Интегрированный урок русского языка и литературы

 

Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения разрозненных частей в единое целое. Обычно говорят о политической, системной, социальной, экономической интеграции. Интеграция в педагогике – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

 

Именно благодаря интеграции различных знаний у детей возникает целостное восприятие мира и формируется деятельностный подход в обучении. Становится актуальным формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления. Традиционная модель образования уже не удовлетворяет новым требованиям времени: она ориентирована на монологичность, механистичность, разделение по дисциплинам, линейность, между школьными предметами нарушена естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира. В любом уроке присутствуют элементы интеграции знаний. Проблема в том, что сам учитель не всегда придает этому должное значение. Внутрипредметная интеграция четко прослеживается, например, при изучении сложноподчиненного предложения. На уроке необходимо активизировать знание морфологии (формы глагола, союзы, относительные и указательные местоименияи т. д.) и лексики. Более высокий уровень – межпредметная интеграция.

 

Проведение интегрированных уроков считается одной из новинок современной методики. Эта педагогическая технология смело вторгается в школьные программы и связывает, казалось бы, несовместимые предметы. Но сами предметы русский язык и литература являются интегрированными. Они пронизаны межпредметными связями и предлагают учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, реальной повседневной жизни. Особенно широко поле интеграции в преподавании русского языка в школе с родным языком обучения. Интегрируются русский и родной язык, родная и русская литература, при этом формируется толерантная личность.

 

Интегрированный урок – это цельный технологический процесс, который учитель и ученики совместно реализуют в микро – и макроинформационном пространстве. Нужно помнить, что интеграция – это взаимосвязь не только знаний по предметам, но и технологий, методов, и форм обучения. Очень важно правильно сочетать всё разнообразие современных приёмов учебной деятельности, от которых будет зависеть результат обучения.

 

Чем же отличается структура интегрированных уроков? Во-первых, предельной четкостью, компактностью и сжатостью учебного материала. Во-вторых, логической взаимообусловленностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока. В-третьих, большой информативной ёмкостью учебного материала.

 

Типы и формы интегрированных уроков могут быть самыми различными. Интегрированным может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Уроки формирования новых знаний проводят в форме лекции, путешествия, экспедиции, экскурсии, исследования, инсценировки, конференции, проблемного урока или мультимедиа-урока. Урок обучения умениям и навыкам предполагает такие формы, как урок-практикум, сочинение, урок-диалог, деловая или ролевая игра, комбинированный урок. Защита проектов, ролевые и деловые игры, экскурсии, практикумы проводятся на уроках применения знаний на практике. Самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей дают уроки повторения, обобщения и систематизации знаний. Формы данного типа урока: повторительно-обобщающий урок, диспут, игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина), театрализованный урок (инсценировка, суд), заключительная конференция, обзорная лекция или конференция. На уроках контроля и проверки знаний и умений можно провести зачет, викторину, смотр знаний, защиту творческих работ, проектов, творческий отчет, собеседование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *