Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в рамках обновленной программы

Туркестанская область Жетысайский район
КГУ №39 имени «Асыката»

Доклад

«Развитие творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения
в рамках обновлённой программы»

Подготовила учительница начальных классов:
Джумабаева Бахтыгуль Маткаримовна

Доклад «Развитие творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения
в рамках обновленной программы»

Подготовила: Джумабаева Бахтыгуль Маткаримовна
учитель начальных классов, первой категории
коммунального учреждения №39 «Асыката» поселка Асыката
Жетысайского района Туркестанской области

Работая в школе около тридцать лет, убедилась, что практически у каждого ребенка есть способности, а у многих талант. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны взрослых.
У истоков развивающего обучения стояли такие психологи – мыслители как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие. Проблема развития творческих способностей не выделялась как особая задача педагогики. Но в настоящее время положение резко изменилось.
В современном обществе вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения стоит очень остро. Это связано с тем, что обществу требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания.
Начальная школа – это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна. Педагогу необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, научить его стремиться к созданию нового. Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию мышления, становлению индивидуальности.
Что такое «творчество» в моем понимании?
«Творчество» – это создание нового, прекрасного, то, что наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, побуждает человека к поиску. Творчество неотделимо от знаний и умений. Только в творческой деятельности осуществляется раскрытие личности ребенка.
Опираясь на свой педагогический опыт, пришла к выводу, что общее развитие ученика и развитие его способностей, может идти параллельно в процессе учебной деятельности. Одна из целей учителя начальных классов состоит в том, чтобы каждый ученик к концу четвертого класса мог свободно, с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему. И тут неизбежен поиск наиболее эффективных способов достижения цели. Благодарным будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь личность ребенка формируется в реальных отношениях и поступках, а развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и учащихся. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Поэтому считаю, что наиболее благоприятными для развития творческого потенциала ребенка, являются уроки литературного чтения.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал. Для ребенка чтение – это труд, творчество, новые открытия, и конечно, удовольствие. Применяя элементы развивающей системы и другие развивающие технологии, нестандартные приемы обучения, можно научить детей доказывать, спорить, иметь свое мнение и отстаивать его, находить аргументы, т.е. думать вслух, говорить. Я убедилась, что на уроке может царить радость сотворчества, если дать каждому ребенку почувствовать, что он способный. Если детям предложить что-то новое, необычное, они становятся изобретательными.
В настоящее время учебники литературного чтения и рабочие тетради насыщены заданиями творческого характера и являются хорошей опорой на уроках. Многие задания нацелены на то, чтобы воспитывать в ребенке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу. Так первые страницы «Обучения грамоте» под редакцией Богатырёва Е.В. , Бутина Р.А.( в разделе «Всё обо мне») предлагают детям рассказать о себе. Кому трудно говорить, могут нарисовать свой дом, свою семью, что облегчает задачу ребенка. Смысл всего этого в том, чтобы дети поверили в свои собственные возможности. Установка, что каждый человек видит все по-своему, является очень важной для урока литературного творчества. Знакомясь с произведениями, предлагаю нарисовать своего героя, придумать ему имя. На развитие творческих литературных способностей направлены те задания, где ребенку предлагается представить себя на месте героя, даже если это неодушевлённый предмет. Даю задания, которые ориентируют ребенка на то, чтобы он придумал свою историю, начало или продолжение сказки.
Сделать учебный процесс интересным и творческим, мне помогает использование приема стихотворчества. Начинаю работу с первого класса. На уроках обучения грамоте, еще в буквенный период, использую прием рифмования, начиная работу от простого к сложному. Например, игра «Доскажи словечко», дается задание закончить фразу в рифму. Для этого использую загадки, стихи, чистоговорки. Данные упражнения могут использоваться при изучении новой буквы, в целях языковой разминки. Дети учатся рифмовать. Например:
1. От порога до порога нас ведет с тобой …(дорога), Ша-ша-ша-мама моет…(малыша).
Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу, выделяется изучаемый звук.
2. Из данных слов, найти созвучные слова:
ка-ток то-пот мо-ток Ан-тон шё-пот
Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать.
Рифмование поговорок – это начало работы над культурой речи, так как особое внимание здесь уделяется правильному звукопроизношению слова и постановке ударения. Данные упражнения способствуют формированию лексической культуры. Например:
Съел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку. Сорок сорок съели сырок –
Съели сырок сорок сорок.
Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:
Хороша у Тани строчка,
А в конце большая…(бочка, точка, почка)
Прыгал птенчик по дорожке.
И клевал большие…(мошки, крошки)
Во втором, третьем классах на уроках литературного чтения работа по формированию творческих способностей продолжается, а задания усложняются. Дети не только учатся находить рифмованные слова, но и восстанавливают структуру небольшого текста. Использую загадки, считалки и так далее. Например, игра «Собери четверостишье».
На одной ноге стоит
Стараются не попадаться
И имеет важный вид.
Лягушки все ее боятся (цапля)
Такие упражнения развивают логическое мышление, память. Дети понимают, что нужно быть внимательным не только к содержанию, но и к его логическому построению. Формируется стихотворчество. Особое внимание уделяю правильному и четкому произношению согласных звуков. Провожу игры «Слоговой аукцион», «Доскажи словечко», «Произнеси правильно», «Найди место слову». Данные упражнения можно найти в сборнике В.В.Волиной «Учимся играя». В результате коллективной работы у многих ребят появилось желание сочинить чистоговорку. Постепенно дети начинают чувствовать ритм, сами подбирать рифму к словам. Например:
-Попробуйте сочинить двустишие с рифмой «капель-апрель».
Рифмы можно разнообразить по фонетическим признакам: заменить звуки, добавить или убрать звук и т.д. Таким образом, задания занимательного характера помогают формировать положительную мотивацию к учению, развивают творческое мышление. Так родились первые стихи и загадки.
Загадка.
По лесной дорожке катится клубок, Весь в иголках серых с головы до ног,
А поближе подойдешь, оказался – это…(еж).(Юмагужина А., 2 класс)
Выполнение творческой работы требует от учеников знания художественного произведения: они должны уметь отбирать материал, относящийся к творческой работе – эпизод для иллюстрирования, диалог для чтения по ролям, сценку для драматизации и т.д.
Уроки литературного чтения представляют учащимся широкие возможности для творчества. Как-то во 2 классе спросила:
-Легко ли написать сказку или рассказ?
Многие ответили, что трудно, но интересно.
-А вы, хотели бы научиться этому? – продолжала я.
Желающих оказалось много. И пусть первые произведения не совсем отвечали литературным нормам, но, сколько радости и гордости было в глазах детей, когда они читали свои рассказы и сказки всему классу. Произведения о природе дают богатый материал для творчества, а если добавить к этому немного детской фантазии, то обязательно родятся сказки.
Золотая осень.
Жила-была Золотая Осень, и было у нее три сына. Младшего звали Сентябрин, среднего Октябрин, а старшего Ноябрин. Пошли братья по свету счастья искать. Дошли они до огромной скалы, а на ней надпись. «Налево пойдешь – урожай соберешь, прямо пойдешь – золото найдешь, а направо пойдешь – серебро отыщешь». И пошли братья разными дорогами. Долго ли, коротко ли ходили братья по лесу, да пришло время домой возвращаться. Сентябрин принес матери много грибов и плодов. Октябрин – золотую листву. Ноябрин – иней, мороз и первые снежинки. Золотая Осень поблагодарила сыновей и сказала им: «Живите, дети мои, в любви и согласии, идите чередой один за другим и дарите людям счастье и радость». ( Избасар У., 2класс)(корректировка учителя)
С огромным удовольствием ученики принимают участие в играх-драматизациях. Предлагаю представить сказочную ситуацию, изобразить действия героев, передать их характер и настроение походкой, мимикой, голосом и жестами. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире. Сначала использую готовые сценарии, затем придумываем совместно с детьми. Разработка характеров и речи героев позволяет мне лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и найти пути их преодоления.
Данный вид деятельности удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков литературного чтения. Знакомясь с рассказом В.Осеевой «Сыновья», несколько учащихся подготовили костюмированную инсценировку диалога матерей и старика. Это оживило урок, позволило лучше понять главную мысль произведения.
Приведу еще несколько примеров заданий творческого характера: подбери синонимы, сочини свой рассказ, опиши или нарисуй одного из героев и др. Безусловно, не все ребята могут сочинить, но рисуют все с большим удовольствием.
Некоторые задания ориентируют ребенка на то, чтобы он придумал свой вариант начала или конца сказки. Выполняя такие задания, дети не должны чувствовать себя беспомощными и одинокими. На помощь приходят родители, друзья и конечно учитель.
Очень нравится ребятам прогнозировать. На доске только заглавие текста, а дети предполагают, о чем пойдет речь в произведении.
На уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями казахских писателей и поэтов. Красота слова воспринимается детьми лучше при соответствующем эмоциональном настрое. Это достигается с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя или артистов в грамзаписи. При чтении пейзажной лирики особенно эффективны скрипичные концерты Вивальди, Моцарта, симфоническая музыка П.Чайковского. Главное – соединить гармонично, чтобы дети прониклись настроением автора произведения, пропустили его через себя.
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили мне сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.
У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера.
Я считаю, что наилучшим стимулом для детского творчества является свободная атмосфера в школе и классе. Доверие и уважение со стороны учителя, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.
Можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников. И как не согласиться со словами Ш.А.Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, вселить радость, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя властелином».

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *