ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА
г.Нур-Султан
№59 Школа-лицей
Преподаватель информатики
Бектлеуова Алмагул Рысклиевна
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА
Ошибочно думать, что много знания есть достоинство.
Важно не количество, а качество знания.
(Л.Толстой)
Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, усилия направляются на формирование компетентностей и развития личностно значимых качеств школьников. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Качество подготовки учащихся определяется применение новых педагогических технологий, в том числе ИКТ, но качество знаний обучающихся не перестает оставаться одним из главных составляющих учебного процесса наряду с формированием различных компетентностей, предъявляемые ГОСО. Знания выступают как средство развития личности.
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако, в настоящее время, дети даже любознательные не хотят учиться. Почему это происходит?
Одна из главных причин этого – недостаток внутренней мотивации учения у школьников.
Мотивация (от лат. movere) – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные причины, заставляющие личность действовать. Классифицируются мотивы по разным критериям. Выделяют:
– социальные (долг, ответственность, признание, вознаграждение);
– социального сотрудничества (роль в классе);
– познавательные, учебно-познавательные;
– мотивы самообразования; – осознанные или неосознанные; – внешние и внутренние.
Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Деятельность учителя должна опираться в этом случае на определенный алгоритм.
1. Определить и уточнить цели обучения.
2. Выявить возрастные возможности мотивации.
3. Изучить исходный уровень мотивации.
4. Изучить превалирующие мотивы.
5. Изучить индивидуальные особенности мотивации.
6. Анализ причин изменения мотивации.
7. Формирование должных мотивов.
8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.
Для установления уровня мотивации существуют специальные методики, например психологическая методика тест Люшера и др., обычно диагностику проводит школьный психолог. Для выявления учеников с низкой мотивацией следует использовать наблюдение.
Человек включается в любую деятельность именно тогда, когда у него имеются мотивы. А мотив отражает наличие некоторых потребностей. Чтобы вызвать, удержать, усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной и любой другой деятельности. Стимулы обучения можно разделить на несколько подгрупп:
1) с опорой на общечеловеческие потребности; новизна учебного материала и характер учебной деятельности; практическая значимость знаний; полезная противоречивость материала, как следствие вовлечение в обсуждение; ситуация успеха; использование игр и игровых элементов. 2) с опорой на возрастные потребности;
3) с опорой на индивидуальные потребности; 4) с опорой на специфические потребности.
Тщательно продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, запоминать, применять изученный материал. Для этого использовать на уроках:
1. Логическое построение учителем материала.
2. Яркое, контрастное изложение, чередование видов деятельности согласно здоровьесберегающим технологиям.
3. «Интегрированные задачи» – вид задачи, включающий комплекс информации межпредметного характера, для решения которой требуется привлечение знаний из различных областей.
4. Занимательная информация, межпредметного характера.
5. Постоянное оперирование получаемыми знаниями.
6. Организация исследовательской деятельности.
7. Тренинговые карты или тесты с заданиями различного уровня сложности.
8. Проблемные вопросы или любые способы проблемного обучения.
Проектно-исследовательская деятельность
Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности.
Проектная деятельность открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать у учащихся стремление и умение самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения, дает возможность приобрести коммуникативные навыки. Главная задача проектного обучения – научить учеников учиться, или иначе, научить совершать учебно-познавательную деятельность. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.
Проектная деятельность не может стать альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из методов обучения, дает положительные результаты:
• повышения мотивации учащихся к изучению предмета
• учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.
• для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.
Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Использование ИКТ на уроках естественного цикла
Использование ИКТ на уроках позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Информатизация учебного курса осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий.
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели в электронных учебниках и пособиях позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину данного процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. Использование на уроках мультимедийных презентаций
К наиболее эффективным формам представления материала по предмету, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразования. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Мой опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:
• интеграция гипертекста (использование гиперссылок) и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала системным, ярким и убедительным;
• сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых (важных) моментах учебного материала.
• при изучении и закреплении нового материала, позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
Для проверки знаний. Для учителя компьютерное тестирование – это средство качественного контроля знаний.
Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам
Во время анализа фронтальных самостоятельных работ, обеспечивает наряду с устным, визуальный анализ результатов. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
• концентрация внимания;
• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
• более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала; повышение интереса к изучению предмета;
• возрастание мотивации к учебе.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала, и позволяет сформировать умение:
• обобщать, анализировать, систематизировать информацию по теме;
• работать в группе;
• находить информацию в различных источниках;
• формирует коммуникативную компетентность;
• позволяет осознать полезность получаемых знаний и умений.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
• как способ создания проблемной ситуации;
• как способ объяснения нового материала;
• как форма закрепления изученного;
• как форма проверки домашнего задания;
• как способ проверки знаний в процессе урока.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования.
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.