Сложносочиненные предложения с противительными союзами

Тема: Сложносочиненные предложения с противительными союзами

 

Цели урока: 

– умение из простых распространенных предложений образовывать сложносочиненные предложения с противительными союзами
– правильно расставлять знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с противительными союзами и правильно употреблять их в речи;
Наглядность: слайды, опорные схемы, таблица, раздаточный материал.
Форма: урок-изучение нового материала 

Метод: комбинированный.

                                                   Ход урока

I. Организационный момент 

1.Психологический настрой на урок.

Приём «Настроение»

     Словарик настроения  ( 1 слайд)

Бодрое,                    ожидающее

весёлое,                    приподнятое

спокойное,              ликующее

таинственное,         взволнованное

радостное,              волнующее

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

( Учащиеся находят прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняет свой выбор)

 

– Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
–  А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
– Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка.
– А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение.

 

2.Деление на группы. Стратегия  «Одинаковая фигура».

(Ученикам раздаются разноцветные геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, необходимо объединиться в группы по  цвету)

 

  1. Проверка пройденного материала.

1.«Мозговой штурм». (Слайд 2)

1.Какие предложения мы называем сложными?

2.На какие группы делятся сложные союзные предложения?

3.Что вы знаете о сложносочиненных предложениях?

4.Какие группы сочинительных союзов вы знаете?

5.Назови соединительные союзы и  объясни их значение

6.Назови разделительные союзы и какое значение они имеют ?

  1. Чем отделяются простые предложения в составе сложного?
  2. В чем разница между союзами и союзными словами?

 

III. Актуализация знаний

 

Прочитайте ключевые слова и словосочетания. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

 

Противопоставление, противительные союзы, запятая (Слайд 3)

 

(Деятельность учащихся) К. Учащиеся отвечают на вопросы, определяют тему урока

Постановка цели урока

Сегодня на уроке вы: 

– научитесь из простых распространенных предложений образовывать сложносочиненные предложения с противительными союзами
– правильно расставлять знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с противительными союзами и правильно употреблять их в речи;
III. Изучение нового материала

Тема: Сложносочинённые предложения с противительными союзами
 1.Показ слайдов «ССП с противительными союзами»

                              Следует различать:  Слайд 4

Сложносочинённые предложения   и  простые предложения  однородными членами

Солнце светит, но с гор  дует  холодный ветер.                                                       Солнце светит, но не греет

 

  1. 2. Работа с таблицей Слайд 5

 

                                                      Сравните

 

  В русском языке В казахском языке
1.Сегодня пасмурно, но дождя нет

 

2.Солнце уже село, а в поле было ещё светло

 

3.Было поздно, однако никто ещё не спал

1.Бүгін аспан бұлтты, бірақ жаңбыр жауған жоқ.

 

2.Күн батты, ал дала әлі жарық.

 

3.Тым кеш еді, дегенмен ешкім әлі ұйықтаған жоқ.

 

  1. I Закрепление знаний по теме. Работа с учебником (Слайд 6)

    Упражнение 33, стр. 40 Спишите, вставляя окончания глаголов, расставьте запятые, выделите союзы, объясните их значение

 

1-группа

1. Весна была поздней а морозы не прекращал…сь. 2. Восток чуть посветлел, но звезды сверкал… ярко. 3. В полдень солнце припекал… но к вечеру стало холоднее. 

2 – группа

 

  1. Вечер был пасмурный а ночь, вероятно, будет светлой. 5.Гроза прошл… однако солнце не показывалось. 6. Был поздний час однако окна светил…сь.V. Лексический модуль урока.(Слайд 7)

    1.Работа с текстом «Священный лес» (по В.Вересаеву)
    Мы сейчас познакомимся с текстом, который называется «Священный лес»

1 – группа 1-часть

 

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево. Вдруг они услышали в темноте тихие стоны и оханья. Всю ночь моряки не спали и жались к костру.
Когда рассвело, они увидели, что из пня срубленной пальмы сочилась кровь! Оборванные лианы корчились на земле, а из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. На Самоа есть растения, у которых есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

2 – группа 2-часть

Веселые моряки не погибли. Они воротились на палубу, но всю остальную жизнь никогда больше не улыбались.

Наша жизнь – такой же священный лес. Кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. И в жизнь нужно входить не веселым гулякою, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

 (По В. Вересаеву)

 

2.Беседа по тексту.

Вывод: Священный лес на самом деле человеческая жизнь. Если безответственно и бессердечно относиться к своей жизни и окружающим тебя людям, ты будешь  причинять боль остальным. Не всегда ты увидишь, как сильно ты обидел того или иного человека, но нужно предвидеть и помнить, что вокруг тебя всё живое.
Задание к тексту  (Слайд 8)

Групповая работа

  1. Прочитайте выразительно текст. Назовите ключевые слова и словосочетания.
  2. Выпишите из текста ССП с противительными союзами, объясните постановку знаков препинания
  3. Упражнение на конструирование сложносочиненных предложений Слайд 9)
    Задание. Из данных предложений сконструировать сложносочиненные предложения с союзами анозато. Составить схемы сложных предложений.
    1 группа
    Солнце скрылось за горизонт. В степи было светло.
    В горах бушевала пурга. В долине было тепло и тихо.
    2 группа

Солнце уже село. В поле было ещё светло

Птица далеко летает. Старое гнездо не забывает

VII.Творческий диктант. (Слайд 8)

Закончи пословицы,  использовав противительные союзы.

 

1-группа

 

1)Не место красит человека, (а человек место).2)Не красна изба углами, ( а красна пирогами)3)Мягко стелет, (да жестко спать)

 

2-группа

1)Делу время, (а потехе час).2)Близок локоть (,да не укусишь).3)Корень учения горек, (зато плоды его сладки)

 

VIII.Составление кластера (гроздь) «Противительные союзы». (Слайд8)

 

  1. IX. Подведение итогов урока.

Ромашка вопросов Слайд 10)

Дети отрывают лепестки ромашки по кругу, передают разноцветные листы и т.д и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне

– Какие смысловые отношения выражаются в сложносочиненных предложениях с противительными союзами?

– Назовите противительные союзы.

 

X .Рефлексия (Слайд 11)

– Понравился ли вам урок?

– Что было трудным для вас?

– Что вам больше понравилось?

 

(На стикерах записывают своё мнение по поводу урока)

 

XII. Домашнее задание: Выписать из газетного материала 5 ССП с противительными союзами

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *