Русский язык и литература
Одаренные дети
Г.Н.Омарова
учитель русского языка и литературы
Куренбельской казахской
средней школы
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты.
А. Бебель
Каждый ребёнок по-своему неповторим. Он приходит в этот мир, чтобы найти себя: кто в музыке, кто в художественном творчестве, кто пишет стихи, рассказы, а кто увлекается физикой или химией. Сколько детей – столько и способностей, которые зависят от психолого-физиологических особенностей человека, социального окружения, семьи и школы.
Проблема «детской одаренности» является актуальной в современных условиях.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность. Дети могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития, поэтому многое зависит от школы т.е. от нас учителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Одарённые дети… Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? Как разглядеть детскую одарённость, развить и приумножить её?
Одаренным считается ребенок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других детей специальными способностями.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты: любознательность, пытливость, исследовательская активность; способность самому находить проблемы и стремление их решать; отличная память, развитая речь, большой интерес к необычному, новому; высокая обучаемость, оригинальность суждений; стремление к самостоятельности. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Что нужно сделать, чтобы талантливый ребёнок не вырос в бездарного взрослого? Прежде всего – пробудить в ребёнке фантазию и развивать её, не просмотреть зачатки тех или иных способностей, особого таланта.
Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых. Целостный подход к одаренному человеку, как личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей. Каждый учитель ведет работу с одаренными школьниками, целью которой является воспитание разносторонне развитой личности, а для достижения цели решаются следующие задачи: выявление, развитие одаренного ребенка с учетом его способностей.
Для продуктивной работы с одарёнными детьми педагогу необходимо:
– найти сильную сторону ребёнка и дать ему возможность проявить её, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничивать её рамками;
– выявить индивидуальные особенности детей.
Одаренный ребенок – исследователь, и чтобы взрастить эту личность, необходима гибкость ума, непрерывный рост мастерства и огромное желание.
При традиционном обучении мало возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся. В работе с одарёнными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир.
Педагог не столько обучает, сколько направляет одаренного ребенка, прививает навык самостоятельного обучения, мотивирует ребенка. Нужно помнить, что одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь. В противном случае ребенок может вырасти нездоровым эгоистом, считающим себя выше остальных людей.
Успеха можно добиться, если взаимодействие учителя с одаренным учеником направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки. Учитель должен вести, направлять своих учеников. Поэтому организация работы с одаренными учащимися на уроках и развитие их творческих способностей на современном этапе образования актуальна, поскольку, одаренные дети являются резервным потенциалом учебных заведений, а это значит, что формированию и реализации их интересов и способностей должно уделяться постоянное внимание.
Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Поэтому, для достижения лучших результатов, при этой работе мы объединяем свои усилия вместе с семьёй, другими педагогами. Ведь одарённость – она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угаснет и завянет. Именно высокоодарённые люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.
с.Сарыозек Кербулакский район,
Алматинская область