Поможем Зайке вернуть свою избушку
Мангистауская область.
Город Жанаозен.
Ясли сад №8 «Ақбөбек»
Старшая группа №8 «Солнышко»
Воспитатель: Наурызова Даурия Сарсенбаевна
Образовательная область: Коммуникация
Занятие: Развитие речи
Тема: «Поможем Зайке вернуть свою избушку»
Цель: Систематизировать знания детей о русских народных сказках. Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка» включать в диалог детей элементы образной, эмоциональной стороны языка. Дать элементарные представления об игре в театр.
Формировать у дошкольников умение смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки (взаимопомощь, поддержку, хитрость). Развивать умение строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных особенностей. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления.
Ресурсы: Домики, маски персонажей, картинки из сказок, геометрические фигуры.
Ход занятия.
Звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».
Воспитатель вместе с детьми входит в зал.
Сказочница: Все девчонки и мальчишки. Как известно, любят книжки,
Любят сказки, любят песни. А чтоб было интересней. Сказки вспомним мы сейчас.
Сказочница: Ребята сказки бывают два вида: авторские и народные.
Авторские – это те сказки, которые придумал один человек, автор.
Народные – это те сказки, которые придумали люди (народ) и которые передаются из уст в уста.
Сказочница: Дети а сейчас проверим сможете ли вы различать сказки?
Я буду называть сказку, а вы должны сказать авторская она или народная.
( Теремок, Рукавичка, Маша и медведь – народные, Дюймовочка, Мойдодыр, Мешок яблок – авторские)
Сказочница: Молодцы ребята, много сказок вы читали. А есть ли у вас любимые сказочные герои? Назовите их? Почему тебе нравиться этот герой? Какой поступок он совершил?
Дети называют своих любимых героев.
Ребенок: Мне очень нравится (мой любимый герой) -, потому что он смелый (добрый, смелый, умный и т. д.). Я бы хотел быть на него похожим.
Сказочница: Очень хорошо, дорогие дети, что вы хотите быть похожими на добрых, смелых, умных сказочных героев. Потому что добро всегда побеждает зло.
Сказочница: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Назови сказку по картинке». Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Они так похожи, везде изображена лисичка, но все они из
разных сказок. Что-то я совсем запуталась. Помогите мне разобраться. Как называется эта сказка? (показывает на иллюстрацию к русской народной сказке «Колобок»).
Дети называют сказку.
Сказочница: А из какой сказки эти герои?
Дети: «Кот, петух и лиса».
Сказочница: Хорошо. И, наконец, последняя картинка. Посмотрите внимательно, фрагмент из какой это сказки? Назовите эту сказку.
Дети: «Лисичка со скалочкой».
Сказочница: А давайте теперь отгадаем загадки? Слушайте внимательно!
1 Маленький, беленький. По лесочку прыг-прыг. По снежочку тык-тык. (заяц)
2 Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый – краса. А зовут ее (лиса)
3 Хозяин лесной. Просыпается весной. А зимой, под вьюжный вой. Спит в избушке снеговой (медведь). Дети отгадывают загадки.
Сказочница: А у меня, ребятки, тоже есть отгадки. Вот, посмотрите. (Показывает детям конверт, высыпает из него геометрические фигуры разного цвета (белого, оранжевого, коричневого). Только я ничего не понимаю. Видно, пока я шла к вам в детский сад, ветер всё перепутал в моём конверте. Опять я должна к вам обратиться за помощью. Посмотрите внимательно, одинакового ли цвета у меня геометрические фигуры?
Дети. Нет, неодинакового.
Сказочница. Назовите, какого цвета фигуры вы видите?
Дети. Белого, оранжевого, коричневого.
Сказочница. Хорошо. Как вы думаете, кто в наших загадках был белого цвета? У какого зверька зимой белая шубка?
Дети. У зайчика.
Сказочница. Молодцы. Кто же у нас коричневого цвета – медведь или лиса?
Дети. Медведь.
Сказочница. Да, верно, шерсть у медведя коричневая. Остались у меня фигуры какого цвета?
Дети. Оранжевого.
Сказочница. Кому подойдёт оранжевый цвет для шубки?
Дети. Лисе.
Сказочница. Молодцы ребята.
Сказочница. А сейчас я с вами проведу физминутку. Встали все вышли на ковер. Я возьму волшебную палочку и превращу вас в лисичек. Раз, два, три – лисичку изобрази. (Дети под музыку изображают «лисичек», подражают их движениям, повадкам).
А теперь – раз, два, три – волка изобрази. (Дети под музыкальное сопровождение стараются подражать волку, собачку, кошку, мышку).
Сказочница. Мирно зайчик жил косой.В своей избушке лубяной.
Только хитрая лиса.Его из дома прогнала. О какой сказке идёт речь?
Дети называют сказку «Заюшкина избушка».
Сказочница. Ребята, я хочу предложить вам пойти в театр и посмотреть представление по сказке «Заюшкина избушка». Сказочница. Давайте вспомним, какие персонажи встречаются в сказке «Заюшкина избушка»?
Дети. Лиса, заяц, петух, собака, волк, медведь.
Сказочница. Роли мы распределили заранее,и потому наши артисты уже готовы. Предлагаем вашему вниманию русскую народную сказку «Заюшкина избушка».
Закройте глаза и представьте, что вы попали в сказочный лес.
(Звучит музыка, дети закрывают глаза и в это время ставится декорация).
(Игра – драматизация «Заюшкина избушка».)
Сказочница. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна. Пригрело солнышко. Под тёплыми весенними лучами избушка у лисы растаяла, а у зайца стоит, как ни в чем не бывало. Попросилась лиса к зайчику погреться, да и выгнала его из его же собственной избушки.
Слышится плач зайчика. Выходит зайчик и садится на пенёчек и «плачет».
Сказочница. Бежит собака.
Собака. Гав-гав-гав! О чем зайчик плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.
Собака. Не плачь, заяц. Я её выгоню!
Сказочница. Пошла собака к избушке и стала гнать лису.
Собака. Гав-гав-гав! Пойди, лиса, прочь! Гав-гав-гав! Лиса (в окошке) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница. Испугалась собака и убежала. А заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо волк.
Волк (участливо). О чём, заяц, плачет?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Она попросилась ко мне погреться, да меня, же и выгнала.
Волк. Не плачь, заинька. Я её выгоню!
Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты волк не выгонишь.
Волк. Нет, выгоню!
Сказочница. Подошёл волк к избушке и стал гнать лису.
Волк. Пойди, лиса, вон!
Сказочница. А лиса волка ничуть не испугалась.
Лиса (в окошке) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница. Испугался волк и убежал в лес. Идёт мимо зайца медведь.
Медведь (участливо). О чём, зайчик, плачешь, о чём горюешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, лисья избушка растаяла. Попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.
Медведь (важно). Не плачь, зайчик! Я её выгоню!
Заяц. Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, волк гнал – не выгнал, и ты, медведь, не выгонишь.
Медведь (упрямо). Нет, выгоню!
Сказочница. Подошел медведь к избушке и стал гнать лису.
Медведь (рычит). Пойди, лиса, вон! Не-мед-лен-но!
Сказочница. А лиса не испугалась.
Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!
Сказочница. Испугался медведь и убежал. Идёт мимо зайца петух.
Петух. Ку-ка-ре-ку! (Участливо) О чём, зайка, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Она попросилась ко мне погреться, да меня, же и выгнала.
Петух. Я её сейчас выгоню! Я – храбрый петух! Ку-ка-ре-ку!
Сказочница. Подошёл петух к избушке и стал гнать лису.
Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Уходи, лиса, с печи!
Лиса. Шубу надеваю…
Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу, лису, посечи! Ступай, лиса, из заюшкиной избушки
Сказочница. Испугалась лиса и убежала. И стали заяц и петух жить да поживать вместе в заюшкиной избушке. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Похлопаем нашим артистам.
Сказочница: Скажите дети, а кто был самым добрым, отзывчивым, смелым, отважным, бесстрашным в сказке?
Дети: Петух
Сказочница: А кто первым хотел помочь зайчику? (Собака)
А кто третьим? (медведь)
А вторым кто хотел помочь? (Волк)
Кто выгнал зайчика из избушки? (лиса)
Сказочница. Молодцы, ребята! Со сказкой жалко нам прощаться
И с зайкой расставаться. Но не будем унывать. Сказку будем в гости ждать!