Дидактический материал для уроков чтения и письма в 5 классе для детей с нарушением интеллекта (УУО)
Данный дидактический материал по учебному предмету «Письмо, чтение и развитие речи» по обновленному содержанию (с русским языком обучения) ориентирован на учащихся 5 класса
с умеренной умственной отсталостью.
При использовании дидактического материала применяется индивидуальный подход, щадящий режим подачи материала. Требования к учащимся предъявляются с учетом их психофизических особенностей.
Составитель: Картенова А.М., учитель русского языка и чтения, олигофренопедагог КГУ «Специальная школа-интернат №8» управления образования ВКО
ВКО, г.Усть-Каменогорск, 2020 г.
Пояснительная записка.
Дети с умеренной умственной отсталостью (F-71) зачастую имеют сложную структуру дефекта, помимо умственной отсталости такие дети имеют тяжелые нарушения соматического, физического или психоневрологического характера. Возможности их интеллектуального развития грубо нарушены. Нарушена речь, воля, возможности умственного развития и общения.
Чтение и письмо являются такими предметами, которые дают возможность этому ребенку:
-познавать окружающий мир
-ориентироваться внутри помещения, в котором он проживает (если есть надписи, светящиеся табло- вход, выход и др.)
-прочитать ценник в магазине,
-прочитать программу для просмотра телевизора
-почитать самому (небольшой рассказ, сказку),
– прочитать вывески в поликлинике, на почте и др.,
-пользоваться компьютером,
-прочитать распространенные знаки безопасности и информации,
– прочитать фамилию в телефоне,
-прочитать инструкцию по выполнению определенного задания: пользование прибором, рецепт кулинарии, лечение болезни и т.д.
Данный дидактический материал предназначен для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью письму и чтению, формирования у обучающихся доступных (невербальные и вербальные) средств общения, элементарных навыков чтения и письма.
При обучении детей с низким уровнем готовности учитывается: зрительное и пространственное восприятие, мышление память, воображение, речь, внимание, зрительно – моторные координации.
Цель:
– активизация умственной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью через обучение.
Задачи:
– повышать уровень социализации и адаптации ребёнка
– повышать познавательную активность
– воспитывать положительные черты характера.
При использовании дидактического материала применяется индивидуальный подход, щадящий режим подачи материала. Требования к учащимся предъявляются с учетом их психофизических особенностей.
Работа с дидактическим материалом.
Тема: Звуки и буквы.
Цель: 1) Закрепление и повторение всех изученных звуков и букв. Новые звуки и буквы: «Е, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ» практическое различение звуков; усвоение написания новых строчных и прописных букв. Тренировка в печатном и рукописном начертании изученных букв. Упражнения на соотнесение рукописных и печатных букв; 2) чтение слов с изученными звуками; деление слов на слоги и слогов на звуки;
- Запиши в алфавитном порядке буквы Д, А, Г, В, Б
……………………………………………………………………………………………………..
- Подпиши букву напротив рисунка
- Найди в словах буквы А, О, У, Е обведи их кружочком
РУЧКА ПЫЛЕСОС АНАНАС СОБАКА
- Напиши заглавные и строчные буквы письменным шрифтом
- Найди в словах буквы Л, М, Н, Р, Ш обведи их кружочком
ЛУНА МАШИНА НОЖНИЦЫ ГРУША
- Допиши пропущенную букву Н, определи количество букв в каждом слове
_ ога мали_ а _ оски ба _ ан ко_ ьки
- Запиши буквы алфавита 1 и 2 ряд
- Запиши слоги
- а _____ Т ______
- о _____ В ______
- е Й _____ Ж е ______
- э _____ Б ______
- и _____ Д _______
- 9. Скажи, что ты видишь на рисунках, напиши первый звук в этих словах
- Напиши буквы в том же порядке
е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ …………………………………………………………………………………….
- Соедини буквы с картинками. Соедини большие буквы и маленькие
- Запиши буквы алфавита 3 и 4 ряд
- Спиши слова, определи количество букв в каждом слове по образцу .
Сыр, кот, пила, зонт, жук, лес, ручка.
Образец: сыр – 3 б., пила-4 б.
- Найди и обведи все буквы Ч и Щ
Л Ч Н Щ И Р Щ А Ч У О
Д Щ Е Л Ч Ы Щ Б М Ж
Щ Ц Ф Ч Я Щ П Р Е С З
- Раздели слова на слоги
- Прочитай слоги.
Раздели следующие слоги на звуки: ма, но, ры, ом, сы.
Тема: Предложение.
Цель: учить составлять предложения по вопросам учителя и сюжетным картинкам на темы: «Семья», «Школа», «Наша улица»; составлять предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов с опорой на сюжетную картину; делить предложения на слова; пересказ прочитанного по вопросам учителя; составление подписей к картинкам из 2 – 3 слов. Чтение составленных предложений; заучивание небольших стихотворений.
- С помощью учителя прочитай текст «Школа», а затем запиши его в тетрадь (картинку заменить словом).
Звонит звонок и начинается .
была чистой , её вымыл дежурный.
Денис взял и начал писать.
Мама купила Артёму новый .
выразительно читал стихи.
Новый математики был ярким и красивым.
готова к учебному году.
Вечером Алина положила книги в .
Сегодня не задал домашнее задание.
чтения у нас прошёл в библиотеке.
Моя стоит у окна.
- Спиши предложения с печатного образца.
Осень. Наступила осень. Дует сильный ветер. Небо в тучах. Идёт дождь. На дворе грязь и лужи.
- Составь предложения из данных слов.
- От, плачут, солнышка, весеннего, сосульки.
2.поеду, на, Летом, я, море.
- опадают, С, листья, деревьев.
- . Придумай и запиши рассказ «Наша улица» из трёх предложений по картинке.
- Составь предложения по вопросам учителя и сюжетной картинке
- Как ты думаешь, кто изображен на картине? (семья, папа, мама, сын, дочка, бабушка, родные, близкие, родственники).
- Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире). В какой комнате? (уютной, чистой, большой)
- Чем они занимаются? (папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой меняют воду в аквариуме, бабушка читает газету).
- Что можно сказать об этой семье? (какая она?) (большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, сердечная, веселая, заботливая).
- Вставь в предложения предлоги (карточки с предлогами вставить в окошечки).
- Определи сколько слов в каждом предложении (с помощью учителя).
Ребята работают в школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.
- В стихотворении «потерялись» слова. Найди их и поставь на место. Выучи стихотворение наизусть.
Нор-ки ро-ет се-рый … ,
А за ним сле-дит наш … .
- Подпиши названия картинок.
- Выучи стихотворение наизусть.
Хо-зяй-ка од-наж-ды с ба-за-ра при-шла,
Хо-зяй-ка с ба-за-ра до-мой при-нес-ла:
Кар-тош-ку,
Ка-пус-ту,
Мор-ков-ку,
Го-рох,
Пе-труш-ку и свёк-лу. Ох!
- Послушай рассказ и перескажи его по вопросам учителя.
Веселая елка. Рассказ для детей Валентины Осеевой.
Таня и мама украшали елку. На елку пришли гости. Танина подруга принесла скрипку. Пришел брат Тани — ученик ремесленного училища. Пришли два суворовца и Танин дядя.
За столом пустовало одно место: мама ждала сына — моряка.
Все веселились, только мама была грустная.
Раздался звонок, ребята бросились к дверям. В комнату вошел Дед Мороз и стал раздавать подарки. Тане досталась большая кукла. Потом Дед Мороз подошел к маме и снял бороду. Это был ее сын — моряк.
Вопросы:
1.Кто украшал елку?
- Кто пришел на елку?
- Кого ждала мама? Какое было у нее настроение?
4.Кто принес подарки?
- Кем оказался Дед Мороз?
Список использованной литературы
- Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
- Бгажнокова И.М Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта. Программно-методические материалы.- М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2007.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя .- М.: Владос, 2001
- Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательных программ для детей с глубоким нарушением интеллекта под ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Образование, 1996.
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. – Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.