«Один дома»
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для старшей группы
Образовательная область «Коммуникация»
Тема: Составление рассказа по картинам «Один дома»
Разделы: «Развитие речи»
Цели:
Закрепить знания детей о мерах безопасности в доме, формировать у детей навыки безопасной жизнедеятельности.
Совершенствовать умение составлять рассказы по картинке, использовать в рассказе выразительные средства: части речи, антонимы; умение отгадывать загадки.
Активизировать словарный запас, развивать мышление, память.
Приучать детей к адекватным действиям в опасных ситуациях.
Биллингвальный компонент: безопасность – қауіпсіздік, правило – ереже, пожар –өрт, электроприбор – электр құрал, выключатель – ажыратқыш.
Оборудование: сюжетные картинки, слайды
Ход занятия.
Круг приветствия.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга. Улыбнемся, чтобы у нас было хорошее настроение, и начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности дома и составим рассказ.
Пальчиковая гимнастика” Дом”
В городе наш дом стоит,
На двери замок висит.
Мы замочек потянули,
Постучали, покрутили
И замочек мы открыли.
Мы двери открываем-
В этот домик приглашаем. (Вывешивается рисунок дома)
Игра «Какой?»
Дом какой? (Большой, красивый, высокий, теплый, уютный и т.д.)
Чтение рассказа (Начинаю читать рассказ).
В этом домике жил – был мальчик Ваня. У него был очень умный щенок по кличке Дружок. Они всегда вместе гуляли на улице, играли. Однажды, родители ушли на работу, и Ваня остался дома один. Ему стало скучно, надоело смотреть мультфильмы, и он решил выйти на балкон вместе со своим плюшевым зайчиком. Дружок, который в это время спал в прихожей на коврике, вдруг проснулся, как будто почувствовал какую-то опасность и побежал к Ване.
Слайд № 1. (Дети продолжают составлять рассказ)
– Что случилось с Ваней?
– Можно ли сидеть на перилах и подоконниках?
– Что сделал Дружок?
(предполагаемые ответы детей)
Слайд № 2.
Загадка.
В ряд лежат они в коробках,
в красных шапках на головках.
Их, пожалуйста, не тронь –
Притаился в них огонь (спички)
– Являются ли спички игрушкой для детей?
– К чему может привести игры со спичками?
– Что еще может стать причиной пожара?
– Чтобы выяснить это, мы поиграем в игру.
Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
Из четырёх предложенных картинок, изображенных на одной карточке, ребёнок выбирает лишнюю, которая может стать причиной возникновения пожара.
(картинка № 1-кипятильник, машинка, барабан, пирамида; кипятильник – лишняя картинка)
(Картинка № 2 -кубик, утюг, конструктор, зайчик)
Физминутка.
«Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз- два – три – четыре – пять
шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд.
Загадка.
Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился?
И в розетке поселился? (эл.ток)
-Есть ли в нашем детском саду, в вашем доме электричество?
-А по каким предметам вы догадались, что оно есть? (розетки, лампочки, выключатели)
Слайд № 3.
– Знал ли Ваня правила обращения с розетками и выключателями?
(Предполагаемые варианты ответов детей:
Нельзя мокрыми руками пользоваться электроприборами.
Нельзя вставлять в розетку пальцы, гвозди, карандаши и другие предметы.
Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы).
– Что делал в это время Дружок?
Учитель:
Самое главное правило:
Нельзя без разрешения взрослых и в их отсутствие пользоваться электроприборами.
Игра ”Да и нет”
Спички в руки я возьму,
С ними буду я играть? (Нет)
Может, книжку почитаю? (Да)
На перила я полезу? (Нет)
Гвоздик я воткну в розетку? (Нет)
Незнакомцу дверь открою? (Нет)
С Дружком мне можно поиграть? (Да)
Слайд № 4
– В какой комнате находится Ваня? Что сделал Ваня?
– Что можно делать с водой? (пить, умываться, плавать, стирать белье и т.д.)
Игра «Скажи наоборот»
Вода чистая – грязная
холодная – горячая
прозрачная – мутная
соленая – пресная
( Звучит запись звука дверного звонка)
– Ребята, кажется, кто-то пришел к нам? Давайте узнаем.
Обыгрывание ситуации.
Один ребенок подходит к двери и спрашивает:
Кто там?
Учитель:
– Правильно ли поступила Настя? Что бы вы сделали на ее месте?
(Обращает внимание на слайд № 5)
– Как поступил Ваня? Что сделал Дружок? Обратите внимание на поведение собаки (беспокойство, тревога, чувствует опасность и т.д.)
Игра «Чудесный мешочек»
Когда болеем,
То мы их принимаем.
(Лекарства)
Для здоровья необходимы
Нам полезные….. (витамины)
Для царапок у Алёнки
Полный есть флакон … (зелёнки).
По мере отгадывания загадок, выкладываю на стол содержимое мешка.
-Для чего нужны эти предметы? Где они должны храниться? Что такое аптечка?
-Где находится Дружок? Как вы думаете, что с ним случилось?
Ответы детей.
Рассказ завершает учитель.
-Стыдно стало Ване: Что я наделал? Вон и Дружка накормил какими-то таблетками, из-за которых он заболел. Он ведь помог мне, а я его не послушал. Дружок, прости меня. Я понял свои ошибки.
Дружок:
-Всегда соблюдай правила поведения дома, когда остаешься один. Ведь ты уже большой!
Ваня:
-Спасибо тебе, Дружок! Ты настоящий друг!
Учитель:
-Вам понравилось занятие? Чему учит рассказ? Как его можно назвать? Кто помог мальчику Ване?
Ожидаемый результат:
Знать: новую лексику по теме
Иметь: представление о составлении рассказа
Уметь: соблюдать правила поведения дома