Тема: «Звуки вокруг нас»
Табынбаева Жаннат Жаксылыковна – тәрбиеші жоғары санат
Түркістан облысы Кентау қаласы МКҚК «Дәуір» бөбекжай-балабақша
Технологическая карта организованной-учебной деятельности
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социум», «Здоровье».
Раздел: РАЗВИТИЕ РЕЧИ для старшей группы
Тема: «Звуки вокруг нас»
1.Образовательный аспект:
Образовательная область «Коммуникация»: Продолжать учить вслушиваться в звучащее слово, четко и внятно произносить слова, самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова, дифференцировать по длительности звучания (слова длинные и короткие). Тренировать умение образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных, преобразовывать слова с помощью суффиксов –ик-, -ищ-. Совершенствовать умение переключать слуховое внимание.
Образовательная область «Познание»: Вызвать интерес к слову.
Образовательная область «Здоровье»: Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровье сберегающих технологий.
2. Развивающий аспект:
Развивать слуховое внимание, речь, и быстроту двигательной реакции.
- Воспитательный аспект:
Образовательная область «Социум»: Стимулирование коммуникативно-речевой деятельности . Воспитывать любовь к родному языку. Способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Методические приемы.
1.Наглядный: (показ, демонстрация)
2. Словесный: вопросы, пояснения.
3. Игровой: дидактическая игра.
Материал: интерактивная доска, билеты, корзинка, фишки, «Звуковые часы», веревка, предметные картинки, предметы и игрушки, сундучок.
Словарная работа: девочка, мальчик, ребенок, сын, дочка, лилипутик, великанище, голубочки
Э/Д | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно-побудительный | Раздается звонок. Появляется Мудрая Сова, она передает детям послание, но ее не слышно.
– Как узнать, что в письме? – Как? Мудрая Сова: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я знаю, что вы любите приключения. Поэтому приглашаю вас в страну слов, где вас ждут самые разные игры. Добраться до этой страны можно на любом транспорте. Выбирайте вид транспорта, покупайте волшебный билет и отправляйтесь». – Спасибо. Дети, ну что, принимаем приглашение? -Тогда надо определиться, какой вид транспорта нам подойдет. Надо выбрать такой транспорт, чтобы хватило места каждому и было удобно. Какие есть предложения? -Хорошо, а где мы возьмем самолет? Какие есть идеи? (подводит к мысли о том, что надо построить из стульев).
-Ребята, а без чего нас не пустят на борт самолета? -Где нам взять билет? -Как купить без денег? Не забывайте, что билет волшебный. Упражнение «Кто я?» -Билет купит тот, кто подумает и ответит про себя, кто он. Сказать надо про себя лишь одно слово, наиболее подходящее (ребенок, мальчик, девочка, внучка, дочка, сын, брат, малыш и др.)
|
-Послушать. -Включить звук. -Воспитатель включает звуковое письмо и предлагает детям внимательно его прослушать:
-дети соглашаются – Воспитатель обсуждает с детьми их варианты, обращая внимание на количество мест и удобство. Останавливаются на самолете.
-Без билета. – Купить. -Надо купить без денег.
Дети, получив билет, проходят в самолет и садятся на места. |
Организационно-поисковый | – Дети, чтобы самолет отправился в путь, надо закрыть глаза и сосчитать до пяти.
Воспитатель тем временем готовит необходимую обстановку в группе: открывает «Звуковые часы», сундучок, выкладывает веревку, корзинку, предметные картинки, предметы, игрушки. – Вот мы и прилетели в волшебную страну слов. Осмотритесь по сторонам. Видите что-то необычное? – Мудрая сова обещала игры и сюрпризы, давайте посмотрим, что нас ожидает. Вот корзинка, на ней написано «Слова». Но здесь я не вижу слов, только фишки. Почему я не вижу слов? -Слова не написаны. Слова можно увидеть, если они написаны буквами. А если они не написаны, их можно только услышать. – Ой, ребята, в корзинке еще есть записка. Я сразу её не заметила. Читаю: « Эти фишки выдавать за каждый правильный ответ. В конце каждой игры подсчитаете количество очков и определите победителя. В конце приключения победителя ждет награда . Только отвечать надо по одному, не вместе, не выкрикивать и не перебивать другого. Мудрая сова». Поняли, что написала Сова? Вы согласны с её предложением? Тогда давайте играть. – Ребята, давайте обратим внимание на предметы, которые вы заметили в стране слов. Посмотрите, какие интересные часы. Чем они отличаются от обычных часов? – Да, на картинках изображены разные предметы. Произнесите названия изображенных предметов словами. – Вы называли предметы словами. Найдите на часах два слова-названия, сходные по звучанию . – Отыщите два названия, разные по звучанию. -Назовите слова, которые начинаются со звука А По ходу ответов воспитатель указывает стрелками на картинки, которые называют дети. Вместе с детьми анализирует правильность выполнения задания. За правильный ответ ребенок получает фишку. Определяется победитель игры. – Ребята, вы услышали разные слова: и похожие по звучанию и разные. А еще чем могут слова отличаться? – Дети, почему короткое слово произносится быстро? – Дети, а если в слове много звуков. Как оно будет звучать? – Если слово звучит долго, то какое это слово? – А как можно определить, длинное слово или короткое?
-Дети, давайте поиграем в игру «Определи длинное – короткое слово». Выстраивайтесь в линию возле веревки. Я раздаю вам картинки. Вы проговариваете слово медленно и одновременно прошагиваете вперед.
-Дети, объясните, почему так случилось, что один стоит совсем рядом с веревочкой. Почему второй отошел примерно на середину? Почему другие стоят дальше всех?
-Дети. Посмотрите, что у нас получилось? (Имена 3 детей) произносили разные слова (воробей, голуби, сорока), а оказались рядом. Почему? – Дети, подумайте, как можно изменить эти слова, чтобы они стали или короче, или длиннее? Если дети затрудняются, задаю следующий вопрос. – Дети, как можно изменить слове голуби на более ласковое? (голубочки). -Прошагай заново слово голубочки. Почему (имя) прошагал немного вперед? |
Дети закрывают глаза и считают до пяти. Звучит музыка.
(ответы детей.)
– давайте играть
– Вместо цифр на часах картинки.
(жук-лук, рак-мак).
(карандаш, Буратино) (арбуз, автобус)
-Они могут быть короткие и длинные. – В нем мало звуков. -Долго. -Длинное. -Прошагать.
-Дети выполняют задание по очереди. Воспитатель обращает внимание всех детей на место, где они остановились. – Кто рядом с веревкой, у тех слова короткие, а кто дальше- длинные. – Слова по длине одинаковые, поэтому все трое оказались рядом.
-Слово стало длиннее.- дети получают фишки.
|
Физминутка. Игра «На лужайке»
– Дети, а вот и последний сюрприз Мудрой совы. Что это? – Для чего нужен сундучок?
– Как узнать, что лежит в этом сундучке? – Как открыть? – Но у меня нет ключа. Воспитатель поворачивает сундук в разные стороны. -Дети, на крышке сундука написаны слова «лилипуты», «великаны» и еще разные слова. Может это нам как-то поможет? Кто такие лилипуты? А великаны? -Ребята, лилипуты любят все уменьшать. А великаны- увеличивать. Давайте попробуем написанные на сундучке слова уменьшить и увеличить. Например, слово лилипут. Если его уменьшить, получится лилипутик, а если увеличить – лилипутище. Великан- великанчик- великанище Куб- кубик- кубище Дом- домик- димище Ключ-ключик- ключище Замок- замочек- замочище. Воспитатель за правильный ответ выдает фишки. |
– Сундучок. – Чтобы что-то складывать. -Открыть. – Ключом.
(ответы детей).
|
|
Рефлексивно-корригирующий | -Вот наш сундучок и открылся. Мудрая сова приготовили для победителей медали (показывает) и сюрпризы для всех детей. Давайте посмотрим, кто сколько фишек заработал. Что надо сделать?
– Дети, пора возвращаться в группу. Предлагаю снова закрыть глаза и досчитать до пяти.
– Дети, понравилось вам играть? Какие игры понравились? Что запомнилось? Какие задания в играх были трудные? Что помогло справиться? -Вы молодцы, научились играть словами. Скоро научимся их читать.
|
(посчитать). Определяются победители. Награждаются медалями. Все дети получают сладкие сюрпризы.
|
Ожидаемый результат: с поставленной задачей справились.
Знать: звучащее слово, четко и внятно произносить , находить сходные и разные по звучанию слова
Иметь: слуховое внимание, речь, и быстроту двигательной реакции
Уметь: умения соблюдать в ходе игры элементарные правила, беречь и сохранить природу, птиц, животных