Эссе «Учитель профессия дальнего действия…»
Медеубаева Кемал Болатқызы
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, –
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
В нем будет мудрость талантливо-дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
Р. Рождественский
Учитель – профессия дальнего действия…Несколько раз проговариваю эти слова про себя, пытаясь понять их значение. В чем особенность профессии учитель? Учитель обладает способностью зажечь своим огоньком других. Он, подобен светлячку, всегда горящий, неутомимый в своем творческом поиске. Профессия учитель, на мой взгляд, одна из самых сложных профессий.
Я иду. Я веду за собой. Я указываю путь. Порой приходится остановиться, задуматься… Заблудилась? Нет. Я же зажигаю факелы. Факелы любознательных, пытливых, храбрых детских сердец. Они горят, а я поддерживаю это горение. Нет, с таким светом мне не заблудиться и ночью. Я счастливый человек: я работаю учителем русского языка и литературы. Да, я–счастливый человек: у меня есть любимая профессия. Мне повезло с выбором профессии. Я чувствую: все, что я делаю, -нужно людям; будь то мои ученики или их родители. Это нужно и мне, как развивающейся личности. Ведь учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится.
Основной задачей своей педагогической деятельности я считаю обучение школьников казахских классов русскому языку, который является для них неродным, с помощью различных приемов умственной деятельности, самостоятельным выявлением закономерностей, поиском истины. Этого достичь мы стараемся на уроках вместе с детьми. Самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики спорят, сомневаются, творчески работают, принимают самостоятельно решения. Для того чтобы у ребенка появилось желание получать знания, нужно увлечь, заинтересовать его своим предметом. Л.Н. Толстой сказал однажды, что «хорошему учителю достаточно иметь только два качества –большие знания и большое сердце». Я очень богатый человек, по той же самой причине, что я учу детей. Каждый мой день наполнен добрыми чувствами, яркими переживаниями, восторженными эмоциями.
Процесс обучения несет в себе две важные составляющие: воспитание и образование. В одном из знаменитых фильмов, снятых Э. Рязановым, «Ирония судьбы, или с легким паром!» врач Женя Лукашин говорит учительнице Наде Шевелевой, что ошибки врачей дорого обходятся людям. Надя отвечает: «Ошибки учителей менее заметны, но в конечном итоге они обходятся людям не менее дорого». Профессия учителя связана с будущим человека. И оттого, как научишь детей, как повлияешь на их воспитание, какие качества личности сможешь им привить, зависит их будущее. Педагог – человек, который ведет за собой. Учителю важно передать свой опыт ученику, чтобы его ребенок не совершил ошибок. Это то, к чему дети будут возвращаться в течение всей жизни.
Важными чертами современного учителя являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями.
Литература для многих – предмет не первостепенной важности. Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую обычную проблему под углом зрения общей культуры. Нельзя на уроках заниматься непосредственно изучением литературы, нужно находить связь между литературой и реальной жизнью. И самое главное: современный педагог должен шагать в ногу со временем. Каждый учитель, конечно, может сказать, что его предмет самый интересный и самый нужный. Наверно, это правильно. Как можно преподавать историю, математику, если не считать их самым важным? Ну а как можно обойтись без русского языка и литературы? Ведь слово -это великое оружие. Моя задача -суметь использовать это великое оружие во благо ребенка.
Интересный и творческий. Учить литературе -это значит «учить мыслить вслух». Мыслить вслух грамотно, четко, красиво, образно на великом и могучем русском языке. Именно на уроках литературы дети учатся выражать мысли и чувства, охватывая всё многообразие духовной жизни. Я согласна с Робертом Рождественским, что учителем нужно родиться, а только после этого стать. Так же, как рождаются люди, умеющие рисовать портреты и пейзажи, композиторы, пишущие музыку, режиссеры, снимающие фильмы, поэты, сочиняющие стихотворения, так же рождаются люди, способные посвятить всю свою жизнь чужим детям.
Моя профессия –учитель.
Моё призвание –учить.
Кого? Чему? –Я знаю точно,
Свободу, жизнь, людей любить.