Критериальное оценивание на уроках русского языка и литературы

 

 

 

 

Критериальное оценивание на уроках русского языка и литературы

Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей быть
оценённым по достоинству.
У. Джеймс 

 

                                                                                                        Абденова  Айганым


          Одним из важных компонентов процесса обучения является оценивание.
В последнее время учителями школ ведётся поиск новых форм оценивания, которые позволили бы педагогу объективно оценить знания учащихся, повысить учебную мотивацию и учебную самостоятельность – ведь сегодня перед ними стоит задача – не передать определённую сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ученику успешно учиться дальше, адекватно оценивать свои силы и возможности. С целью повышения качества образования, формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к изучению русского языка, помимо традиционной пятибалльной системы оценивания, мы в своей практике используем такой вид оценивания как оценивание по критериям.
Под оцениванием по критериям понимается процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Данная система оценивания позволяет:
– возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
– возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за всё время обучения;
– дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий контроль, домашняя, творческая и др. виды работ);
– отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
– повысить объективность оценки знаний. [2]
Оценивание осуществляется по заранее определённым критериям. Уровень учебных достижений каждого ученика (знания, умения, навыки) оценивается по критериям и показателям, выделенным в соответствии с требованиями ГОСО РК.

Уровни учебных достижений
Критерии Показатели
(ожидаемые действия ученика)
минимальный воспроизведение знаний, умений и навыков(1-3 балла) – узнает, различает объекты; выполняет действия на копирование (повторение определений, понятий, перечисление свойств);
– умеет актуализировать элементарные знания, факты: приводить примеры, использовать основные понятия из учебника;
– воспроизводит учебный материал с опорой на помощь, без обобщений и выводов;
– выполняет стереотипные учебные задания по образцу;
– испытывает затруднения в применении отдельных предметных и общеучебных интеллектуальных умений;
– допускает ошибки (не более 3 3 существенных и не более 5 5 несущественных ошибок)

достаточный понимание (интерпретация и преобразование знаний, умений и навыков)
(4-6 баллов) – осознанно, полно воспроизводит учебный материал (самостоятельно, последовательно, с примерами, обобщениями и выводами);
– умеет преобразовывать словесную информацию в формулы, уравнения, таблицы, графики, схемы;
– умеет сравнивать на основе описания фактов и явлений, определять причины сходства и различия;
– может использовать знания для объяснения явлений;
– выполняет типовые задания по обобщенному алгоритму;
– допускает в работе несущественные ошибки (3-5);
– применяет специальные предметные и общеучебные интеллектуальные умения под контролем учителя.
оптимальный применение освоенного учебного материала в стандартной ситуации (использование и интеграция полученных знаний, умений и навыков)
(7-9 баллов) – может оперировать учебным материалом в знакомой ситуации; умеет обобщать, классифицировать, систематизировать, анализировать и синтезировать известные сведения и факты;
– может использовать знания для прогнозирования явлений;
– умеет выявлять и устанавливать причинно-следственные связи на основании сведений, приведенных в учебнике, предполагать и описывать последствия, вытекающие из имеющихся данных;
– демонстрирует овладение алгоритмами специальных предметных действий, самостоятельно решает учебные задания, содержащие подзадачи с явными связями между ними;
– применяет специальные предметные и общеучебные интеллектуальные умения с незначительной помощью учителя;
– допускает единичные несущественные ошибки (не более 3) в работе и может устранить их.
высокий применение освоенного учебного материала в нестандартной ситуации (моделирование, трансформация комплексных знаний, умений и навыков)
(10-12 баллов) – осознанно оперирует материалом как в знакомой, так и в незнакомой ситуациях, при этом использует самостоятельно усвоенные дополнительные сведения;
– может осуществлять творческий перенос знаний, приводить примеры из различных источников и областей знания; использовать необходимые наглядные средства, схемы, графики, обосновывать выводы;
– может устанавливать связи между содержанием различных тем и разделов учебного предмета, а также межпредметные связи; объяснять причины сходства и различия, выявлять существующие связи, взаимное влияние фактов, событий, процессов;
– выделяет главный и второстепенный материал; применяет полученные знания для выполнения нестандартных заданий, связанных с реальными жизненными проблемами;
– возможно наличие 1-2 недочетов, самостоятельно исправляемых учащимся;
– самостоятельно и свободно применяет предметные и общеучебные интеллектуальные умения как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели. Например, при изучении раздела « Лексика и фразеология» в 7 классе казахской школы на первом уроке вместе с учениками вырабатываем критерии:
Критерии А Тебе необходимо знать:
– предмет изучения лексики и фразеологии;
-тематические группы слов (лексикология, лексическое значение, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение, омонимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы и т.д.);
-отличительные признаки понятий синонимов, антонимов, омонимов, многозначных и однозначных слов, многозначных слов и омонимов;
-лексическое значение фразеологизмов.
Критерии Б Тебе необходимо уметь:
-объяснять значение слова;
– определять грамматическое и лексическое значение слова;
– различать однозначные и многозначные слова;
-различать многозначные слова и омонимы;
-подбирать антонимы, синонимы, омонимы, уметь составлять синонимический ряд и антонимическую пару;
-уметь толковать и использовать слова с прямым и переносным значением;
– уметь объяснить значение фразеологизмов и использовать их в речи.
Критерии С Тебе необходимо научиться:
– работать с различными словарями (толковыми, фразеологическими, синонимов, антонимов);
– уметь выполнять лексический разбор слова;
-составлять словарь на заданную тему;
-составлять рассказы- миниатюры, используя слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
В 5 классе при изучении раздела «Фонетика. Орфография» составляем следующие критерии:
Критерий А
-знать единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация;
-знать алфавит и произношение букв;
-различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные, гласные ударные и безударные;
-различать звуки и буквы;
-правильно обозначать звук на письме;
-уметь расставлять ударения в словах;
-знать и формулировать правили орфографии по изученным правилам.
Критерии Б
-уметь использовать правила на изученные орфограммы, объясняя правописание слов;
-различать типы слогов;
-производить фонетический разбор слова;
Критерий С
-уметь передавать информацию из раздела «Фонетика и орфография» логично и последовательно;
-уметь определять звуковой состав слов в речи;
-уметь использовать принципы орфографии и объяснить правописание слов на изученные правила;
Умело пользоваться орфографическим словарём.
Оценивание по критериям позволяет:

Учителям: • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
• Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
• Улучшить качество преподавания;
• Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
• Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
• Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Ученикам: • использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
• знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
• участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Родителям: • Получать доказательства уровня обученности ребенка;
• Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
• Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Работа с текстом в казахских классах необходима для развития речи учащихся. В 5 классе вместе с учениками вырабатываем следующие критерии при работе с текстом: – выразительное чтение текста; -правильное произношение слов; -умение передать содержание текста; -умение определять тему и основную мысль текста; – умение составлять «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту; – выражать своё отношение к теме высказывания. При таком оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения. Снижается школьная тревожность, и учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта. Оценивание по критериям выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Источник: http://Литература 1. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников. М.: КАРО , 2008. 2. Красноборова А.А. Критер

 

 

 

 

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *