Русская литература 20 века

Тема:  «Русская литература начала 20 века».

Цели:

а)  повторить материал, изученный по разделу «Русская литература начала 20 века», почему прогрессивные писатели начала 20 века вели активную борьбу с декадентством.

б) Развивать умение учащихся работать в команде, формировать умений и навыков обобщать и делать выводы.

в) Воспитывать интерес к литературе как учебному предмету, ответственность.

Оборудование: презентация по теме, предметы из изученных произведений ( монета), таблички «1 команда» и «2 команда».

Орёл, решка, монета, «Мы выбираем категорию …»

Форма: нетрадиционная

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: групповая работа

 

ХОД УРОКА:

  1. Орг.момент.
  2. Опрос дом. задания.Показ слайда

Фронтальный опрос по пройденным темам «Мозговой штурм»:

Игра «Угадай»

Объяснение правил игры

– Перед вами несколько категорий.

– Прочитайте их.

«Предмет», «Писатель», «Литературный герой», «Отрывок», «Картинка(Бэла)».

– Можно выбирать любую категорию.

– Вы будете выбирать категорию, выполнять задания.

– Играть будете по очереди.

– А вот кто начнёт игру первым, решит наша волшебная монета (монета, орёл, решка).

Подбрасываем и смотрим, кто начинает.

(микроитог)

Слайд №1.

Категория «Предмет»

Задание: вытащить из мешочка предмет и назвать из какого он произведения.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Категория «Писатель»

Задание: определить писателя по фото.

За правильно названную фамилию команда получает 1 балл, фамилию и имя – 2 балла, фамилию, имя и отчество – 3 балла.

Категория «Литературный герой»

Задание: по описанию назвать имя литературного героя.

За правильный ответ 1 балл, если называют литературное произведение +1 балл.

 

 

  1. Обьяснение нового материала.

Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга  не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам.

В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется  модернистской.

Модернизм – общее название разных направлений в искусстве  конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

СИМВОЛИЗМ

  • От гр. symbolon  – знак, символ.
  • Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.
  • Связь с мировой культурой.
  • Интерес к отечественной классике.
  • Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию

идеала. Ощущение хаоса.

  • Особая роль творчества.

АКМЕИЗМ

  • От гр. akme – высшая степень чего-либо.
  • Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов.
  • Проповедует точность, ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения.
  • Человек должен найти лад с собой и с миром.
  • Связь с мировой культурой и русской классикой.

Акмеизм –  «acme» – вершина

  • «Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастность
  • Стремление заново открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные традиции
  • Предметный мир значителен сам по себе, а не только как символ чего-то высшего. Стремление освоить яркий земной мир. Деятельность самого человека.
  • Ясность слова
  • Высшее предназначение поэта – открыть мир, его красоту

 

ФУТУРИЗМ

  • От лат. futurum – будущее.
  • Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира.
  • Творчество как продолжение природы.
  • Отказ от традиций.
  • Разрушение существующей системы жанров.
  • Разрабатывается тонический стих.

 

ИМАЖИНИЗМ

  • От англ. и фр. image – образ.
  • Имажинизм— литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.
  1. Закрепление. (Видеоролик)

Подведение итогов урока:

Рефлексия

Давайте вспомним из истории, какова была внешнеполитическая обстановка. Какие важные политические и исторические события происходили в России?

Ожидаемые ответы от учеников:

Россия пережила 3 революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.);

Русско-японскую войну 1904 – 1905 гг.

Первую мировую войну 1914 – 1918 гг.

Гражданскую войну.

Оценки командам.

Домашнее задание: Подготовить доклад по одному из литературных направлений начала 20века (модернизм, акмеизм, футуризм, имажинизм) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *