Посещение, взаимопосещение уроков, как одно из магистральных средствповышения качества учебно-воспитательного процесса в гимназии
Алматы қаласы Алмалы ауданы
КММ №34 гимназиясының директорының
оқу ісі жөніндегі орынбасары
Некрасова Оксана Алексеевна
«Посещение, взаимопосещение уроков, как одно из магистральных средствповышения качества учебно-воспитательного процесса
в гимназии»
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство.
Характер труда учителя определяется в целом направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развитии нашего общества, его социального заказа.
Педагогический труд – творческий труд. Он требует от учителя постоянного поиска, новых решений задач обучения, воспитания и развития детей и молодежи.
В развитии творчества учителя большую роль играет умелый контроль руководителей школы, осуществляемый в форме посещения и анализа урока.
Урок – основная деятельность учителя, поэтому в центре школьного оценивания – урок. Согласно международным исследованиям в области образования, наблюдение урока «является самым объективным источником информации о профессиональных навыках учителя», «большинство ключевых аспектов преподавания находят отражение именно во время взаимодействия учителя с аудиторией». Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку?
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремления учащихся, настроение детей;
- планирование обратной связи.
Наблюдение, анализ и оценка эффективности занятия – важнейшие компоненты контроля за деятельностью учителя, за качеством знаний учащихся. Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу учителя, отметить положительное в его работе и принять меры к ликвидации недостатков в учебно-воспитательном процессе, подготовить обмен опытом.
На мой взгляд, основополагающим, системообразующим является «принцип уважения и доверия к человеку» (по Ю.А. Конаржевскому). Этот принцип выдвигает целый ряд конкретных требований:
— уважать личное достоинство человека;
— признавать за человеком соответствующие права и возможности;
— уважать человека в себе и человека в других;
— беречь человека в себе потому, что в другом также присутствует человек;
— предоставлять учителю, когда это возможно, свободу выбора;
— доверять человеку, его потенциальные возможности неисчерпаемы;
— создавать атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
— уважать человека, но проявлять к нему достаточно высокую требовательность;
— поощрять достижения и личный вклад каждого в дело школы;
— гарантировать каждому учителю и ученику защищенность в коллективе.
Педагогическим анализом называется функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу её в более высокое качественное состояние.
В теории и практике внутришкольного управления определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от объекта анализа (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ). В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический (локальный) и итоговый (комплексный). Основными объектами педагогического анализа, концентрирующими в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, являются организованные формы обучения, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общей, объединяющей педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Методология и логика системного подхода к педагогическому анализу как функции управления школой определяются последовательностьюследующихдействий:
– рассмотрения урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;
– выявления совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);
– определения целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;
– анализа результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, работы в течение учебного года;
– установления основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;
– формулирования замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года.
Было проведено анкетирование среди учителей начальных классов, учителей гуманитарного цикла и ЕНД (34 учителя)
На первый вопрос «Как Вы думаете, с какой целью администрация гимназии посещает уроки?» учителя ответили:
- с целью оказания методической помощи учителю;
- с целью определения уровня преподавания определенного предмета;
- контроль за качеством учебного процесса;
- проконтролировать подготовку учителя;
- с целью выяснения причины снижения уровня знаний у учащихся;
- для повышения уровня качества знаний;
- наблюдение за УВП в классе;
- в соответствии с планом ВШК;
- с целью контроля и учета подготовки учителя к уроку;
- прежде всего с целью контроля, это необходимое условие для организации учебно-воспитательного процесса, для его стабилизации;
- с целью контроля за уровнем ЗУН учащихся;
- с целью контроля деятельности учителя по вопросам усвоения учащимися ГОСО;
- контроль за творческим подходом учителя к проведению урока;
- с целью проанализировать эффективность использования форм и методов обучения;
- с целью изучения как учитель использует разнообразные формы работы;
- с целью повышения эффективности результатов работы гимназии;
- повысить давление и волнение.
Учителя, которые отметили что необходимость посещения уроков администрацией нужны, дали комментарии:
- изучение методов и приемов, используемых на уроке;
- с целью проанализировать эффективность использования форм и методов обучения;
- указать на недочеты учителю;
- знакомство с методикой преподавания предмета;
- для определения результативности работы учителя-предметника;
- для оказания методической помощи и практических навыков;
- для повышения качества преподавания;
- для оказания своевременной помощи учителям;
- со стороны лучше видны недочеты;
- администрация лучше будет знать уровень подготовленности учителя, взаимоотношения учителя с учениками;
- для оценивания эффективности педагогического поиска по совершенствованию урока.
Посещение уроков учителей школы показало, что учителя продуманно и целенаправленно решают задачи школьного образования по своему предмету. Они отбирают содержание учебного материала и методически его отрабатывают на своих уроках, триединая дидактическая цель урока реализуется через изучение основных формул, понятий, доказательства теорем и отработки практических умений и навыков, изучение основных фактов, понятий, законов, дат, через широкое обобщение большого круга природных явлений на основе теории. Много внимания учителя уделяют формированию умения учащихся применять основные исходные положения наук для самостоятельного объяснения тех или иных явлений. 81% учителей проводят в системе уроки с использованием информационных технологий.
В ходе посещений уроков у некоторых учителей выявлены затруднения в подготовке урока:
- Подготовка учебного материала и выбор соответствующих методов обучения;
- Нахождение способов и приемов создания учебных ситуаций и подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), которые обеспечили бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности;
- Комплексное применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для освоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков;
4.Сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Посещение уроков – разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим:
- для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания;
- внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы;
- как средство контроля и обучения учителя в работе;
- с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.
Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке.
Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…».
От умения анализировать не только свой собственный урок, урок коллеги, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать педагогическое мастерство, производительность педагогического труда.
Мы видим, что любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. Но самое главное – реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.
Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, воспитательный и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
Анализ – это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Таким образом, педагогический анализ урока есть процесс его распознавания, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления урока, выяснения путей и причин формирования именно такого конечного результата урока и соответствия последнего его триединой цели. Без осуществления педагогического анализа невозможно определить основные задачи нового урока.
Педагогический анализ урока есть не только способ познания, но и средство преобразования урока и практического совершенствования деятельности учителя.