынов работает наркомом просвещения республики, затем в газете «Ак жол», в академическом центре Казахстана при народном Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по языкознанию и литературоведению.
Заключение.
В тяжёлые дни перегиба в числе трёх десятков государственных и культурных деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован, сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году А.Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.
Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических, просветительских традиций казахской литературы в условиях 20 века. На рубеже 19-20 веков одной из главных проблем казахской литературы был национальный вопрос, состояние казахского общества, пути его развития.
А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов и переводов «Кырык мысал» (Сорок басен), «Маса» (Комар), изданием образцов фольклора, разработкой проблем истории и теории казахской дитературы в научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.
Список литературы.
- Н.Назарбаев Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания http://www.akorda.kz
- Ахметжанова А.Т., Сарыбаев М.С. Вопросы модернизации обучения педагогических работников в Казахстане. https://articlekz.com
- Ахмет Байтурсынов. Персоналии. http://e-history.kz/ru/biography/view/20