В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…
Алматы қаласы Алмалы ауданы
КММ №34 гимназиясының орыс тілі пәнінің мұғалімі
Щеголева Лидия Петровна
Разработчик: Щеголева Л.П., учитель русского языка и литературы по теме
«В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…»5 класс
КГУ «Гимназия № 34», при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы
ПРЕДМЕТ: Русская литература
РАЗДЕЛ: Литературная поэтическая сказка Урок: В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…» Главные герои. Испытания героев. |
КГУ «Гимназия № 34» | ||||
ДАТА: | Учитель: Щеголева Л.П. | ||||
КЛАСС:5 | количество присутствующих: | отсутствующих: | |||
Цель (и) обучения, которым способствует данный урок | 5.1.2.1. иметь общее представление о произведении, осмысливать тему
5.1.5.1. кратко пересказывать содержание произведения или отрывка 5.2.4.1. анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя 5.2.5.1. характеризовать героев при поддержке учителя |
||||
Цели урока | Все учащиеся будут уметь: понимать содержание художественного произведения, осмысливать тему.
Большинство учащихся будут уметь: характеризовать главных героев произведения, кратко пересказывать содержание Некоторые учащиеся будут уметь: анализировать эпизоды сказки. |
||||
Привитие ценностей | Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь, находчивость и справедливость. Осознание того, что нужно всегда творить добро, потому что всегда добро к тебе сторицей вернётся. | ||||
Межпредметные связи | Связь с предметом «Самопознание». | ||||
Информационно-коммуникационные технологии | Аудиозапись сказки. | ||||
Предшествующее обучение | На предыдущем уроке учащиеся знакомились с жанром сказки, дома прочитали произведение, рисовали главных героев и пытались в группах дать характеристику главным героям сказки | ||||
План | |||||
Запланированное время | Запланированные задания | Ресурсы | |||
Начало урока
5 мин от начала
10 мин от начала
15 мин от начала
20 мин от начала
Середина урока
10 мин до конца урока
5 минут до конца урока
1 минута |
1. Введение в среду урока.
Звучит отрывок из сказки. Сообщение целей урока 2. Повторение изученного Задание на доске – работа в парах: Перечислите 5 главных событий сказки в хронологическом порядке. (Дети работают в тетрадях, затем презентуют работы соседней паре, та выставляет свою формативную оценку за работу и презентует свою работу) Дескрипторы : Обучающийся – перечисляет пять главных событий сказки; – соблюдает последовательность в перечислении событий; – объясняет поступки героев. 3. Работа в группах – Используя раздаточные материалы, представьте характеристики главных героев сказки. Учащиеся совместно дополняют характеристики героев и представляют свои ответы. Остальные оценивают выступление уч-ся поднятием пальца вверх. Материал для анализа: Кощей Всмотримся в портрет Кощея. Жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки. Каждый персонаж Жуковского индивидуален, особенности характера проявляются в поступках. Не догнав беглецов (Ивана-царевича и Марью-царевну), Кощей в гневе «пересек беспощадно всех до единого слуг». Такое поведение свойственно какому-нибудь помещику-самодуру, а не всемогущему владыке подземного царства. Кощей любит шутовство. Иван-царевич при встрече ползет на коленях, чем вызывает смех Кощея, и тот сменяет гнев на милость. Тоже очень узнаваемая деталь. Фантастическое подкрепляется вполне убедительным реалистичным. Вокруг сказочного дворца, который по приказу Кощея должен выстроить Иван-царевич, предполагается «регулярный сад, и в саду пруд с карасями». Подобная деталь есть в описании Мишенского, имения отца Жуковского, где поэт провел годы детства и юности. Кощей — обладает неприятной внешностью: «страшная смотрит со дна образина» «Чудный какой-то старик, с бородою зелёной, с глазами Так же зелёные» «Подземельным царством владеет кощей» «Кощей сидит на престоле в светлой короне» «Кощей ж затопал, сверкнуло Страшно в зелёных глазах, и так закричал он, что своды Царства подземного дрогнули». Марья-царевна Марья-царевна не только дочь Кощея, премудрая волшебница, но и прелестная девушка, нежная, кроткая, любящая. Возможно, этот образ создавался с мыслью о незабвенной Маше Протасовой, человеке необычайного обаяния, утонченной души. «Белым камнем у дороги» остается Марья-царевна в ожидании суженого, в лазоревый цветок превращается, не дождавшись Ивана-царевича. «Росинки слез на листках голубых заблистали». Героиня народной сказки не отличается такой утонченностью, ей заранее известно, как будут разворачиваться события. Героиня Жуковского («Сказка о царе Берендее») страдает, оскорбляется, готова на самопожертвование, но и на борьбу за счастье. Так что, имя изменено не случайно. Марья-царевна — мудрая, обладающая волшебными силами, помогает Ивану-царевичу в заданиях Кощея и погоне. «Отворил он Дверку окошка, пчёлка влетела и вдруг обернулась Марьей-царевной». Иван-царевич Иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. Он храбр, поездка в подземное царство его не пугает. Полон царского достоинства. При знакомстве с Марьей-царевной он тактичен и благороден. «Скромно прочь отошедши, стал за кустом». Он религиозен, как и родители. Крест и ладанка помогают ему избавиться от погони Кощея. Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны. Иван-царевич — благородный, смелый и великодушный царевич, покорный судьбе: «И страшную тайну о данной Клятве сыну открыл он. «Не плачь, не крушися, родитель, – Так отвечал Иван-царевич, – беда не велика»… Но с чувством собственного достоинства. Так, получив третье задание «сшить пару сапог с оторочкой», он отвечает: «Разве какой я сапожник? Я царский сын! Шить сапогов я не стану!» Царь Берендей Царь — честный, любящий своих близких человек. Честность его в том, что он сдержал своё слово, данное Кощею. А печалился царь после того, как узнал, что придётся отдать Кощею долгожданного сына – на погибель злодею. Берендей не стал пугать и причинять боль своей жене, не сообщив ей о своём неосторожном слове, что придётся когда-то отдавать сына. Сам он переживал про себя и охранял своё дитя по ночам. Но всё же Берендей был немного трусоват – ведь он сам не пошёл к Кощею, а отпустил сына. Из всех героев сказки царь Берендей самый реалистичный по характеру персонаж: в нём объединились и положительные, и отрицательные качества простых людей. 4. Работа над языком сказки Записи в тетрадях В области языковой поэт тоже нарушает привычные каноны. · Наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке сказать, ни пером описать», «двух смертей не бывать, а одну не минуешь», «ни свет ни заря», «видом не видано, слыхом не слыхано», «по усам текло, а в рот не попало» и многих других), · постоянными эпитетами («красная девица», «дремучий лес», «белый камень» и др.) · Жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил как безумный», «царь отряхнулся, как гоголь» и т. п.). · В «Сказке о царе Берендее» нет характерных для устного народного творчества повторов. Поэт ограничивается лаконичными замечаниями: «все рассказал», «страшную тайну открыл» и т. п. Все нововведения Жуковского, конечно же, отдаляют его сказку от народной, но делают ее более поэтичной, красивой, увлекательной. 5. Выразительное чтение с комментариями Выразительное чтение и чтение по ролям эпизодов с испытаниями героев и записи в тетрадях по ходу чтения в испытаний в тетрадях (учебник стр. 51) 6. Домашнее задание Кратко ответить на вопросы: 1. Почему царь Берендей сразу не рассказал жене о том, что придётся отдать Кощею долгожданного сына? 2. Как это характеризует царя Берендея? 3. Как развиваются чувства царя Берендея на протяжении сказки? Подтвердите свой ответ примерами из текста. 4. Напишите о своём отношении к царю Берендею. Рефлексия «Комплимент» – учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. |
Аудиозапись сказки
Учащиеся используют раздаточный материал и свои рисунки героев сказки.
Листы с домашними заданиями |
|||
Дополнительная информация | |||||
Итоговая оценка
Какие две вещи прошли действительно хорошо (учтите преподавание и обучение)? 1: 2: Какие две вещи смогли бы улучшить урок (учтите преподавание и обучение)? 1: 2: Что я узнал нового из этого урока о классе или об отдельных учениках, что может видоизменить мой следующий урок |
|||||