Преодоление речевого нарушения путем развития воспитания двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Преодоление речевого нарушения путем развития воспитания двигательной сферы в сочетании

со словом и музыкой.

 

Светлана Сайхановна Хасанова логопед

Областная специальная школа – интернат №3

для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Атырау

 

В современной системе воспитания ребенка занятиям уделяют большое внимание. Такие уроки часто включают в программы дошкольного, раннего и школьного обучения как самостоятельную дисциплину. Ведь ритмика помогает не только научиться чувствовать музыку и воспринимать темп, благодаря такому уроку шумные детки становятся спокойнее, а тихони и скромники постепенно открываются миру.

Если рассматривать ритмику с научной точки зрения, то можно сказать, что раздел теоретического учения в музыке, отвечающие за ритм, его понимание, восприятие, реагирование, однако следует отметить, что занятия ритмикой не подразумевает заучивание определенных танцевальных связок и движений. Главная цель – научить детей правильно, адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции и реакции посредством движении.

Существует также понятие логопедическая ритмика. Цель его заключается в преодолении речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Логопедическая ритмика обуславливает включение музыки и движения, осуществление образовательных задач, способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений, способностью произвольно двигаться, ловкости силы, переключаемости координации движении.

Коррекционная направленность занятий обусловлена с учетом структуры речевого нарушения комплексной и поэтапной логопедической работы.

Логопед учитывает возрастные и личностные особенности учащихся, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти.

В коррекционном обучении на логоритмических занятиях используются наглядно-словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость нравственного восприятия и двигательных ощущений.

При обучении движению используются различные приемы:

а) наглядно – зрительные – показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцом окружающей жизни;

б) тактильно-мышечные – включение в двигательную деятельность. Например: при ходьбе на пути ставятся воротца – дуги, чтобы их перешагнуть надо высоко поднять ногу;

в) наглядно-слуховые – звуковые регуляции движения. Лучшей слуховой наглядностью является музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме четверостиший, звуки бубна.

Игры для развития слухового внимания.

«Дождик» (автор Е.Соковнина). Задачи: согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки. Дети стоят, звучит мелодия «Прогулка» (муз. Т.Ломовой), дети свободно ходят по всему залу – гуляют. Звучит мелодия «Пляска» – дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Мелодия «Дождик». Такты 1 – 2: дети смотрят вверх и поднимают ладони – ловят капельки дождя. Такты 3 – 6: убегают на свои места. Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.

«С чем будем играть?» (автор Е.Соковнина). Задачи: слушать и узнавать знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение ходить с флажками энергично, бодро; упражнять в плясовых движениях; выполнять топающий шаг свободно, уверенно.

Наиболее часто на музыкально-ритмических занятиях используются подвижные игры. Например:

Упражнения, воспитывающие темп и ритм речи на материале имен.

Дети стоят кругом лицом к центру. Выразительно, в темпе марша, произносят имена. При произнесении мужского имени топают правой ногой:

Оля, Поля, Зина, Аня, Оля, Поля, Зина, Аня;

Оля, Поля, Зина, Аня, Оля, Поля, Олег.

Дети стоят парами по кругу: один ребенок к кругу лицом, другой спиной. Интонировано произносят женские имена, хлопают в ладоши (хлопок на слог), а при произнесении мужских имен топают правой ногой.

Коррекция речевых нарушений осуществляется как с учетом двигательных и акустических выраженностей детей с речевой патологией, так и при целенаправленном подборе речевого материала для логоритмических занятий.

Например: при коррекции заикания учитывается этап работы над поведением и речью заикающегося, что отражается построением занятия в период шепотной, сопряженной, отраженной речи.

На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и игры:

– водные упражнения;

– упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса;

– упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти;

– упражнения и игры для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма;

– упражнения и игры для развития подражательности;

– творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;

– упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти пальцев;

– упражнения и игры с пением, хороводы, игры – драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;

– упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей;

– упражнения и игры для развития музыкальной памяти и музыкального творчества;

– заключительные упражнения;

– инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей), вечера юмора, пантомимы, концерты и т.п. (для взрослых).

Логопедические занятия проводятся с заикающимися детьми, начиная с 2-3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: роли мамы, зайчика, птички и т.д. В подвижные игры не включаются большие коллективные построения. С возрастом игры усложняются. Песни исполняются, как правило, хором. Логопед обращает внимание на возможность индивидуального исполнения. Индивидуальное исполнение требует большей собранности, ответственности и самостоятельности в поведении и речи. Не все заикающиеся справляются с этим заданием. Поэтому индивидуальное исполнение песни воспитывается постепенно: сначала ребенок поет в хоре, в подгруппе, затем логопед подбирает песню в форме своеобразного диалога: один поет вопрос и двое или трое пропевают ответ, и наконец диалог поют двое заикающихся, причем тот, у которого появляются судороги в индивидуальном пении, сначала поет на заданный вопрос и лишь, потом выступает инициатором диалога.

При коррекции дизартрии определяется возраст человека, двигательные и речедвигательные возможности, степень нарушения его моторной сферы и членораздельной сферы.

В процессе лечебной гимнастики при коррекции дизартрии рекомендуется использовать следующие специальные  упражнения: поднимать брови вверх; наморщивать брови («хмуриться»); закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение одной минуты; открыть и закрыть глаза три раза подряд; улыбаться с закрытым ртом; щуриться; опустив голову вниз, сделать выдох и в момент выдоха «фыркать» и вибрировать губами; свистеть; расширять ноздри; поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы; улыбаться с открытым ртом; произносить звуки о – и; гасить спичку; набрав в рот воду, полоскать закрытый рот, стараясь не выливать воду; надувать щеки, передавать воздух из одной половины рта в другую попеременно; опускать углы рта вниз при закрытом рте; произносить звуки п, в, ф, р; высунуть язык и сделать его узким; открыв рот, выдвигать язык вперед и назад; открыв рот, двигать языком вправо и влево; выпячивать вперед губы; следить за глазами за двигающимся по кругу пальцем; втягивать щеки при закрытом рте; опускать верхнюю губу на нижнюю; кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте.

При устранении функциональной дислалии обращается включение на степень сформированности звукопроизношения, наличие фонематического восприятия.

Игры на четкое проговаривание согласных звуков.

«Поезд с арбузами». Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу. «Погрузка» арбузов на поезд. Затем дети под круговые движения рук говорят: «Чу – чу – чу!» Поезд движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят: «Ш–ш–ш!». Начинается выгрузка арбузов с теми же движениями, что и погрузке. Речевой материал подбирается логопедом в зависимости от того, какой звук надо ввести в речь. В процессе дифференциации используется разнообразный материал. На этапе дифференциации звуков полезны игры – драматизации с музыкальным  сопровождением и без него. Текст игр насыщается различаемыми звуками. Исполнение различных персонажей обогащает просодию речи. В процессе логоритмической работы у детей с различными формами дислалии нормализуются общая моторика, речевое и произвольное поведение в деятельности (игровой, учебной, в общении).

При коррекции ринолалии следует развивать мимику, общую моторику: тонус движений, координацию, переключаемость, подвижность небной занавески, речевую моторику, преодолевать назализацию.

Для развития мимики используются уже известные ситуации: «Мы едим лимон» и т.д., подвижные игры с соответствующим текстом. Для активизации небной занавески следует проводить упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением и исполнение песен. Текст песен следит за дыханием, дикцией, за достаточно широким раскрытием рта у занимающихся. Средствами пения можно снимать назализацию в речи. Начинать следует с пения гласных звуков в значимых ситуациях. Например, дети под музыку идут в ритме движущегося поезда, останавливаются, дают гудок: «Ууу!»

Занятие начинается с бодрой музыки марша. Дети шагают: голова поднята, развернуты плечи. Шаг сопровождается энергичными взмахами рук. Дети показывают различные виды ходьбы. По согласованию с логопедом во время ходьбы в такт шагам можно проговаривать стихи. Основная часть занятия включает комплекс движений, объединенных одной темой.

Например: «Пузырь» (для дошкольников и школьников). Дети становятся в круг под музыку. Педагог говорит: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, как бы пузырь, произносят при этом: «Фу-у», и, взявшись за руки, идут от центра к центру со звуком ш. Педагог: «Надули пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу «Пузыри полетели!» дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг, берут друг друга за руки, показывают движениями большой пузырь, который лопается. Дети роняют руки вдоль туловища, затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузыри» (музыка Кюна). Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку. Артикуляторные упражнения для развития речевой моторики с больными ринолалией проводятся так же, как с детьми, имеющими функциональные дислалии.

Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, мячами, шарами, булавами, лентами) для развития общей моторики. Вначале предлагаются движения с воображаемыми предметами. Например, игра «Мячик прыгает и упал». Игра с воображаемым мячом, который подбрасывают вверх: «Прыг, прыг, прыг и хоп – «упал», руки свободно падают вдоль туловища. Ритм музыки меняется. Затем детям предлагаются игры с настоящими предметами, например, палочки – лошадки в игре «Чья лошадка быстрее?»

«Кулак – ладонь». Под энергичную музыку дети сжимают левую кисть в кулак, пальцами к себе. Вытянутые пальцы правой руки упираются в кулак левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулак правой. Движения должны быть быстрыми и точными.

Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

И вот один из уроков, которые мы проводим каждый день представляю вашему вниманию. Дети с огромным удовольствием принимают участие на уроках.

Урок ритмики: «Сочиняем вместе с природой»

Цель: – показать, как можно изобразить средствами хореографии образы осенней и зимней природы.

Задача:

– воспитывать в детях чувство красоты, эстетическое отношение к природе;

– научить передавать образ музыки в движении;

– развивать творческую активность, воображение, коммуникативные навыки детей в создании хореографических образов Осени и Зимы.

I. Музыка «Марш Знайки» из к/ф «Незнайка и его друзья». Дети маршируют по кругу, затем перестраиваются в колонну по одному, парами, четверками. Приветственный поклон.

II. Танцевально – ритмическая гимнастика: основная задача помочь разогреть мышцы, связки, суставы ребенка, подготовить его организм к работе, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание (исполняется на каждом уроке).

Музыка В.Шаинского «В траве сидел кузнечик»

Педагог:Ходьба – Упражнение начинай, все на месте зашагаем.

Упражнения для рук – Руки к плечам, круговые вращения.

Раз – вперед, два – назад,

Физкультуре каждый раз,

Наклоны – Гибкость всем нужна на свете,

Наклоняться любят дети.

Три наклона делай вниз,

На четыре выпрямись!

А теперь еще задание-

Начинаем приседание.

Прыжки – В заключение в добрый час,

Мы попрыгаем сейчас.

Упражнение на дыхание. – Раз, два, все вдыхаем,

Три, четыре выдыхаем.

Руки вверх поднимем выше,

Их опустим, глубже дышим!

Один, два, три, четыре-

Нет детей сильнее в мире!

III. Беседа «О творчестве и творце»

Педагог: Ребята, кого мы называем творцом?

Ученики: Людей, которые создают, творят новые образы, произведения.

Педагог: Можем ли мы назвать художника, композитора, хореографа – творцом? Художник творит красками, композитор – музыкальными звуками. Чем творит хореограф?

Ученики: Движениями, пластикой, образами.

Педагог: Мы с вами можем быть творцами?

На предыдущих занятиях мы фантазировали и сочиняли танцы. Сама осенняя природа подсказала образы, идеи для наших танцевальных зарисовок. Какие это танцы?

Ученики: «Краски осени», «Танец веселых грибов».

IV. Дети исполняют танцы (повторение пройденного материала)

Звучит музыкальная обработка Б.Троянского «Ах, вы сени, мои сени» Исполняется «Танец веселых грибов»

Ученик:

«За дубами, за лесами,

Шла деревня за грибами»

Исходное положение: дети сидят в полном приседе. Рис.1. На головах одеты «грибные шляпки»

 

 

 

 

 

 

 

– Постепенно дети – грибы вырастают, исполняя одинаковые движения сочиненного ими танца, расходятся на круг – «прячутся в траве».

– Выходит грибник с корзинкой. Ищет грибы – (сочинение движений самим грибником). Вскоре он решает отдохнуть и засыпает.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Дети «грибы» танцуют вокруг спящего грибника, каждый по своему. – Грибник после отдыха уходит с полной корзиной грибов.

– Звучит «Aprimauista». Кассета «От слова к музыке» Т.Боровик.

Ученик: Осенние листочки

                Желтые платочки.

 Кружатся, летают,

               Дружно опадают.

Исполняется танец «Краски осени»

Дети стоят в кругу, спиной в центр, держат перед собой шифрованные платки: желтый, красный, зеленый, коричневый, голубой, бордовый – краски осени. В центре круга – хозяйка Осень, у нее в руках осенние листья.

– Дети обходят владения. «Осень» танцует, дети – «краски» как эхо повторяют ее движения. Дует ветер. Темп музыки убыстряется. Дети – «разноцветные листья» бегут по рисунку танца «Змейка». Рис.3.

– «Осень» бросает из рук листья. Музыка замолкает. Вместе с листьями замирают в руках у детей и шифоновые платки.

 

 

                       

 

 

 

Педагог: Сейчас мы с вами прослушаем музыку и подумаем, какую картину природы, какое время года хотел передать композитор?

Звучит музыка Г.Фрейденфелдса «Вальс». Дети слушают музыку.

Ученики: – Музыка прозвучала волшебная, сказочная, зимняя, снежная.

Педагог: – Представьте, что вы снежинки и каждая какая – то  особенная, волшебная. И эту особенность покажите движением, жестом, пластикой.

Звучит музыка. Дети в танце показывают свои движения.

Педагог: – А теперь представьте, что вы часть одной большой снежинки. И эта снежинка движется в танце.

Педагог выстраивает детей в рисунок танца «Звездочка», использует различные перестроения.

 

 

 

 

 

 

Педагог: – Ребята, поделитесь на две группы и самостоятельно сочините движения для своих снежинок.

Звучит музыка, дети работают в группах, придумывают разнообразные движения.

Итог: Просмотр детских сочинений, обсуждение.

 

Домашнее задание: – вырезать из бумаги снежинки разной формы и величины (для последующего оформления класса)

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *