Статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Песочная терапия.
Статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Песочная терапия.
«Пескотерапия в работе с дошкольниками с ОВЗ»
На современном этапе нужны образовательные технологии, способы помочь педагогу достичь цели – научить и воспитывать гармонично развитого гражданина, способного творить и созидать. В этом может помочь арт- педагогика и арт-терапия как здоровьеразвивающая и здоровьесберегающая технология.
Арт-терапия- от латинского -терапия искусством, цели которой является- развитие, коррекция, воспитание и социализация личности детей.
Арт-педагогика- искусство+педагогика- технология обучения и развития детей, формирование основ художественной культуры через искусство и художественную деятельность. Вот к чему учит арт-терапия и арт-педагогика: координирует творческий процесс, позволяет познавать себя
и окружающий мир, развивает творческие способности, оригинальность, хорошо адаптируются в социальной среде, быстрее устанавливается отношение между людьми, стимулирует к положительным эмоциям, что позволяет использовать их для диагностики с целью оценки и отслеживания динамики развития каждого ребенка. Можно объективно утверждать о положительном влиянии искусства на детей с различными отклонениями в развитии.
Основные виды современной арт-терапии и арт-педагогики:
-живопись,
-лепка,
-рисование,
-графика,
-фотография,
-музыкотерапия,
-изотерапия,
-игротерапия,
-цветотерапия,
-пескотерапия и др.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, их в средней группе 5, выделила основные направления использования искусства в коррекционной работе с отклонениями в развитии:
1)психофизиологическое, связано с коррекцией психосоматических нарушений;
2)психотерапевтическое, связанное с воздействием на познавательную и эмоциональную сферы;
3)психологическое;
4)социально-педагогическое (связанное с расширением общего и художественно-эстетического кругозора).
Которые я реализовывала через пескотерапию.
Пескотерапия (песочная терапия)- это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражая свои эмоции и чувства.
Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.
Основная цель работы с песком – дать возможность ребенку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развитие связной речи, лексико-грамматических представлений, помощь в изучении букв, освоение навыков чтения и письма.
Задачи песочной терапии:
-развитие всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), мелкой моторики;
-развитие зрительно-пространственной ориентации;
– совершенствование предметно-игровой деятельности,
-разрешение психологических затруднений ребенка,
-создание чувства защищенности в комфортной для ребенка среде,
-развитие познавательного интереса,
-развитие и совершенствование пространственных представлений,
-развитие творческих способностей,
-развитие способности осознавать свои желания их реализации,
-релаксация, снятие мышечной напряженности.
Виды игр с песком:
-адаптационные игры;
-обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения, письму, счету, грамоте;
-познавательные игры;
-логопедические игры;
-графомоторные игры;
-на развитие мелкой мускулатуры пальцев;
В конце учебного года провела диагностику, в ходе которого выяснилось, что дети стали спокойными, внимательными, более заинтересованными в занятиях. У двоих детей появились предпосылки к развитию речи. В этом году также буду работать в этом направлении.