Дидактический материал для уроков чтения и письма в 5 классе для детей с нарушением интеллекта (УУО)

Данный дидактический материал по учебному предмету «Письмо, чтение и развитие речи» по обновленному содержанию (с русским языком обучения)  ориентирован на учащихся 5 класса

 с умеренной умственной отсталостью.

При использовании дидактического материала применяется индивидуальный подход, щадящий режим подачи материала. Требования к учащимся предъявляются с учетом их психофизических особенностей.

 

 

 

Составитель: Картенова А.М., учитель русского языка и чтения, олигофренопедагог  КГУ «Специальная школа-интернат №8» управления образования ВКО

ВКО, г.Усть-Каменогорск, 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Дети с умеренной умственной отсталостью (F-71) зачастую имеют  сложную структуру дефекта, помимо умственной отсталости такие дети имеют тяжелые нарушения соматического, физического или психоневрологического характера.  Возможности их интеллектуального развития грубо нарушены. Нарушена речь, воля, возможности умственного развития и общения.

Чтение и письмо являются такими предметами, которые дают возможность этому ребенку:

-познавать окружающий мир

-ориентироваться внутри помещения, в котором он проживает (если есть надписи, светящиеся табло- вход, выход и др.)

-прочитать ценник в магазине,

-прочитать программу для просмотра телевизора

-почитать самому (небольшой рассказ, сказку),

– прочитать вывески в поликлинике, на почте и др.,

-пользоваться компьютером,

-прочитать распространенные знаки безопасности и информации,

– прочитать фамилию в телефоне,

-прочитать инструкцию по выполнению определенного задания: пользование прибором, рецепт кулинарии, лечение болезни и т.д.

Данный дидактический материал предназначен для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью письму и чтению, формирования у обучающихся доступных (невербальные и вербальные) средств общения, элементарных навыков чтения и письма.

При обучении детей с низким уровнем готовности учитывается: зрительное и пространственное восприятие, мышление память, воображение, речь, внимание, зрительно – моторные координации.

Цель:

– активизация умственной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью через обучение.

 

Задачи:

– повышать уровень социализации и адаптации ребёнка

– повышать познавательную активность

– воспитывать положительные  черты характера.

 

При использовании дидактического материала применяется индивидуальный подход, щадящий режим подачи материала. Требования к учащимся предъявляются с учетом их психофизических особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с дидактическим материалом.

Тема: Звуки и буквы.

 Цель: 1) Закрепление и повторение всех изученных звуков и букв. Новые звуки и буквы: «Е, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ» практическое различение звуков; усвоение написания новых строчных и прописных букв. Тренировка в печатном и рукописном начертании изученных букв. Упражнения на соотнесение рукописных и печатных букв; 2) чтение слов с изученными звуками; деление слов на слоги и слогов на звуки;

 

 

  1. Запиши в алфавитном порядке буквы Д, А, Г, В, Б

……………………………………………………………………………………………………..

  1. Подпиши букву напротив рисунка

                   

  1. Найди в словах буквы А, О, У, Е обведи их кружочком

 

РУЧКА               ПЫЛЕСОС          АНАНАС         СОБАКА

 

 

  1. Напиши заглавные и строчные буквы письменным шрифтом

 

  1. Найди в словах буквы Л, М, Н, Р, Ш обведи их кружочком

               

ЛУНА              МАШИНА              НОЖНИЦЫ         ГРУША

 

  1. Допиши пропущенную букву Н, определи количество букв в каждом слове

_ ога      мали_ а        _ оски      ба _ ан           ко_ ьки

 

  1. Запиши буквы алфавита 1 и 2 ряд

 

  1. Запиши слоги
  2. а _____                Т                                   ______
  3. о                               _____                 В                                   ______
  4. е Й    _____                 Ж                       е         ______
  5. э _____                 Б                                  ______
  6. и _____                 Д                                 _______

 

  1. 9. Скажи, что ты видишь на рисунках, напиши первый звук в этих словах

                              

    

  1. Напиши буквы в том же порядке

            е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ …………………………………………………………………………………….

  1. Соедини буквы с картинками.                       Соедини большие буквы и маленькие

 

  1. Запиши буквы алфавита 3 и 4 ряд
  2. Спиши слова, определи количество букв в каждом слове по образцу .

Сыр, кот, пила, зонт, жук, лес, ручка.

Образец: сыр – 3 б., пила-4 б.

  1. Найди и обведи все буквы Ч и Щ

Л   Ч   Н   Щ   И   Р   Щ   А   Ч   У   О

Д   Щ   Е   Л   Ч   Ы   Щ   Б   М   Ж

Щ   Ц   Ф   Ч   Я   Щ   П   Р   Е   С   З

 

 

 

 

 

  1. Раздели слова на слоги

 

  1. Прочитай слоги.

   

 

Раздели следующие слоги на звуки: ма,  но,  ры, ом, сы.

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Предложение.

 

Цель: учить составлять предложения по вопросам учителя и сюжетным картинкам на темы: «Семья», «Школа», «Наша улица»; составлять предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов с опорой на сюжетную картину;   делить предложения на слова; пересказ прочитанного по вопросам учителя; составление подписей к картинкам из 2 – 3 слов. Чтение составленных предложений; заучивание небольших стихотворений.

 

  1. С помощью учителя прочитай текст «Школа», а затем запиши его в тетрадь (картинку заменить словом).

Звонит    звонок   и    начинается       .

   была   чистой ,   её   вымыл   дежурный.

Денис   взял       и   начал   писать.

Мама    купила    Артёму    новый    .

   выразительно   читал   стихи.

Новый       математики   был   ярким   и   красивым.

 

     готова   к    учебному   году.

Вечером   Алина   положила   книги   в    .

Сегодня           не    задал   домашнее   задание.

    чтения   у   нас   прошёл    в    библиотеке.

Моя           стоит     у    окна.

 

 

  1. Спиши предложения с печатного образца.

 

Осень.                                                                                                                                                                                                      Наступила осень. Дует сильный ветер. Небо в тучах. Идёт дождь. На дворе грязь и лужи.

 

 

  1. Составь предложения из данных слов.
  2. От, плачут, солнышка, весеннего, сосульки.

2.поеду, на, Летом, я, море.

  1. опадают, С, листья, деревьев.

 

  1. . Придумай и запиши рассказ «Наша улица» из трёх предложений по картинке.

 

  1. Составь предложения по вопросам учителя и сюжетной картинке
  2. Как ты думаешь, кто изображен на картине? (семья, папа, мама, сын, дочка, бабушка, родные, близкие, родственники).
  3. Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире). В какой комнате? (уютной, чистой, большой)
  4. Чем они занимаются? (папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой меняют воду в аквариуме, бабушка читает газету).
  5. Что можно сказать об этой семье? (какая она?) (большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, сердечная, веселая, заботливая).

 

  1. Вставь в предложения предлоги (карточки с предлогами вставить в окошечки).

 

 

 

  1. Определи сколько слов в каждом предложении (с помощью учителя).

Ребята работают в школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.

  1. В стихотворении «потерялись» слова. Найди их и поставь на место. Выучи стихотворение наизусть.

Нор-ки ро-ет се-рый …   ,

А за ним сле-дит наш …  .

 

  1. Подпиши названия картинок.

 

 

 

  1. Выучи стихотворение наизусть.

Хо-зяй-ка од-наж-ды с ба-за-ра при-шла,

Хо-зяй-ка с ба-за-ра до-мой при-нес-ла:

Кар-тош-ку,

Ка-пус-ту,

Мор-ков-ку,

Го-рох,

Пе-труш-ку и свёк-лу. Ох!

 

  1. Послушай рассказ и перескажи его по вопросам учителя.

Веселая елка. Рассказ для детей Валентины Осеевой.

Таня и мама украшали елку. На елку пришли гости. Танина подруга принесла скрипку. Пришел брат Тани — ученик ремесленного училища. Пришли два суворовца и Танин дядя.
За столом пустовало одно место: мама ждала сына — моряка.
Все веселились, только мама была грустная.
Раздался звонок, ребята бросились к дверям. В комнату вошел Дед Мороз и стал раздавать подарки. Тане досталась большая кукла. Потом Дед Мороз подошел к маме и снял бороду. Это был ее сын — моряк.

Вопросы:

1.Кто украшал елку?

  1. Кто пришел на елку?
  2. Кого ждала мама? Какое было у нее настроение?

4.Кто принес подарки?

  1. Кем оказался Дед Мороз?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Бгажнокова И.М Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта. Программно-методические материалы.- М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2007.
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя .- М.: Владос, 2001
  6. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательных программ для детей с глубоким нарушением интеллекта под ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Образование, 1996.
  7. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. – Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *