Развитие креативного мышления на уроках русского языка

Своё выступления я хотела бы начать с вопроса:

 

Что такое креативное мышление?

Аналога в русском языке слову – креативное, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает “творческость”. Это способность порождать необычные идеи, отклоняясь в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычным способом. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Для развития креативного мышления на уроках русского языка можно использовать различные приёмы “усиления” орфограмм, приёмы для заучивания правил, упражнения на изобретательность запоминания, построение плана действий,

Ребята начинают развитие креатива с формирования простейших мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.

Изучение любой темы можно начинать с вопросов самих учащихся: “что я знаю” об этом и ” чего не знаю”.

Пишу на доске тему урока. Учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знают ответ. Одни учащиеся по очереди задают классу вопросы, другие отвечают на них. Когда все вопросы к тому, “что я знаю”, исчерпаны, идут вопросы, на которые учащиеся не знают ответа, а хотели бы узнать. Эти вопросы звучат без ответа. Эти вопросы  записываю на доске.

Чего мы добились? Конечно, пробуждения интереса к данной теме, к поискам правильного ответа, к включению учащихся в процесс поиска верной идеи еще до основного исследования. Ученики делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи в интересной . Способ решения любой задачи индивидуален для каждого ученика. И в данной работе учтены индивидуальные возможности творчества, поиска правильного ответа, систематизации знаний. Учащиеся свободны в поиске решений заданной проблемы, а для нас важны ВСЕ их предположения, ведь именно они, эти прогнозы, заставили детей размышлять по данному вопросу до того, как они приступили к его изучению.

Также мне хочется привести несколько примеров заданий для развития креативного мышления, которые я иногда использую на уроках.

 

 

Творческие словари.

Творческие потенциалы учащихся могут способствовать запоминанию словарных слов.

Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. С проблемой запоминания слов я столкнулась с первых шагов работы в школе. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно – иллюстративный материал из школьного “картинного словаря” лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует; но есть способ, который позволяет запомнить букву интересно.

К.Д.Ушинский подметил: “Ребёнок мыслит образами”. Я согласна с ним полностью. Мы “оживили” букву, создали её “образ” в конкретном слове. Когда мы начали такую работу с ребятами, результаты не заставили себя ждать. А писать и одновременно рисовать – запоминать трудную букву интересно, весело, легко, мы становимся волшебниками, ведь обычная буква О превращается то в циферблат часов, то в планету:

В О К З АЛ                     К О Р А Б Л Ь                К О С М О С

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит “нагромождение” образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания применялся приём “слово в слове”. Например, слово путешествие запоминали так: учащиеся находили в нём по заданию моему слово шест, объясняли значение этого слова. Затем учащиеся читали заранее написанное на доске стихотворение: Шест в путешествие возьмём, с шестом мы легче путь пройдём.

Рифмованные строки использовались и для запоминания слова хорошо: Хорошо, что хорошо пишется через три О.

Использую так же приём “сквозная буква”: К А С Т Р Ю Л Я

В кастрюле часто готовят горячие блюда, и поэтому из неё идет пар. “ПАР поднялся из кастрюли: это суп готовит Юля”.

Запоминание у нас не обходится без шуток. В слове СУББОТА 7 букв, столько же, сколько дней в неделе, и 2 буквы “Б”, столько же, сколько выходных. Если кто- нибудь ошибался и писал одну букву “Б”, то шутим “Теперь будет один выходной!”

Эти творческие словарики дают мне возможность ускорить процесс запоминания детьми словарных слов, а так же развивают творчество, умение выделять главное в определенном слове, сопоставлять его с другими явлениями и предметами.

С детьми постарше применяются следующие задания:

 

  1. Этимологический диктант: дается толкование слова сквозь призму его нынешнего значения, уч-ся должны узнать слово и записать его, используя этимологические знания. Пример: рядовой в армии, происхождение которого связано с итальянской монетой «сольдо» – СОЛДАТ; слово, которое произошло от французского слова «баг» – пакет – БАГАЖ и т.д.
  2. Антидиктант: учащиеся (по группам) должны в одном и том же диктанте допустить ошибки, связанные с каким – то определенным написанием, дать для исправления друг другу и оценить. При этом нельзя допускать ошибки, связанные с другим написанием (группам дать задание, связанные с разными орфограммами). Интересно, что у каждой группы должны получиться разные тексты.
  3. «Слова по схемам» подобрать как можно больше слов с определенной морфемой (на время, кто больше). Основная трудность в том, чтобы определить, есть ли в слове такая морфема или ее нет. Пример: нужно подобрать как можно больше слов с суффиксом – арь (но тут нужно обратить внимание, что в слове «лекарь» он есть. А в слове « фонарь»  его нет)
  4. «Гибриды» из двух известных высказываний, пословиц, афоризмов создать одно с новым, оригинальным смыслом. Пример: 1. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 2 Скучен день до вечера, коли делать нечего. «Гибрид»: Семь раз отмерь, коли делать нечего.
  5. «Почему не говорят?»: задание построено на отождествлении значения слова и его внешнего облика. Нужно увидеть в слове «спрятанное» словосочетание. А можно вначале, для ознакомления с этим творческим заданием, дать вариант «Почему не говорят?». А уч-ся сами должны найти слово – антонимичное тождество.
Почему не говорят

грабитель севера

тот изменяет

Карлы есть

Потому что говорят

вор – юга

та – верна

Клар – нет

  1. «Аббревиатуры» задание можно использовать для подведения итогов при изучении какой – то темы. Необходимо дать определение какому – то понятию, основываясь на его самых важных признаках и «зашифровать» его в аббревиатуру. Затем дать аббревиатуры для «расшифровки» друг другу и подвести итоги, у кого получилась самая интересная и точная аббревиатура. Задание к тому же развивает мнемонический навык. Пример: тема «Причастие» – аббревиатура РГИП (ребенок глагола и прилагательного); тема «Правописание приставок на З-С» – ЗОПС (зависит от последующей согласной)
  2. «Венок сравнений»: оптимально задание при закреплении понятия, характеристики героя, явления и т.д. Уч-ся выбирают какое – либо слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все по очереди начинают сравнивать его с чем – либо, называя при этом основание для сравнения. Задача – привести убедительное сравнение, повторяться нельзя. Пример: РЕКА – похожа на ленту (длинная и блестящая), на время (течет, нельзя остановить), на деревья (засыпает зимой подо льдом)
  3. «Классификация»: задание можно использовать для подведения итогов при изучении какой – то темы. Уч-ся сами должны предложить критерии классификации для каких – то уже изученных понятий, правил, литературных героев и т.д. Причем эти критерии могут быть самые разные. Пример: классификация изученных частей речи (склоняемые – несклоняемые, изменяемые – неизменяемые, имеющие категорию лица – не имеющие категории лица и т.д.; классификация литературных героев (патриоты – предатели, богатые – бедные, сильные духом – слабовольные и т.д.)

10.В рифмы мы играем – слова запоминаем.

 Лампу старую включИт,

Сядет в кресло и молчит.

 УглубИть как «полюбить»,

ОблегчИть – смотри «лечить».

 По слову охОта запомни свято ты.

ВорОта,  ломОта, зевОта, сирОты.

 В словах на –ИЯ и на –ЕНИЕ особенное ударение:

Оно падает на –ИЯ лишь в словах ассиметрИя, симметрИя, тиранИя.

Допускается на –ИЯ также в слове индустрИя и еще – кулинарИя.

 Хочу запомнить очень я словечко упрОчение.

Еще знаю точно я, что сосредотОчение.

 

 

В творческий процесс я включаю и этап обучения изложению на уроках

русского языка.

С одной стороны,  оно предусматривает не дословное,  а

самостоятельное,  свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов,  а с другой стороны, оно дает ученику четкую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ.

Я использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные  и сжатые,  выборочные и творческие,  с элементами описания и с грамматическими заданиями – и все они представляют огромное поле деятельности для учащихся.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу

текста:  определение темы,  идеи, микротем,  основной мысли высказывания,  стиля и типа речи,  определение способов связи предложений,  наблюдение над функционированием языковых (  изобразительно-выразительных)  средств языка.  Подобная работа не только развивает творческие способности учащихся,  но и успешно готовит их к экзаменам

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности – главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно – популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

 

Мы должны на уроках русского языка и литературы развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником – субъектом деятельности.

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *