Нравственное воспитание

Классный час в форме этического диалога для 3Д4 класса на тему: “Нравственный поступок”

Форма проведения – этический диалог. Классный час проведен по методике этического диалога А.И. Шемшуриной.
Целесообразность использования данной технологии и методов и приёмов, ей соответствующих, предполагает, что дети младшего школьного возраста имеют еще относительно маленький жизненный опыт, а также слабо развитое абстрактное мышление, поэтому легче через игру и наблюдения сделать выводы, которые им лучше запомнятся и будут понятны.
Мое занятие рассчитано на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел. С помощью приемов я иногда подсказываю детям нужные слова, тем самым учу их сложному искусству общения, а также эти приемы позволяют детям посмотреть на себя со стороны. Я считаю, что этический диалог помогает детям глубже почувствовать прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию в различных жизненных ситуациях, поупражняться в нравственном выборе собственного поступка. А также помогает мне, как классному руководителю лучше узнать своих ребят и помочь им в трудную минуту.
На классном часе проблемы, связанные с нравственным поступком, рассматриваются глубоко и всесторонее. Не рассмотрен ещё очень важный момент: почему на наш добрый, нравственный поступок мы получаем зло? Этот вопрос – тема отдельного разговора. Возможно, его рассмотреть в более старших классах. Но если дети такой вопрос зададут, учитель не имеет права его оставить без внимания.
Цель занятия:
Учащиеся осмысливают свою значимость через опыт нравственных отношений с окружающим миром. Занятие создает условие для самооценки ребенком и помогает найти нравственное решение противоречивых ситуаций, воспитывает добрые качества детей, развивает умение уважать и бережно относиться друг к другу.
В результате занятия учащиеся
– смогут сформулировать понятия «поступок», «нравственность», «нравственный поступок».
– узнают признаки нравственных поступков, их цель и характер.
– будут высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы
– развивать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, приобретут навыки работы в группах.
1.) Классный час начинается с энергизатора.
Сегодня у нас состоится диалог, я уверена, что он пройдет удачно. Пошлем друг другу лучик добра по кругу – поделитесь теплом и добротой.
2.) Выход учеников на проблему происходит через фильм и песню Светланы Копыловой «Кот». Девочка спасает кота, останавливаю фильм, смотрим не до конца, который позволяет определить тему и проблему.
Просмотр небольшого мультфильма.
Беседа
Какие чувства вызвал у вас этот мультфильм?
Что совершила девочка?
– Поступок
Помещение на доску слова-понятия ПОСТУПОК
Что такое поступок?
Работа в группах по определению однокоренных слов слову ПОСТУПОК
Найдите среди предложенных группе слов однокоренные к слову ПОСТУПОК.
Объясните это слово, продолжите фразу: «Поступок – это…
Поступок связан с действием.
– Поступок – это намеренное действие человека.
– Поступок – это решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.
– Поступок – это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения.
Работа со словарём
Словарь русского языка дает такое определение: «Поступок – это сознательное, завершенное действие, совершенное по собственной воле».
Работа по содержанию мультфильма «Кот».
Как можно охарактеризовать поступок девочки?
– Добрый, милосердный, человеческий, положительный… Это все вместе называется НРАВСТВЕННЫЙ – это тема сегодняшнего занятия.
Запись в тетрадь темы урока. Выстраивание схемы на доске и в тетради.
добрый
милосердный
человеческий
положительный
трогательный
От какого слова образовалось «нравственный»?
– А что такое нравственность?
Работа со словарём Словарь Ожегова: внутренние, моральные, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами).
3.) Построение логической цепочки.
1. Работа в парах по кругу. (Помогает осознать значимость и важность темы, выводит на мысль, что нравственные поступки надо отличать от бытовых обязанностей и правил этикета, вызывает откровенные детские эмоции).
Какое действие человека будет считаться нравственным поступком? Перед детьми в группе – листочек, на нем указано действие человека. Определите, является ли оно нравственным поступком или нет. Объясните, почему вы так считаете. Приведите сами примеры нравственных поступков.

Примерные ответы детей.
Нравственные поступки – это когда ты совершаешь хорошие поступки для кого-то из окружающих, и ты совершаешь их не по чьей либо просьбе, а сам, своим моральным поведением и душой. Содержание морального поступка определяет поведение человека, его состояние души, насколько он осознает, что такое добро, а что же такое зло.
Примеры нравственных поступков:
– помочь пенсионерам перейти дорогу; помочь младшей сестренке (братишке) по урокам;
– уважать родителей и учителей, да и вообще всех уважать;
– не грубить; помочь подняться упавшему человеку;
– помочь, если какое-либо животное подверглось опасности;
– защитить девушку, если кто-то обижает.
– В общем, это хорошие, добрые поступки для кого-либо, но за это ничего не нужно просить взамен, делать нужно без корысти!
Запись в тетради одного из выражений
– Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим.
– Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим. – Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный поступок.
2. Беседа о моральных ценностях как признаке нравственных поступков.
– Нравственный поступок опирается на моральные ценности. Что оказалось для героини мультфильма и песни самым ценным?
– жизнь более слабого и беззащитного существа. Кота надо было спасать.
Прежде чем броситься спасать животное, решала ли девочка вопрос: спасать кота или нет? Или её поступок был душевным порывом?
Думала ли она, что её похвалят за это и наградят?
– Нет, нравственный поступок бескорыстен, он не делается напоказ. Человек иначе поступить не может.
Откуда берётся в человеке этот порыв?
Это движение души человека, в которой глубоко заложено добро. Мы это не планируем. Девочка имеет нравственный стержень – набор добродетелей.
На какие добродетели опирается поступок девочки? Что составляет её нравственный стержень?
– Ответственность, любовь, справедливость, самопожертвование, милосердие, мужество.
Каждый ли человек имеет нравственный стержень и способен на нравственные поступки?
– Рядом было много народу, а бросилась помочь только она, значит, не у всех он есть. Поступок зависит от человека.
3. Прием «Кружочки» направлен на осознание отличия добрых и недобрых дел в жизни, на формирование убеждения важности нравственных поступков.
– Наша жизнь состоит лишь из добрых поступков?
Детям предлагается 2 кружочка: светлый и темный. Эти кружочки представляют соответственно добрый и недобрый поступки. Им предлагается назвать по одному поступку и положить на парту один кружочек, соответствующий тому поступку, который они заметили.
Какие кружочки у нас на партах оказались? Каких поступков оказалось больше?
добрых поступков здесь мало
В чём важность даже одного доброго поступка?
Каких поступков вы хотели в вашей жизни больше? Почему?
Он может повлиять на других людей, изменить их в лучшую сторону.
Дополните своими примерами, предположите, как могла по-доброму закончиться эта история.
1. Схема
Добрые поступки
Недобрые поступки
Нравственные поступки
Безнравственные поступки
4. Прием «Рассказы» – обращение к опыту ребенка. Дети видят, что и в их жизни люди совершали по отношению к ним нравственные поступки. Важно благодарить.
Бывало ли такое, что по отношению к вам кто-то, когда вам было очень тяжело, помог, совершил нравственный поступок?
5. Знакомство с презентацией, где рассказывается о людях, которые такие поступки совершают в жизни постоянно: доктор Рошаль, актриса Чулпан Хаматова, святая велю кн. Елизавета Федоровна и другие. Это люди, которые имеют нравственный стержень, их поступки удивили и обрадовали многих людей. Добро совершается бескорыстно, часто – тайно.
А вы благодарили людей за их поступки? Нужно ли это делать? Кому приносит благодарность больше пользы?
Что приобретает человек, совершая нравственные поступки?
– Духовную радость, смысл жизни, наполненность, это его потребность, становится духовно богаче, чище и к нему плохое уже не прилипает.
Нравственные поступки часто очень опасные, связанные с риском. Какая польза человеку, если сам погиб, кого-то спасая?
– «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». ” (Св. Евангелие от Иоанна 15:12-13). Бог говорит: нет выше любви, чем отдать жизнь за друзей своих, за другого человека. Эти люди приобретают святость перед лицом Бога.
6. Прием «Кукла» подводит к пониманию смысла совершения нравственных поступков. Дети поняли, что человек не может жить полноценной жизнью, не помогая другому. Не может человек пройти мимо чужого горя. Не надо ждать поощрений за помощь, но благодарить – обязательно.
7. Работа с высказыванием
Генри Уорд Бичер американский религиозный деятель, брат писательницы Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома») сказал: «Ни один человек, совершивший достойный поступок, никогда не получил награду меньше, чем отдал». Вы согласны с ним?
– Этот человек не только нравственная личность, он друг Иисуса Христа. Он получает жизнь вечную.
– Хорошо ли быть рядом с такими людьми?
– Да, около них всегда есть люди, потому что возле них тепло и надёжно.
8. Работа со значением корня «нрав» дает общее осознание значения поступков человека.
Посмотрите внимательно на слово «нравственный». Выделите и назовите корень этого слова.
Что такое нрав?
– Нрав – это характер
Как связаны между собой ПОСТУПОК и ХАРАКТЕР?
– Поступок отражает характер, если человек совершает нравственные поступки, у него формируется НРАВСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР. Чем больше добрых дел мы совершаем, тем добрее и счастливее будет наша жизнь.
В народе говорят:
Посеешь поступок – пожнешь … привычку.
Посеешь привычку – пожнешь … характер.
Посеешь характер – пожнешь … судьбу. Вы согласны?
Нужно ли помнить свои безнравственные поступки? Чужие? Почему?
Почувствовали обиду – постарайтесь их забыть и никогда не вспоминать. Почему? – Обида, злоба, вражда месть разрушают человека. А свои – помнить, чтобы никогда их не совершать, каяться.
4.) Кульминация. Дети узнают, что нравственный поступок – это не обязательно героический и опасный поступок.
– В нашем фильме девочка совершила свой поступок на глазах у всех, а еще можно это делать тихо и даже тайно.
Чтение выразительно стихотворения «Доброта живет на свете тихо».
Доброта живёт на свете тихо,
Незаметно, словно хлеб и соль,
Где болит, возьмёт себе всю боль,
Там, где лихо, встанет против лиха.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
9. Работа с текстом рассказа М. Максвелла «В брюссельском трамвае». История о «тихой» доброте. Чтение.
Однажды вечером в брюссельском трамвае я получила замечательный, незабываемый урок того, как надо работать. Возвращаясь из деловой части города к себе на окраину, я села в трамвай. Я ехала минут пятнадцать — двадцать, но кондуктор того трамвая успел преподать мне бесценный урок отношения к труду. Это было много лет назад, но с тех пор я не видела ничего подобного.
По мере того, как я наблюдала за кондуктором, у меня складывалось впечатление, что трамвай — его собственный, и каждый входящий — его гость, и что он отвечал за всех, кто находился в трамвае. Сам же он совершенно не осознавал этого. Он просто вкладывал в работу всего себя. Обязанности трамвайного кондуктора — продавать билеты, давать сдачу. Вдобавок к этому, в Брюсселе тех дней трамвайный кондуктор должен был, к неудовольствию пассажиров, дуть в издававший отвратительный звук медный рожок, давая сигнал водителю, что можно отправляться. Но этот человек, до сведения которого, довел, что от него требовалось только лишь отсчитывать медь и дуть в рожок, помогал старикам, старушкам и детям входить и выходить из вагона, подавал им их свертки, держал на руках ребенка, пока мать спускалась с подножки, ходил вдоль вагона, как хозяин ходит по своей гостиной, устраивал поудобнее усталого человека, предлагал другим пассажирам немного подвинуться, чтобы усадить женщину, и с невероятной готовностью, конечно же, вежливо отвечал на вопросы, по просьбе людей напоминал им об остановках; улыбался и взглядом как-бы говорил: «Как хорошо, что вы здесь! Чем же мне услужить вам?»
Это было удивительно. Мне невольно пришла в голову мысль: каким бы стал этот мир, если бы все люди выполняли свою работу подобным образом, не сердясь, не обижаясь, не обливая других равнодушием; ведь мог бы и тот кондуктор занять удобную позицию: «Я зарабатываю себе на жизнь, и мне нет до вас никакого дела, я здесь только для того, чтобы компостировать билеты и давать сигнал к отправлению, и это все, что я намерен делать», но вместо холодного безразличия (столь характерного для большинства из нас), он источал внимание, вежливость, услужливость. И я не сомневаюсь, что при этом он был счастлив. Вкладывая всего себя в эту мало перспективную работу, он взамен получал величайшее удовлетворение; это было написано на его усталом, ничем не привлекательном лице — оно светилось счастьем. Он открыл секрет труда — труда, который есть служение, нашел золотой талисман, который превратил нудную, тяжелую работу в удовольствие, усталость — в удовлетворение, скуку — в заинтересованность.
Может ли кто-нибудь сказать, что его труды пропадали даром, что он вел себя как глупец? Я была всего лишь одним из его пассажиров, но пока я жива, я не забуду этого человека. Как много может сделать всего один человек. Стоит призадуматься, а что, если бы мы все попробовали так трудиться, каким бы стал этот мир! Отдавать — значит получать! Почему это так, остается тайной, но чем больше вы отдаете, тем больше вы получаете для своей души.
10. Обсуждение рассказа в группах. Работают 4 группы. Задание для всех групп общее.
Являются ли поступки главного героя рассказа примером для подражания, служения своим трудом людям?
Помощь людям кондуктора носила разный характер, начиная от помощи вещами, продуктами. Доброе слово, как и действие, тоже имеет большое значение для человека, который попал в беду. Он сделал свою жизнь счастливой и многих других людей.
Спектр нравственных поступков широк. Например, на сайте «Подари жизнь» есть такие вкладки: сдать кровь, пожертвовать, помочь по-другому. В нашей стране есть люди, которые помогали тайно и явно молитвой и духовным советом. Это особо почитаемые люди – святые.
11. «Акция» – тоже напряженный момент в диалоге, когда ребенок для себя принимает решение: участвовать или нет. Обращение к личности ребенка.
Просмотр фильма-песни Юлии Славянской «Будьте солнышками на земле».
– Люди совершают нравственные поступки каждый день, их них состоит наша жизнь. оказывается, каждый при желании может помочь другому. Оказывается, людей, совершающих нравственные поступки, очень много! Творить добро – потребность нормальных людей. Добро чаще побеждает зло.
Сайтов и фондов, которые объединяют неравнодушных людей много («Добро»), если у вас есть такая потребность, обсудите с родителями, как именно вы можете помочь. В школе сейчас проводится акция «Надежда» по сбору игрушек для детских домов, посмотрите, кому вокруг еще нужно ваше участие – будьте внимательны!
Заключительное слово учителя.

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *