Природное наследие Казахстана
Краткосрочный план
Раздел Физическая география. Биосфера.
Тема урока Природное наследие Казахстана.
Значение природных хоронимов (особо охраняемые природные территории).
Цели обучения
9.3.4.3 дает оценку природному наследию Казахстана;
9.3.4.4 на основе классификации казахских природных хоронимов по теме объясняет их значение и предлагает транслитерацию на трех языках.
Цели урока Определить уникальность природного наследия Казахстана.
Определить значение казахских природных хоронимов.
Критерии оценивания анализ определяет и оценивает особенности природного наследия Казахстана;
применение объясняет значение казахских природных хоронимов.
Языковые цели Учащиеся смогут раскрыть особенности природного наследия Казахстана и объяснить происхождение и значение казахских хоронимов.
Специальная предметная лексика и терминология природное наследие, Сары-Арка – степи и озера Северного Казахстана, хоронимы, географический хороним, микрохороним
Привитие ценностей Данный урок прививает у учащихся такие ценности,
– как бережное отношение к природе нашей страны;
– проявлять уважение друг другу при работе в группе;
Межпредметные связи Данный урок связан с предметами:
русского языка для развития навыка говорения: особенностей природного наследия;
казахского языка и английский языка для развития навыка: написания транслитерации хоронимов на казахском и английском языках
Предварительные знания Предварительные знания об особо охраняемых территориях Казахстана (заповедники) и топонимике как науке.
Ход урока
Запланированные этапы урока
минуты Запланированные мероприятия
(деятельность учителя и учащихся) Ресурсы
Начало урока
1. Приветствие класса.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Деление класса на группу
4. Ознакомление с целью обучения, с целью урока, темой
урока, критериями оценивания и языковой целью.
Слайд.1 Опрос дом/зад Гидросфера (Моря,реки,озера,)
• Что такое гидросфера?
• Самые крупные реки Казахстана (Ертис,Есил,Тобыл,Жайык,НураСырдария, Чу)
• Назовите крупные города Казахстана, расположенные на берегах рек и озер? ()
• Что называется расходом воды? Какие типы расходов воды существует?
Игра: Горячий стул
1.Кто из древних ученных, первым дал название «география» Эротосфен
2. На сколько основных напровлений делится география? 2 физ/экон
3. Кто из мореплавателей совершил первое кругосветное плавание? Ф. Магелан
4. Кто первым из европейских ученных создал глобус? М. Бехайме
5. Кто открыл новый свет? Х. Колумб
6. Географическими полюсами Земли является? Северный, Южный
7. Длина экватора? 40.000км
8. Сколько основных сторон горизонта вы знаете? 4
9. Какое напровление указывает азимут 45 градусов? Северо васток
10.Прибор для определение сторонт горизонта? Компас
11. Самые старые горы Казахстана? Урал
12. Самый большой океан? Тихий
13. Самаявысокая тчка мира? Эверест 8848м
14.Самая низкая низменность в Казахстане? Каракия -132м
15. Как называется самые высокие волны? Цунами
16.Самая большая пустыня Азии? Гобби
Самый холодный материк? Антрактида
17. Самая низкая впадина? Марианский 11022м
18. Самый большой Материк? Евразия
19. Самый высоий пик в Казахстане? Хан тангри 7010м
20.Столица Казахстана? Нур-Султан
През-ция
Середина урока Слайд.2 Новые слова
Заповедник- Қорық- Reserve
Заказник- киелі орындар – Forest
Парк- Саябақ – Park
У. Объяснить учащимся термина хороним, привести примеры и раскрыть значение хоронимов.
1. Хороним — собственное имя территории, имеющей определенные границы: небольшого пространства (луг, лес, городской район или микрорайон), исторической области, административного района или страны.
2. Хоронимы подразделяются на географические — названия природно-ландшафтных областей, такие как Сары-Арқа, Жетісу Алатау,
3. Микрохороним — название природного или созданного человеком объекта малого размера и исключительно локального значения. Например Бектау-Ата (природный микрохороним).
4. Хороним может свидетельствовать как об особенностях ландшафта и природной среды, так и об особенностях заселения и истории края.
У- учитель объясняет что относится к объектам природного наследия и в чем их уникальность.
1. Принятие в 1972 году международной организацией ЮНЕСКО Конвенции по охране Всемирного наследия человечества было обусловлено серьёзными глобальными изменениями среды обитания людей.
2. В список памятников Всемирного природного наследия включены объекты как живой, так и неживой природы. К памятникам мирового значения относятся все наиболее известные чудеса природы, обладающие исключительной красотой и ценные для всего человечества.
3. К объектам природного наследия относятся природные комплексы, которые образуют экологические и биологические сообщества, места обитания исчезающих видов растений и животных.
Физ минутка
Пожелать удачи!
Работа в группе
1.Почему Устюртский заповедник Казахстана нужно включить в список природного наследия ЮНЕСКО?
2.Описать географическое положение и природную зону заповедник Устюрд?
1.Почему Когалжинский заповедник Казахстана включили в список природного наследия ЮНЕСКО?
2.Описать географическое положение и природную зону Коргалжинский заповедник ?
1.Описать географическое положение и природную зону Каратауского заповедника?
2. Какую работу провелибы для сохронение животного мира?
Задание№1. Используя интернет ссылки, словарь казахских географических названий, определите значение казахских природных хоронимов. С помощью словарей казахского и английского языков (словарь https://sozdik.kz), напишите транслитерацию хоронимов на казахском и английском языках. Заполните таблицу.
І№ Хороним Этимология:
с какого языка и значение
Транслитерация
Қазақша English
11 Сарыарқа
22 Наурызым
33 Коргалжын
44 Озеро Алаколь
55 Акжайык
66 Катон- Карагай
През-ция
През-ция,
приложение №1
презентация
Защиты постера
Конец урока
К. Вопросы для закрепления:
Дайте ответы на следующие вопросы:
1 В связи с чем в 1972 году ЮНЕСКО приняло решение о принятие Конвенции по охране Всемирного наследия человечества?
2.Какие объекты относятся к объектам мирового природного наследия? Объясните их особенности
3. Приведите примеры объектов мирового природного наследия.
4.Какие географические объекты Казахстана вошли в список мирового природного наследия ЮНЕСКО? Опишите их уникальность, с точки зрения природного наследия?
К. Рефлексия. «Лестница успеха». Учащиеся стикерами
отмечают свои успехи.
Дом/ зад прочитать & 34-36 отметить заповедники на контурном карте презентация
стикеры
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как
Вы планируете
проверить
уровень усвоения
материала
учащихся? Здоровье и соблюдение техники безопасности
На уроке используется учебная информация с учетом различных типов восприятия информации. Дифференциация по степени успеваемости при работе в паре: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, оказание поддержки слабоуспевающим учащимся учителем. Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы.