Ашык сабак

Мангистауская область
город Жанаозен
Ясли сад №8 «Ақбөбек»
подготовительная группа
№9 «Звездочки»
воспитатель:
Дудина Назарет Шукур кызы

ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи. Многие думают, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует мириться. Существуют исследования известных психологов подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими. Т.е. понятие выступает – и как исходный элемент познания – и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность действовать в уме. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
Поэтому я надеюсь, что данная книга поможет всем воспитателям, будь то родители, педагоги, найти необходимые материалы для содержательного, полезного, но вместе с тем весёлого проведения досуга детей.

ИГРА В БУКВЫ.
Если к домашней водоплавающей птице добавить вначале буковку, получится то, над чем мы смеёмся.
УТКА – …
Если у хозяина леса убрать три буквы слева и добавить две буквы справа, то получится злая фея.
МЕДВЕДЬ – …
Если у африканского животного с длинным носом убрать одну букву, то получится то, что приходит к тебе ночью. А если это слово прочитать наоборот, получится то, через чего ты дышишь.
СЛОН – …
Если у длинношеего африканского животного заменить последнюю букву и прочитать слово с конца, то получится название столицы европейского государства.
ЖИРАФ – …
Если у одного животного, которого мы используем для перевозки поклажи, переставить букву из начала в конец получится почти деревня.
ОСЕЛ – …
Если у младшего брата животного из предыдущего номера заменить первую букву на третью (поменять местами гласные) и прочитать наоборот, получится то, что тебе на завтрак мама даёт.
ИШАК – …
Помнишь, кто пытался выдать Дюймовочку за своего сына? Если название этого животного прочитать наоборот и добавить ещё две буквы, получится то, что вешается сверху лампы.
ЖАБА – …
Если у мужа собаки заменить среднюю букву и прочитать наоборот, получится твой обед.
ПЁС – …
Если у летнего насекомого убрать первую букву, то получится рыбный суп.
МУХА – …
Если название лесного хищника прочитать наоборот и заменить гласную букву, получится рот птицы.
ВОЛК – …
Если из названия лесной красивой хищницы отбросить последний слог, а первый прочитать наоборот, получится то, что лежит на дне реки.
ЛИСА – …
Если из названия дикой кошки с кисточками на ушах убрать последнюю букву и прочитать наоборот, получится то, что лежит на бутерброде.
РЫСЬ – …
Если в этом слове заменить гласную и прочитать наоборот, то получится крупа.
СЫР – …
Что у многих животных растёт на голове? Если в этом слове поменять местами согласные буквы, получится возвышенность.
РОГА – …
Если из названия красногрудой птички, которая прилетает к нам только зимой, убрать три последние буквы, останется то, без чего зима не зима.
СНЕГИРЬ – …
Если из названия морской хищницы убрать первую и последнюю буквы и прочитать слово задом наперёд, получится то, что добавляют в салаты и всегда плачут, когда режут.
АКУЛА – …
ОТВЕТЫ: шутка, ведьма, нос, Париж, село, каша, абажур, суп, уха, клюв, ил, сыр, рис, гора, снег, лук.

А) Найдите общее начало для этих слов.
? – ароны
? – сим
? – раме
? – арова
? – едония
ОТВЕТ: общее слово МАК.
Б) Ворона Карлита знает больше ста слов, которые начинаются с КАР. А сколько слов на КАР знаешь ты? Заполни строчки.
КАР______________
КАР______________
КАР______________
КАР______________
КАР______________
КАР______________
КАР______________
КАР______________
КАР______________
КАР______________
КАР______________
ОТВЕТ: карапуз, карлик, картуз, карта, картошка, карамель, карета, картина, Карина, карман.
В) Научите читать коров. Найдите общее начало для слов и помогите коровам прочитать получившиеся слова от начала до конца.
? – ка
? – ха
? – зей
? – сор
? – зыка
? – равей
? – хомор
ОТВЕТ: общее начало – слог МУ.
Г) Научите читать гусей. Найдите общее начало для слов и помогите гусям прочитать получившиеся слова от начала до конца.
? – раж
? – лоша
? –зон
? – мак
? – зета
ОТВЕТ: общее начало – слог ГА.
Д) Ребята! Перед вами 18 не совсем обычных слов. Они – музыкальные. Почему? Да потому, что если к каждому слову прибавить название, какой ни будь, нотки, то получатся совсем другие слова. Догадайтесь, какие!
КО…НЬ; …СОН; …КЛАД; СОЛО…НКА; …СОЛЬ; КО…ЧКА; СО…СКА; …САД; ЛА…ДОНЬ; И…Л; …НОС; Б…ЛОК; …ЛОТО; …ПУСК; КРОВ…; Б…ЛОК; ПЕ…ПЕЛ; …РОТА.
ЗАДАЧИ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

– У двух матерей по пяти сыновей, а имя у всех одно.
Ответ: пальчики.
– Две лошади пробежали сорок километров. По сколько километров пробежала каждая лошадь?
Ответ: по сорок километров.
– На земле сидели три воробья. Прилетели ещё шесть воробьёв. Одного воробья сцапала кошка, сколько осталось?
Ответ: ни одного, все испугались и улетели.
– Что тяжелее: килограмм гвоздей или пуха?
Ответ: их вес одинаков.
– У бабушки Даши – внучок Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки Даши?
Ответ: один внук.
– Что нельзя съесть у бублика?
Ответ: дырку от бублика.
– Росло четыре берёзы. На каждой берёзе по четыре ветки. На каждой ветке по четыре яблока. Сколько яблок росло на берёзе?
Ответ: ни одного, на берёзе не растут яблоки.
– Сначала зацвела яблоня, потом две сливы и четыре груши. Сколько деревьев зацвело в январе?
Ответ: ни одного, зимой деревья не цветут.
– Тройка лошадей пробежала 3 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
Ответ: по 3 километра.
– Что растёт вниз головой?
Ответ: сосулька.
– С неба звездой – на ладони водой?
Ответ: снежинка.
– На груше выросло пять яблок, а на ёлке – только два. Сколько всего яблок выросло?
Ответ: ни одного. На этих деревьях яблоки не растут.
– Что произойдёт с белым платком. Если его опустить в Чёрное море?
Ответ: он станет мокрым.
– Из какой посуды невозможно ничего есть?
Ответ: из пустой.
– Что находится ближе всего к кошке, которая сидит на подоконнике?
Ответ: окно.
– На суку сидит ворона. Что надо сделать, чтобы отпилить сук, не потревожив ворону?
Ответ: дождаться, пока она улетит.
– На какой вопрос никогда нельзя дать утвердительный ответ?
Ответ: например, на вопрос: «Ты спишь?».
– Чем питается медведь зимой?
Ответ: ничем, он спит.
– Поле пахали семь тракторов, два трактора остановились. Сколько тракторов в поле?
Ответ: семь тракторов.
– По дороге два мальчика шли два рубля нашли, за ними ещё четыре идут, сколько они найдут?
Ответ: нисколько.
– Какой месяц приходит на смену марту?
Ответ: апрель.
– Андрей ссыпал вместе три кучки песка, а потом высыпал туда ещё одну. Сколько стало кучек песка?
Ответ: одна большая кучка.
– Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли шесть варежек. Сколько детей лепили снеговика?
Ответ: трое.
– В пруду плавало семь уток. Трое из них нырнули. Сколько уток осталось в пруду?
Ответ: семь. Четыре плавают, а три под водой.
– Из – под ворот видно восемь собачьих лап. Сколько собак за воротами?
Ответ: две собаки.
– Мама разрезала шоколадный батончик на три части. Сколько разрезов она сделала?
Ответ: два разреза.
– Как в решете воду принести?
Ответ: заморозив её.
– В море плавало 9 пароходов. Два парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море?
Ответ: девять пароходов.
– У животного две правые ноги и две левые, две передние и две задние. Сколько нрг у животного?
Ответ: четыре.
– Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Ответ: сон.
– Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом?
Ответ: когда открыта дверь.

ХИТРЫЕ СТИХИ.
Ребята, я сегодня вам Вопросы хитрые задам. Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом «нет»,
А утвердительный – тогда
Скажите громко слово «да».
Откройте мне один секрет:
Живут жирафы В ТУНДРЕ? …
УВИДИШЬ в ясный день ежа,
Летящим В НЕБЕ, правда? …
Строитель строит города.
А осы строят СОТЫ? …
Машинам дан зелёный свет,
ИДТИ по зебре МОЖНО? …
В окошке утром – солнца свет,
НОЧЬ наступает, верно? …
Лес – обитания среда
Для белок, зайцев, дятлов? …
Читатель, прочитав, всегда
СЪЕДАЕТ книжку, правда? …
Худой мальчишка, как скелет,
ЛЕГКО поднимет штангу? …
С аэродрома ПОЕЗДА
По полосе взлетают? …
У пешеходов есть мечта-
Споткнувшись, рухнуть в ЯМУ? …
Когда приходят холода,
на юг летят все лоси? …
Печём ватрушки ИЗО ЛЬДА
В горячей печке, правда? …
Ответишь ты мне без труда:
ЗИМОЙ цветёт черешня? …
По снегу две полоски – след,
Медведь прошёл по снегу? …
За вторником идет среда,
За четвергом – суббота? …
Мы ставим чашечки в буфет.
ДИВАН туда поставим? …
Друзьям ты говоришь: «Привет!»
Заведующей ТАК скажешь? …
Растает снег – в ручьях вода.
Весной бывает это? …
Садится слон на провода,
Чтоб пообедать, правда? …
Что ест лягушка на обед –
Слона с горошком, правда? …
У жабы, точно, нет хвоста.
А у коровы ЕСТЬ он? …
В автобусе купив билет,
НА КРЫШЕ нужно ехать? …
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Правда ли? …
Лебедь плавает в пруду –
Спит на яблоне в саду,
Правда ли? …
Вьюга поле замела,
И гора зимой бела.
Правда ли? …
Шерсть смотали мы в моток.
Выйдет шелковый платок.
Правда ли? …
Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Правда ли? …
Закудахтал пёс Барбос
И в гнездо яичко снёс.
Правда ли? …
Лапой хвать, зубами щёлк
Хищник тигр и хищник волк.
Правда ли?

РАЗМИНКА ДЛЯ УМА.
– Сколько ушей у двух мышей? (4)
– Сколько лап у двух котов? (8)
– Сколько хвостов у двух китов? (2)
– Сколько у пяти журавлей шей? (5)
– Сколько у двух коров рогов? (4)
– Сколько лап у двух медвежат? (8)
– Сколько глаз у пяти жеребят? (10)
– Сколько лап у трёх ежей? (12)
– Сколько крыльев у пяти ворон? (10)
– Сколько хоботов у трёх слонов? (3)
– Сколько солнца на небе? (1)
– Сколько пальцев на двух руках? (10)

ВЕСЁЛЫЕ ЗАДАЧИ В СТИХАХ.
1. Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать
Кто их может сосчитать? (4)
2. Яблоки в саду поспели
Мы отведать их успели
Пять румяных наливных
Три с кислинкой. Сколько их? (8)
3. В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка,
А потом Игнат
Сколько было всех ребят? (5)
4. У меня и Аллочки
Десять счётных палочек
Две из них сломались
Сколько их осталось? (8)
5. Как то, ночью под кусточком
Грибы выросли опять.
2 грибочка и 3 грибочка
А всего их ровно … (5)
6. Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, 2 синицы.
Сколько птиц? Ответь скорей. (3)
7. На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Три матрёшки, Буратино
И весёлый Чипполино.
Помогите – ка Танюшке
Сосчитать свои игрушки! (5)
8. В нашей группе две Полины,
Три Андрея, две Галины.
И всего один Виталий.
Сколько нас? Вы сосчитали? (8)
9. К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок? (4)
10. Вышла курочка гулять –
Двор цыплятам показать.
Шесть бежали впереди,
Два осталось позади.
Беспокоится их мать,
Всех не может сосчитать.
Сосчитайте – ка, ребята,
Сколько было всех цыплят? (8)
11. Задали детям в школе урок:
Прыгало в поле десять сорок,
Восемь взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок? (2)
12. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трёх окуней.
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько ж рыб рыбаки наловили из реки? (9)
13. Я, Серёжа, Миша, Ванда –
Волейбольная команда.
Ваня с Димою пока –
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится? (6)
14. Посадила мама в печь
Пироги с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пироги уже готовы,
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Да ещё из печки пять
Маме нужно вынимать.
Если можешь, помоги
Сосчитай – ка пироги? (9)

КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?
– Молоко, сливки, сыр, сметана, соль.
Ответ: соль. Это не молочный продукт.
– Щука, окунь, карась, рак.
Ответ: рак. Это не рыба.
– Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.
Ответ: кролик. Это не птица.
– Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопатка.
Ответ: песок. Это не игрушка.
– Круг, треугольник, квадрат, указка, прямоугольник.
Ответ: указка. Это не геометрическая фигура.
– Лист, почка, кора, дерево, сук.
Ответ: дерево. Дерево целое, а остальное части дерева.
– Кайрат, Арман, Сергей, Айша, Еркин.
Ответ: Айша. Это имя девочки.
– Ухо, лицо, нос, рот, глаз.
Ответ: лицо. Остальное части лица.
– Картошка, морковь, мандарин, огурец, капуста.
Ответ: мандарин. Это не овощ.
– Липа, берёза, сосна, дуб, барбарис.
Ответ: барбарис. Это куст, а не дерево.
– Молоток, чайник, рубанок, отвёртка, коловорот.
Ответ: чайник. Это не инструмент.
– Пылесос, телевизор, кастрюля, утюг, фен.
Ответ: кастрюля. Это не электроприбор.
– Медведь, лось, корова, волк, заяц.
Ответ: корова. Это не дикое животное.
– Тетрадь, пенал, ручка, кукла, портфель.
Ответ: кукла. Это не учебная принадлежность.
– Дождь, снег, гром, ромашка, радуга, молния.
Ответ: ромашка. Это не явление природы.
– Шашки, шахматы, хоккей, домино, лото.
Ответ: хоккей. Это не настольная игра.
– Тюльпан, мак, осина, ромашка, ландыш.
Ответ: осина. Это не цветок.
– Муха, сорока, бабочка, комар, стрекоза.
Ответ: сорока. Это не насекомое.
– Индюк, ласточка, курица, петух, индо-утка.
Ответ: ласточка. Это не домашняя птица.
– Кокос, ежевика, смородина, малина, земляника.
Ответ: кокос. Это не ягода.

КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИ СКАЗКИ?
1. «Царевна – индюшка».
2. «По собачьему веленью».
3. «Сивка – будка».
4. «Иван – царевич и зелёный волк».
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
6. «Петушок – золотой пастушок».
7. «Мальчик с кулачок».
8. «У страха уши велики».
9. «Лапша из топора».
10. «Как мужик котят делил».
Ответ: 1.«Царевна – лягушка». 2. «По щучьему веленью». 3.»Сивка – бурка». 4. «Иван царевич и серый волк». 5. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 6. «Петушок – золотой гребешок». 7. «Мальчик с пальчик». 8. «У страха глаза велики». 9. «Каша из топора». 10. « Как мужик гусей делил».
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Какими словами начинается пословица, если её окончание звучит так:
1. « ………. – жарче огня».
«Родины тепло – жарче огня».
2. «………. , но своя лучше всех».
«Все земли хорошо, но своя лучше всех».
3. «………. , нет людей лучше, чем на Родине».
«Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине».
4. «………., если от души подана».
«И вода сладка, если от души подана».
5. «………., богатство земли – хлеб».
«Богатство человека – ум, богатство земли – хлеб».
6. «………., сон освежает».
«Труд закаляет, сон освежает».
7. «………., гонись за знаниями».
«Не гонись за золотом, гонись за знаниями».
8. «………., посади десять взамен».
«Если дерево срубил, посади десять взамен».
9. «………. не одежда, а знания».
«Человека украшает не одежда, а знания».
10. «………. – детям дорога».
«Путь отцов – детям дорога».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Л.А.Венгер, А.Л.Венгер «Домашняя школа мышления» – М.: Знание, 1984.
2. Рабочая тетрадь дошкольника «Логические задачи» – М.: «Стрекоза», 2012.
3. Редактор Н.Ярошенко. «В стране головоломок» – Китай, «Ридерз Дайджест», 2008.
4. Редактор К.Байгабулова «Весёлая отвечалка» – Алматы, «Аруна».
5. «В мире волшебных фигур и цифр» – «Шикула и К».
6. И.Сухин. «Литературные викторины для маленьких читателей». – М.: «Айрис – Пресс», 2001.
7. И.В. Коровайко, Б.К. Жумабекова «Правоведение для маленьких». – Алматы: «Бiлiм»,2000.
8. Е.Мишакова «Ребусы для детей. Хочу всё знать!». – «Феникс – Премьер», 2016.
9. Е.Мишакова «Ребусы для детей. Куда спрятались слова?». – «Феникс – Премьер», 2015.

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *