Сложносочиненные предложения с противительными союзами
Тема: Сложносочиненные предложения с противительными союзами
Цели урока:
– умение из простых распространенных предложений образовывать сложносочиненные предложения с противительными союзами
– правильно расставлять знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с противительными союзами и правильно употреблять их в речи;
Наглядность: слайды, опорные схемы, таблица, раздаточный материал.
Форма: урок-изучение нового материала
Метод: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
1.Психологический настрой на урок.
Приём «Настроение»
Словарик настроения ( 1 слайд)
Бодрое, ожидающее
весёлое, приподнятое
спокойное, ликующее
таинственное, взволнованное
радостное, волнующее
Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
( Учащиеся находят прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняет свой выбор)
– Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
– А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
– Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка.
– А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение.
2.Деление на группы. Стратегия «Одинаковая фигура».
(Ученикам раздаются разноцветные геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, необходимо объединиться в группы по цвету)
- Проверка пройденного материала.
1.«Мозговой штурм». (Слайд 2)
1.Какие предложения мы называем сложными?
2.На какие группы делятся сложные союзные предложения?
3.Что вы знаете о сложносочиненных предложениях?
4.Какие группы сочинительных союзов вы знаете?
5.Назови соединительные союзы и объясни их значение
6.Назови разделительные союзы и какое значение они имеют ?
- Чем отделяются простые предложения в составе сложного?
- В чем разница между союзами и союзными словами?
III. Актуализация знаний
Прочитайте ключевые слова и словосочетания. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Противопоставление, противительные союзы, запятая (Слайд 3)
(Деятельность учащихся) К. Учащиеся отвечают на вопросы, определяют тему урока
Постановка цели урока
Сегодня на уроке вы:
– научитесь из простых распространенных предложений образовывать сложносочиненные предложения с противительными союзами
– правильно расставлять знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с противительными союзами и правильно употреблять их в речи;
III. Изучение нового материала
Тема: Сложносочинённые предложения с противительными союзами
1.Показ слайдов «ССП с противительными союзами»
Следует различать: Слайд 4
Сложносочинённые предложения и простые предложения однородными членами
Солнце светит, но с гор дует холодный ветер. Солнце светит, но не греет
- 2. Работа с таблицей Слайд 5
Сравните |
В русском языке | В казахском языке |
1.Сегодня пасмурно, но дождя нет
2.Солнце уже село, а в поле было ещё светло
3.Было поздно, однако никто ещё не спал |
1.Бүгін аспан бұлтты, бірақ жаңбыр жауған жоқ.
2.Күн батты, ал дала әлі жарық.
3.Тым кеш еді, дегенмен ешкім әлі ұйықтаған жоқ. |
- I Закрепление знаний по теме. Работа с учебником (Слайд 6)
Упражнение 33, стр. 40 Спишите, вставляя окончания глаголов, расставьте запятые, выделите союзы, объясните их значение
1-группа
1. Весна была поздней а морозы не прекращал…сь. 2. Восток чуть посветлел, но звезды сверкал… ярко. 3. В полдень солнце припекал… но к вечеру стало холоднее.
2 – группа
- Вечер был пасмурный а ночь, вероятно, будет светлой. 5.Гроза прошл… однако солнце не показывалось. 6. Был поздний час однако окна светил…сь.V. Лексический модуль урока.(Слайд 7)
1.Работа с текстом «Священный лес» (по В.Вересаеву)
Мы сейчас познакомимся с текстом, который называется «Священный лес»
1 – группа 1-часть
Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.
Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево. Вдруг они услышали в темноте тихие стоны и оханья. Всю ночь моряки не спали и жались к костру.
Когда рассвело, они увидели, что из пня срубленной пальмы сочилась кровь! Оборванные лианы корчились на земле, а из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. На Самоа есть растения, у которых есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.
2 – группа 2-часть
Веселые моряки не погибли. Они воротились на палубу, но всю остальную жизнь никогда больше не улыбались.
Наша жизнь – такой же священный лес. Кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. И в жизнь нужно входить не веселым гулякою, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.
(По В. Вересаеву)
2.Беседа по тексту.
Вывод: Священный лес на самом деле человеческая жизнь. Если безответственно и бессердечно относиться к своей жизни и окружающим тебя людям, ты будешь причинять боль остальным. Не всегда ты увидишь, как сильно ты обидел того или иного человека, но нужно предвидеть и помнить, что вокруг тебя всё живое.
Задание к тексту (Слайд 8)
Групповая работа
- Прочитайте выразительно текст. Назовите ключевые слова и словосочетания.
- Выпишите из текста ССП с противительными союзами, объясните постановку знаков препинания
- Упражнение на конструирование сложносочиненных предложений Слайд 9)
Задание. Из данных предложений сконструировать сложносочиненные предложения с союзами а, но, зато. Составить схемы сложных предложений.
1 группа
Солнце скрылось за горизонт. В степи было светло.
В горах бушевала пурга. В долине было тепло и тихо.
2 группа
Солнце уже село. В поле было ещё светло
Птица далеко летает. Старое гнездо не забывает
VII.Творческий диктант. (Слайд 8)
Закончи пословицы, использовав противительные союзы.
1-группа
1)Не место красит человека, (а человек место).2)Не красна изба углами, ( а красна пирогами)3)Мягко стелет, (да жестко спать)
2-группа
1)Делу время, (а потехе час).2)Близок локоть (,да не укусишь).3)Корень учения горек, (зато плоды его сладки)
VIII.Составление кластера (гроздь) «Противительные союзы». (Слайд8)
- IX. Подведение итогов урока.
Ромашка вопросов Слайд 10)
Дети отрывают лепестки ромашки по кругу, передают разноцветные листы и т.д и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне
– Какие смысловые отношения выражаются в сложносочиненных предложениях с противительными союзами?
– Назовите противительные союзы.
X .Рефлексия (Слайд 11)
– Понравился ли вам урок?
– Что было трудным для вас?
– Что вам больше понравилось?
(На стикерах записывают своё мнение по поводу урока)
XII. Домашнее задание: Выписать из газетного материала 5 ССП с противительными союзами