СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Базильжанова А. М.

В Республике Казахстан, представляющей собой многонациональное государство, актуальной остается проблема формирования поликультурной личности, владеющей двумя или несколькими языками. Среди языков, функционирующих в нашей стране, особое место занимает русский язык, который является важнейшим средством получения информации в современном обществе. И современная школа призвана осуществлять продуктивное развитие ребенка, обеспечить возможность формирования личности  сооветствующим темпом с учетом способностей и потребностей.

Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтоб ребенку урок был и в радость, и приносил пользу.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  • Игровые технологии;
  • Модульные технологии;
  • Интерактивные методы в обучении и воспитании;
  • Проблемное обучение;
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Любые технологии сами по себе еще не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий, личности учителя и учащихся. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня является технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.

Критическое мышление – это точка опора для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.  Мы и наши  ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации.

Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Новизна этой технологии содержится прежде всего в методических приемах, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности. Сама технология предполагает следующее логическое построение урока: стадия (фаза) вызова –позволяет вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной  деятельности;  стадия (фаза) осмысления – знакомство с новой информацией,  осмыслить ее, соотнести  с уже имеющимися знаниями; стадия (фаза) рефлексии –   формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, систематизация узнанного на уроке, а также осмысление собственных действий на пути решения главной задачи на уроке.[1]. Основные преимущества инновационных технологий: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, обучение проходит не по принуждению, а через пробуждение интереса к получению знаний, у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

Методических приемов достаточно много, и все они направлены, в конечном счете, на развитие речи. У меня сложилась своя система использования приемов технологии критического мышления на каждом из этапов урока. В процессе  реализации стадии вызова важно давать учащимся возможность высказать свою точку зрения по поводу темы, без боязни ошибиться; сочетать  индивидуальную и групповую работу:  индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт;  групповая –  услышать  другие мнения, изложить свою точку зрения. На стадии вызова практикую проведение приема «Веришь – не веришь». Им можно вызвать аргументированные ответы по поводу проверки домашних заданий, кроме того, он может стать отправной точкой в получении нового материала, его осмысления.

Прием «Корзина идей, понятий, имен» часто используется мною на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты). Потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты).

Важным моментом является получение новой информации. Организация работы на данном этапе может быть различной.

В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к «корзине», чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. Этот прием позволяет  активизировать, приводить в действие все полученные ранее знания ребят. На каждой стадии урока можно использовать элементы технологии критического мышления, особенно на стадии осмысления, используя прием «Наблюдение над языковым материалом». Очень важно продумывать составление толстых и тонких вопросов. Способствуют развитию критического мышления толстые вопросы, поэтому важно учить ребят составлять и различать их. Этот вид работы можно предложить  во время чтения художественного текста. На стадии осмысления идет активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы, как взаимоопрос,двойные дневники, чтение текста методом «Инсерт».

Прием «Инсерт» эффективна на уроках русского языка. Этот прием позволяет проверить знания каждого ученика, если время не позволяет заполнить таблицу на  уроке, то можно продолжить ее заполнение дома.

На стадии осмысления и на стадии рефлексии можно  использовать прием «Сводная таблица», он помогает  учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Многие приемы, использованные на первых двух стадиях, логически переходят в стадию «Рефлексия». На этапе рефлексии, очень интересен прием создания кластеров, который помогает думать и рассуждать свободно по любому поводу.

На этом приеме можно построить  весь урок, например, при изучении частей речи, лексики. Этот прием можно применять и на стадии вызова. Чрезвычайно эффективной формой рефлексии, является синквейн – пятистишие. Первые синквейны бывают схематичны, но потом становятся даже художественными, ученики быстро достигают хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи.

Прием «Чтение с остановками», где дети имеют возможность прогнозировать, проявить свои творческие способности.

Сюжетная таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» позволяет детям целенаправленно работать с текстом. Читая, ученик делает пометки: «Кто? Где? Что? Когда? Почему?» создавая «скелет» текста. Опираясь на него, потом он  сможет воссоздать сюжет текста.

Прием «Ромашка Блума». Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие,оценочные, практические вопросы.[2].

Парная мозговая атака, возвращение  к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений – все это дает возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.

Использование на уроках инновационных приемов позволяет оказать результативное воздействие на развитие речевой деятельности учащихся.

Сегодня каждый учитель ставит перед собой цель  – сделать урок интересным. Каждый учитель мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали творчески и познавли предмет на максимальном для каждого уровне успешности , а помочь в этом могут  только  инновационные методы обучения. Именно они позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности детей, активизировать познавательную деятельность, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. [3].

 

 

Список использованной литературы:

  1. Вукина Н.В., Дементиевская Н.П. Критическое мышление: как этому научить. Научно-методическое пособие. – Х.: Издательская группа «Основа»: «Триада+», 2007.
  2. Загашев И.О., Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое.-СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.
  3. Кзензова Г. Ю. «Перспективные школьные технологии» М., 2000.
 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *