Анализ воспитательной работы
Анализ воспитательной работы 4«Б» класса
КГУ «ОСШ №28 города Темиртау»акимата города Темиртау
за 2019-2020 учебный год
Класс сформировался в 2016-2017 учебном году. В классе обучается 16 человек: девочек – 12 человек, мальчиков – 4 человека. Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. Все дети учатся в меру своих возможностей:
2 отличник,8 хорошистов, 4 троечников.1 резерв
Кол-во учащихся 12
Из них отличников 2
ударников 8
троечников 4
Кол-во учащихся состоящих на ВШК,ГДН 0
Занятость в кружках и факультативах В школьных: кол-во 16
В ДОП образовании : кол-во 16
Достижения в конкурсах, мероприятиях В смотре-конкурсе строевой подготовки ко Дню Защитника Отечества 2 место, грамота «За лучшее исполнение строевой песни», грамота «Лучшему командиру»,
Участие в онлайн олимпиадах.
городских .
областных
республиканских
международных 1 место –Перминов В.
Тема воспитательной работы класса:
«Организация совместной деятельности родителей и детей, как средство расширения поля позитивного общения в семье»
Цель на 2019-2020 учебный год:
• Создать условия для адаптации у учащихся в новом коллективе;
• Сформировать у учащихся и родителей деловые отношения в общей деятельности.
Задачи:
• воспитание учащихся в духе дружбы, терпимости, взаимопонимания;
• осознание учащимися ценности и уникальности человеческой жизни;
• формирование у учащихся и родителей правовых знаний, основ законодательства РК;
• сохранение и укрепление здоровья школьников;
• создание условий для развития способностей учащихся, способствующих их активному участию в жизни общества
• воспитание у учащихся любви к Родине
Развивая у ребенка знания о своих физических качествах, умение общаться, необходимо также большое внимание уделять развитию нравственных качеств и организации совместной деятельности родителей и детей. Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.
Воспитательная работа в классе за 2019-2020 учебный год осуществлялась по 8-ми направлениям:
1.Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание
В целях содействия формированию патриота и гражданина Казахстана, способного жить и успешно трудиться в новом демократическом обществе, в 1 классе было запланировано 26 мероприятий, проведено 26 (100%). В них приняло участие 16 учащихся 4 класса (100%).
Мероприятия проводились в форме информационных бесед и классные часы: Самые яркие мероприятия, которые запомнились учащимся, это: Торжественная линейка «Менің Отаным – Қазақстан», Урок Знаний, «Я –патриот своей страны» , «Ознакомление с правилами внутреннего распорядка школы: права и обязанности учащихся», «О тебе мой Казахстан». Учащиеся в первые познакомились с гос. символами, детям раздавались памятки о государственной символики и внутреннем распорядке школы. В первые дети узнали кто такой патриот. В преддверии празднования Великой Победы были запланированы и проведены следующие мероприятия: конкурс рисунков «О мире», Урок Мужества, участие в конкурсе смотре строя и песни к 7 Мая, которые оставили яркое впечатление у школьников. Дети на этих мероприятиях пели ,рисовали, были просмотрены презентации.
По правовому воспитанию были проведены : статьи, встречи с инспектором, беседы,
с родителями Беседы с родителями на тему виртуальных компьютерных игр.
Анализируя результаты воспитательной работы по правовому воспитанию, воспитанию казахстанского патриотизма и гражданской ответственности, у учащихся в течении 2016-2017 учебного года формировалось осознанное позитивное отношение к патриотическим ценностям, активная гражданская позиция, а также прививалась любовь и уважение к Родине: культуре, истории, фольклору, обычаям и традициям Казахстана;
Проблемы: Не у всех учащихся сформирован минимальный багаж правовых знаний за год
Пути решения:
1.Запланировать и провести классный час на тему «Должен и обязан».
2.Провести анкетирование со всеми учащимися 4 класса
3. Включить в сентябре месяце в родительские вопросы по правовому всеобучу.
2.Духовно-нравственное воспитание
В целях воспитания целостной личности, понимающей и принимающей свои обязанности;
способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования. В течение года запланировано и проведено 58 (100%) мероприятий В них приняло участие 16 учащихся 4 класса (100%). На них велась работа по формированию нравственных качестве с учетом ценностей Мәңгілік Ел. Ребята учились быть добрыми, милосердными, вежливыми, дружными, учились отличать плохие поступки от хороших во время бесед и классных часов: «Я – школьник», «Будущее мира – в согласии и дружбе народов», «Правила этикета. Воспитание вежливости», «Помни о других», праздник «Осенний бал», конкурс новогодних дверей, мероприятие и др.
Очень понравились мультфильмы «Что такое вежливость», «Вежливые слова» Которые оставили яркие впечатление у детей.
На всех использовались презентации или видео на мультимедийной доске, что повышает интерес к теме мероприятия и увеличивает восприятие информации.
Наиболее яркими были мероприятия «Праздник бабушек и мам», учащиеся к этому мероприятию готовили подарки для мам и бабушек. Мальчики для девочек тоже подготовили сюрпризный момент . «Урок Мужества (к 9 МАЯ)». Это был общешкольный урок по начальной школе, детям понравились и запомнились фрагменты военного фильма которые подготовили к уроку мужества. Очень понравилось мероприятие «Прощание с начальной школы», на котором активно участвовали и дети, и родители: звучали песни, стихи и исполнялись танцы и детьми, и родителями класса.
Анализируя результаты воспитательной работы по духовно-нравственному направлению, у учащихся в течении 2019-2020 учебного года формировалось традиционное миропонимание и мировоззрение, осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитывалось бережное отношения к собственной жизни, способность преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели, а также развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку.
Проблемы – (не все дети вежливы, аккуратны, недостаточно высокий уровень сформированной духовно-нравственной культуры; не все из родителей готовы к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
Пути решения -провести беседу на тему «Этикет», в 1 четверти провести «День вежливых слов», во 4 четверти–«День добрых людей». С родителями провести индивидуальные беседы.
Диагностика, мониторинг:
Уровень воспитанности
Проводя исследования по уровню воспитанности в классе, на 1и 2 полугодие 2019 – 2020 учебного года были выявлены следующие результаты:
Вывод:
Высокий уровень – 4 человека.
Хороший уровень – 3человека
Средний уровень – 2 человека
Низкий уровень – 1 человек (на 1 полугодие), 0 –человек (на 2 полугодие)
В целом по классу любознательность на среднем уровне, трудолюбие на среднем уровне, бережное отношение к природе на среднем уровне, отношение к школе на среднем уровне, красивое в жизни на хорошем уровне, отношение к себе на хорошем уровне.
Социометрия
Вывод:
Индекс групповой сплочённости на начало учебного года А=1,57 ,на конец учебного года повысился 0,26%. А= 1,83 Лидер не изменился (Досманова Алина). Пренебрегаемыми на начало учебного года было 4 человека (Алтаев Алдияр, Дик Карина, Киселева Галина, Попова Дарья). На конец учебного года остался 1 человек (Дик Карина). Отверженных нет.
3.Национальное воспитание
В Целях формирования пространства для воспитания личности на общечеловеческих и национальных ценностях, уважения к родному языку и государственному языку, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан. В течение года запланировано и проведено 28 (100%) мероприятий В них приняло участие 10 учащихся 1 класса (100%).Наиболее яркими были мероприятия: смотр строя и песни. Посвящённого Дню Защитника отечество РК, где класс занял 2 место, классный час «1 декабря – День Первого Президента Республики Казахстан. Слово о независимости»на котором ребята совершили видео-экскурсию в музей Первого президента РК Дню Независимости.Наурыз – утро года. (Традиции и обычаи народов Казахстана.)
На этих мероприятиях дети активно принимали участие, где были награждены грамотами, проводились игры на улице, многое узнали про музей первого президента, познакомились с традициями и обычаями казахского народа)
Воспитание понимания самобытности культуры разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, обеспечивающим условия для самореализации личности; приобщение к основам мировой культуры и воспитание уважения к представителям других народов;
пропаганда знаний государственных символов; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны и к себе.
Анализируя результаты воспитательной работы по национальному направлению, у учащихся в течении 2019-2020 учебного года воспитывалось понимание самобытности культуры разных народов, бережного отношения к национальным ценностям; позитивное отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности; приобщение к основам мировой культуры и воспитание уважения к представителям других народов; чувство ответственности и гордости за достижения страны.
Проблемы:
1.Не все учащиеся могут читать стихи на казахском языке(Дик Карина, Наурызбеков Дастан), не все учащиеся знают национальные казахские игры и не умеют в них играть. Не у всех учащихся сформирована установка на овладение учащимися традиций национальной культуры.
Пути решения :
1. Провести беседу с учителем казахского языка на тему «Дополнительные занятия по казахскому языку» на четвертных каникулах.
2. Запланировать на уроках физической культуры по 5 минут игры казахского народа.
4.Семейное воспитание
В целях просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. В течение года запланировано и проведено 51 (100%) мероприятий в месте с родительскими собраниями и беседами. В них приняло участие 10 учащихся и родителей 1 класса (100%) и .Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся. Формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей; Способствовать демонстрации положительного опыта в воспитания детей в семье Создание условий для духовного общения родителей и детей.
Семейное воспитание включает физическое воспитание, интеллектуальное воспитание, нравственное и моральное, санитарно-гигиеническое.
Для решения задач семейного воспитания были проведены следующие мероприятия:
-классные мероприятия «Цветы для мамы», «Прощание с 1 классом», «Прощание с букварем»
-беседы и классные часы: «Помни о других», «Досуг в семье», «Мы все равны», «Семья – главная ценность в моей жизни»; «Добрые традиции моей семьи» 15 мая – День Семьи.
-инструктаж: «Безопасное лето».
Проводились поздравления именинников на осенних ,зимних и весенних каникулах, праздничные чаепития с участием родителей. Проводились родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, консультации по поводу внешнего вида ,ношения формы, опозданий на уроки, по проблемам поведения и учёбы. Родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса
Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса остается на среднем уровне. Чувствуется , что все родители заинтересованы воспитанием своих детей, адекватно реагируют на замечания и стараются их выполнить, многие изъявляют желание провести какую-то, определенную воспитательную работу с детьми.
Работа с родителями проводилась с целью привлечь родителей, стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы:
• сотрудничество родителей и классного руководителя;
• ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;
• взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.
Это предусматривает следующие направления деятельности:
• изучение семей учащихся;
• педагогическое просвещение родителей;
• обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
• педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
• индивидуальная работа с родителями;
• информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях, педагогических лекториях. Следует отметить, что творческую активность проявляют большинство родителей учащихся. Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители. Поэтому классные мероприятия все были яркими и запоминающимися! Это и «Цветы для мамы», «Прощание с 1 классом», где родители принимали активное участие..
В течение года было проведено 6 родительских собраний (протоколы)
«Профилактика доступа к нежелательному контенту среди детей и подростков»
«Семейно-нравственное воспитание»
«Осторожно, секты!», «осторожно, экстремизм!»
«Злобный лик экстремизма»
«Основные религии Казахстана. Христианство м ислам – ведущие религии в Казахстане»
«Безопасное лето. Инструктаж по безопасному поведению во время летних каникул»
.
Анализируя результаты воспитательной работы по семейному направлению, для учащихся в течении 2019-2020 учебного года создавались условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; для формирования у детей и родителей позитивных семейных ценностей; для духовного общения родителей и детей; для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Положительные результаты: основной состав родителей учащихся участвуют в школьных мероприятиях, знают о достижениях и проблемах своих детей.
Проблемы: В данном направлении проблем не вижу, родители посещали родительские собрания и индивидуальные беседы 100%.
Пути : продолжать работать в том же направлении,
5.Трудовое, экономическое, экологическое воспитание
Работа велась в целях формирования трудовых навыков, экономического мышления личности и осознанного отношения к профессиональному самоопределению, создание условий для воспитания активной гражданской позиции в сохранении природы; формирование бережного отношения к природе, стремление к приумножению ее богатств. В течение года запланировано и проведено 26 (100%) мероприятий. В них приняло участие 10 учащихся 1 класса (100%). В связи с этим, для получения удовлетворительного результата, в течение года были осуществлены по данному направлению следующие работы: конкурс поделок из природного материала, беседы «Режим дня», «Гигиена школьника», проводились уборки в классе др.
Наиболее ярким был конкурс поделок из бросового материала, в котором многие учащиеся получили грамоты в различных номинациях.
Анализируя результаты воспитательной работы по трудовому, экономическому и экологическому направлению, у учащихся в течении 2019-2020 учебного года формировались трудовые навыки, формировалось бережное отношение к природе, стремление к приумножению ее богатств.
Проблемы: в классе встречаются учащиеся, у которых на первый план выдвигаются материальное благополучие, увлечение компьютерными играми, раскованность, а результатом этого – равнодушие, агрессия, нежелание трудиться.
Пути решения проблем трудового, экономического и экологического воспитания:
1.пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе.
2. развивать экономическое мышление, экологическую культуру личности. привлекать учащихся к участию в экологических акциях, субботниках, генеральных уборках класса.
6.Поликультурное, художественно-эстетическое воспитание
В целях формирования общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды. В течение года запланировано и проведено 31 (100%) мероприятий. В них приняло участие 10 учащихся 1 класса (100%).
Именно с этой целью были беседы «О внешнем виде школьников», «Как надо разговаривать со взрослыми», «Опасные игры», «Все мы равны», конкурс рисунков «Берегите Землю». Наиболее ярким был конкурс рисунков «Берегите Землю», участие в социальном проекте «Веселые переменки», где были организованы игры с первоклассниками силами учащихся старших классов.
(проект длился с октября по май, дети на переменках играли в веселые и подвижные игры).
Анализируя результаты воспитательной работы по поликультурному и художественно-эстетическому направлению, у учащихся в течение 2019-2020 учебного года формировались общекультурные навыки поведения в обществе, развивалась готовность личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности.
Проблемы :учащиеся часто не осознают в полной мере важности эстетического воспитания в процессе обучения, поэтому воспитательный потенциал школьных предметов остается нереализованным в полной мере.
Пути решения проблем поликультурного и художественно-эстетического воспитания: 1.Формирование способов художественно-творческой деятельности;
2.поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.
7. Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры
Цель: формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.В течение года запланировано и проведено 36 (100%) мероприятий. В них приняло участие 10 учащихся 1 класса (100%).
Работая в этом направлении традиционными для класса стали предметные недели, декады, в рамках которых использовала различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры и т.д. Были задействованы следующие формы работы: вариативный курс «Умники и умницы» и «Грамотеи», ребята в течение года принимали участие в школьных, классных интеллектуальных конкурсах. По данному направлению велась систематическая работа: классный час «Человек читающий – человек успешный».Наиболее яркими были мероприятия: классный час «Правила жизни честного человека», дети разыграли сказку где было рассказано о правилах честного человека .
Анализируя результаты воспитательной работы по интеллектуальному воспитанию, воспитанию информационной культуры, учащихся в течении 2019-2020 учебного года знакомились с интеллектуальными достижениями различных людей; создавались условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы.
Проблемы – не все из учащихся имеют четкое представление о мировоззрении, о необходимости реализовать свои способности и возможности, для чего настойчиво заниматься самообразованием, постоянно совершенствуя знания, умения и навыки.
Пути решения проблем интеллектуальной деятельности, воспитание информационной культуры: 1.Развитие и формирование интеллектуальных способностей;
2.Развитие умений и навыков интеллектуального труда;
3.Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.
8. Физическое воспитание, здоровый образ жизни
Цель: формирование физического воспитания, здорового образа жизни является создание
пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью. В течение года запланировано и проведено 27 (100%) мероприятий. В них приняло участие 12 учащихся 2 класса (100%).
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление учащимися здоровья являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, снятия физической усталости. Были проведены мероприятия: «День здоровья», «Я выбираю жизнь!», «Здоровый образ жизни. Что это такое?» «Правила поведения на каникулах», проводилась беседа о вреде курения, «Зимние опасности» организация труда и занятости в каникулярный период, классный час «Безопасное лето» Инструктаж по безопасному поведению в период летних каникул и др. В течение года проводились профилактические мероприятия по предупреждению ДТП. Важность данного направления требует продолжения в этом учебном году.
Проблемы: не все учащиеся посещают спортивные секции
Пути решения: вовлекать учащихся в занятия спортом через посещение спортивных секций
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей.
Все запланированные мероприятия и беседы проведены в полном объёме.
На конец2019-2020 учебного года можно сделать следующие выводы:
– в классе сложились нормальные дружеские отношения;
– класс дисциплинирован, хотя есть учащиеся, которых нужно держать постоянно под контролем;
– с некоторыми родителями приходится вести беседы по вопросам учебы и поведения учащихся.
Безусловно, что все перечисленные выше дела и события способствовали воспитанию у учащихся целого ряда положительных качеств, способствующих развитию инициативы, активной жизненной позиции, формирует ответственность. Однако, при такой интересной, содержательной и разнообразной воспитательной деятельности, которая реализуется и в обучении, и во внеурочной работе, и во внешкольной деятельности, наблюдается и ряд проблем. На основе этих проблем, можно сформулировать пути решения.
Вывод:
Можно сделать общий вывод о том, что в значительной степени удалось приблизиться к решению поставленных задач. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся развитием коллектива показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Поэтому основные направления должны остаться прежними.
Классный руководитель Штефанова И.Г