В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…

Алматы қаласы Алмалы ауданы

КММ №34 гимназиясының орыс тілі  пәнінің  мұғалімі

Щеголева Лидия Петровна

 

Разработчик: Щеголева Л.П., учитель русского языка и литературы по теме

 

«В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…»5 класс

 

КГУ «Гимназия № 34», при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы

 

ПРЕДМЕТ: Русская литература

РАЗДЕЛ: Литературная поэтическая сказка

Урок: В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…» Главные герои. Испытания героев.

КГУ «Гимназия № 34»
ДАТА: Учитель: Щеголева Л.П.
КЛАСС:5 количество присутствующих: отсутствующих:
Цель (и) обучения, которым способствует данный урок 5.1.2.1. иметь общее представление о произведении, осмысливать тему

5.1.5.1. кратко пересказывать содержание произведения или отрывка

5.2.4.1. анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя

5.2.5.1. характеризовать героев при поддержке учителя

Цели урока Все учащиеся будут уметь: понимать содержание художественного произведения, осмысливать тему.

Большинство учащихся будут уметь: характеризовать главных героев произведения, кратко пересказывать содержание

Некоторые учащиеся будут уметь: анализировать эпизоды сказки.

Привитие ценностей Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь, находчивость и справедливость. Осознание того, что нужно всегда творить добро, потому что всегда добро к тебе сторицей вернётся.
Межпредметные связи Связь с предметом «Самопознание».
Информационно-коммуникационные технологии Аудиозапись сказки.
Предшествующее обучение На предыдущем уроке учащиеся знакомились с жанром сказки, дома прочитали произведение, рисовали главных героев и пытались в группах дать характеристику главным героям сказки
План
Запланированное время Запланированные задания Ресурсы
Начало урока

 

 

 

 

 

5 мин от начала

 

 

 

 

 

 

 

10 мин от начала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин от начала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 мин от начала

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин до конца урока

 

5 минут до конца урока

 

 

 

 

1 минута

1.      Введение в среду урока.

Звучит отрывок из сказки.

Сообщение целей урока

2.      Повторение изученного

Задание на доске – работа в парах:

Перечислите 5 главных событий сказки в хронологическом порядке. (Дети работают в тетрадях, затем презентуют работы соседней паре, та выставляет свою формативную оценку за работу и презентует свою работу)

Дескрипторы :

Обучающийся

– перечисляет пять главных событий сказки;

– соблюдает последовательность в перечислении событий;

– объясняет поступки героев.

3.      Работа в группах

– Используя раздаточные материалы, представьте характеристики главных героев сказки.

Учащиеся совместно дополняют характеристики героев и представляют свои ответы. Остальные оценивают выступление уч-ся поднятием пальца вверх.

Материал для анализа:

Кощей

Всмотримся в портрет Кощея. Жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки.

Каждый персонаж Жуковского индивидуален, особенности характера проявляются в поступках. Не догнав беглецов (Ивана-царевича и Марью-царевну), Кощей в гневе «пересек беспощадно всех до единого слуг». Такое поведение свойственно какому-нибудь помещику-самодуру, а не всемогущему владыке подземного царства. Кощей любит шутовство. Иван-царевич при встрече ползет на коленях, чем вызывает смех Кощея, и тот сменяет гнев на милость. Тоже очень узнаваемая деталь. Фантастическое подкрепляется вполне убедительным реалистичным. Вокруг сказочного дворца, который по приказу Кощея должен выстроить Иван-царевич, предполагается «регулярный сад, и в саду пруд с карасями». Подобная деталь есть в описании Мишенского, имения отца Жуковского, где поэт провел годы детства и юности.

Кощей — обладает неприятной внешностью:

«страшная смотрит со дна образина»

«Чудный какой-то старик, с бородою зелёной, с глазами

Так же зелёные»

«Подземельным царством владеет кощей»

«Кощей сидит на престоле в светлой короне»

«Кощей ж затопал, сверкнуло

Страшно в зелёных глазах, и так закричал он, что своды

Царства подземного дрогнули».

Марья-царевна

Марья-царевна не только дочь Кощея, премудрая волшебница, но и прелестная девушка, нежная, кроткая, любящая. Возможно, этот образ создавался с мыслью о незабвенной Маше Протасовой, человеке необычайного обаяния, утонченной души. «Белым камнем у дороги» остается Марья-царевна в ожидании суженого, в лазоревый цветок превращается, не дождавшись Ивана-царевича. «Росинки слез на листках голубых заблистали». Героиня народной сказки не отличается такой утонченностью, ей заранее известно, как будут разворачиваться события. Героиня Жуковского («Сказка о царе Берендее») страдает, оскорбляется, готова на самопожертвование, но и на борьбу за счастье. Так что, имя изменено не случайно.

Марья-царевна — мудрая, обладающая волшебными силами, помогает Ивану-царевичу в заданиях Кощея и погоне.

«Отворил он

Дверку окошка, пчёлка влетела и вдруг обернулась

Марьей-царевной».

Иван-царевич

Иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. Он храбр, поездка в подземное царство его не пугает. Полон царского достоинства. При знакомстве с Марьей-царевной он тактичен и благороден. «Скромно прочь отошедши, стал за кустом». Он религиозен, как и родители. Крест и ладанка помогают ему избавиться от погони Кощея.

Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.

Иван-царевич — благородный, смелый и великодушный царевич, покорный судьбе:

«И страшную тайну о данной

Клятве сыну открыл он. «Не плачь, не крушися, родитель, –

Так отвечал Иван-царевич, – беда не велика»…

Но с чувством собственного достоинства. Так, получив третье задание «сшить пару сапог с оторочкой», он отвечает:

«Разве какой я сапожник? Я царский сын!

Шить сапогов я не стану!»

Царь Берендей

Царь — честный, любящий своих близких человек. Честность его в том, что он сдержал своё слово, данное Кощею. А печалился царь после того, как узнал, что придётся отдать Кощею долгожданного сына – на погибель злодею. Берендей не стал пугать и причинять боль своей жене, не сообщив ей о своём неосторожном слове, что придётся когда-то отдавать сына. Сам он переживал про себя и охранял своё дитя по ночам. Но всё же Берендей был немного трусоват – ведь он сам не пошёл к Кощею, а отпустил сына. Из всех героев сказки царь Берендей самый реалистичный по характеру персонаж: в нём объединились и положительные, и отрицательные качества простых людей.

4.      Работа над языком сказки

Записи в тетрадях

В области языковой поэт тоже нарушает привычные каноны.

·         Наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке сказать, ни пером описать», «двух смертей не бывать, а одну не минуешь», «ни свет ни заря», «видом не видано, слыхом не слыхано», «по усам текло, а в рот не попало» и многих других),

·         постоянными эпитетами («красная девица», «дремучий лес», «белый камень» и др.)

·         Жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил как безумный», «царь отряхнулся, как гоголь» и т. п.).

·         В «Сказке о царе Берендее» нет характерных для устного народного творчества повторов. Поэт ограничивается лаконичными замечаниями: «все рассказал», «страшную тайну открыл» и т. п. Все нововведения Жуковского, конечно же, отдаляют его сказку от народной, но делают ее более поэтичной, красивой, увлекательной.

5.      Выразительное чтение с комментариями

Выразительное чтение и чтение по ролям эпизодов с испытаниями героев и записи в тетрадях по ходу чтения в испытаний в тетрадях (учебник стр. 51)

6.      Домашнее задание

Кратко ответить на вопросы:

1. Почему царь Берендей сразу не рассказал жене о том, что придётся отдать Кощею долгожданного сына?

2. Как это характеризует царя Берендея?

3. Как развиваются чувства царя Берендея на протяжении сказки? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

4. Напишите о своём отношении к царю Берендею.

Рефлексия

«Комплимент» – учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Аудиозапись сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся используют раздаточный материал и свои рисунки героев сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листы с домашними заданиями

Дополнительная информация
Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (учтите преподавание и обучение)?

1:

2:

Какие две вещи смогли бы улучшить урок (учтите преподавание и обучение)?

1:

2:

Что я узнал нового из этого урока о классе или об отдельных учениках, что может видоизменить мой следующий урок

 

 

 

 

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *