роман (проблематика произведения, смысл названия, идейно-художественное своеобразие, особенности композиции

. Обучающие:        – подготовить учащихся к осмыслению произведения в

процессе предстоящего анализа, пробудить в них интерес к

его изучению;

– раскрыть жизненные истоки проблематики романа, широ-

кий обобщающий смысл заглавия, идейно – художественное

своеобразие произведения;

– выделить особенности композиции;

– сформулировать определение социально-психологического

романа;

  1. Развивающие:   – развивать устную речь учащихся, расширять их словарный

запас;

– развивать умение анализировать и делать выводы;

– совершенствовать навыки работы с текстом художествен-

ного произведения.

  1. Воспитательные: – воспитание внимательного отношения к слову, воспитание

вдумчивого читателя.

Оборудование урока: – портрет И.С.Тургенева,

– запись схемы «Этапы работы Тургенева над романом

«Отцы и дети».

 

Ход урока

  1. I. Орг.момент.
  2. II. Мотивационное начало урока (обращение к личному опыту учащихся):

 

– Ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучение самого известного романа И.С.Тургенева – «Отцы и дети». Считается, что заголовок, название – это одна из сильных позиций текста, несущих в себе чрезвычайно важную информацию.

Вдумайтесь в название романа Тургенева.

«Отцы» и «дети» – знакомо ли это сочетание?

Союз и соединяет или противопоставляет понятия?

Какие отношения подразумеваются  – родственные или возрастные?

Объясните знакомое «клише» – конфликт отцов и детей (конфликт поколений, идущих на смену друг другу).

 

*Заполняется левая колонка схемы.

* По мере рассуждений на доске и в тетрадях появляется схема

 

                     „Смысл названия романа“

 

 

 Прямое значение Переносное значение
семейный конфликт поколений (психологическое звучание) Общественный (социальный) конфликт
   
 

  отцы                      дети

«отцы» – «старшее поколение», поколение 40х гг. 19 в.,

дворяне-либералы

«дети» – «молодое поколение»

       60х гг. 19 в.,

       разночинцы-демократы

     
  [политическое звучание]

 

III.  Этап самостоятельного добывания знаний путём наблюдений и размышлений.

 

 

– Но  только ли семейные взаимоотношения подразумевал Тургенев, давая роману такое название? – Конечно, нет.

 

– На какой ещё конфликт поколений указывает заголовок романа?

* Поможет ответить на этот вопрос рассмотрение схемы «Этапы работы Тургенева над романом «Отцы и дети», которая заранее записана на доске:

 

 

 

Замысел

 

 

Работа над романом

 

 

Публикация

июль 1860 г.

о.Уайт

осень-зима 1860-61 гг. –

июль 1861 г.

Париж – Спасское-Лутовиново

февраль 1862 г.

ж. «Русский вестник»

 

            Время действия в романе: 20 мая 1859 г. – зима 1860 г.

+ устное сообщение «Творческая история романа «Отцы и дети» (опрос по д/з)

Дополнительные вопросы:

Зачем Тургенев применяет точную датировку событий в романе?

(он хочет вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке,

в которой происходит действие романа).

1859-60 гг. Что это за время для России?

(*опрос по д/з: устное сообщение на тему «Эпоха, отражённая в романе».

Основные положения ответа:

– это период подготовки крестьянской реформы,

– время обострения политической борьбы между либералами и революционерами-

демократами,

– время, когда дворяне-аристократы утрачивают свою передовую общественную

роль, а разночинцы становятся реальной силой,

– происходит рождение нового героя эпохи.)

– Итак, каков же второй смысл названия романа?

(заполняется правая колонка схемы)

– Как вы думаете, какой конфликт – семейный или социальный – является главным

в произведении?

(– конечно, социальный.

В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова, разно-чинца – демократа, шестидесятника, с миром Кирсановых, либеральных дворян, аристократов, людей 40-х гг.)

 

– Можно ли выделить в романе главного героя? – да, безусловно.

– Почему именно Базаров становится им?

(Тургенев одним из первых стал замечать появление нового героя эпохи – разночинца-демократа, который пришёл на смену «лишним людям» из дворянского сословия. Как правдивый художник, Тургенев в образе Базарова точно воссоздаёт типичного представителя нового поколения, настойчиво пытаясь понять: кто же они такие, эти «новые люди»? Именно поэтому центральное место в романе занимает, конечно же, образ Базарова.)

 

– Пристальный интерес писателя к новому герою эпохи, человеку 60-х годов

определил и особенности композиции романа. В чём они заключаются?

 

1) Схема «Система образов романа»

родители Базарова
  • Базаров резко противопоставлен всем остальным

героям романа.

 

Пояснения

Композицию романа можно назвать кольцевой, т.к. Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино–Никольское – дом родите-лей. Это позволяет писателю пока-зать эволюцию героя, путь его ду-ховного перерождения: к тем же людям во второй половине романа приходит новый Базаров, познав-ший сомнение, мучительно стараю-щийся сохранить свою теорию, спрятаться за неё от нарастающей сложности реального мира.

2) Схема «Кольцевая композиция романа»

(через неё показана эволюция героя, путь его духовных исканий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнения учителя:

* Ещё одной особенностью композиции романа можно назвать то, что писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстаёт не вся жизнь героя, а лишь самые важные, узловые моменты его биографии.

 

– Прежде чем говорить о художественном своеобразии романа, следует отметить,

что Тургенев, в отличие от Толстого и Достоевского, был сторонником «тайной

психологии». Он считал, что художник не должен передавать подробно движения

души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии».

Наша задача сейчас – попытаться выявить и сформулировать эти средства.

 

* Запись в тетрадь:

Художественное своеобразие романа проявляется в следующих средствах «внешнего обнаружения психологии»:

  • точная многозначительная деталь;
  • портрет: одежда как отражение личности, возраста героев; выражение лица, мимика, жесты;
  • диалог, речь героев (у Тургенева – это одно из главных композиционных средств раскрытия характера героя);
  • пейзаж, на фоне которого происходит то или иное событие.

 

* Записи делаются по мере выявления средств.

 

– Откройте I главу романа. Чему посвящена большая её часть? – Это рассказ о

жизни Николая Петровича Кирсанова.

– Даёт ли автор какие-либо определения этому персонажу, характеризует ли его

открыто? – Нет.

– Но прочитав историю жизни Николая Петровича, мы можем сказать что-либо о

личности этого человека? О том, какой он? – Да, можем.

– Каким же предстаёт перед нами Николай Петрович?

(добрый, спокойный, мягкий, впечатлительный, любящий искусство)

– Что помогло вам сделать такие выводы? Почему вы решили, что отец Аркадия

именно такой, а не какой-либо другой?

(Прийти к таким выводам помогает весь тон повествования о Николае

Петровиче: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

отбор фактов биографии.)

Вывод: Тургенев – мастер непрямой словесной характеристики персонажа.

 

– Во II главе мы впервые видим Базарова. Перечитайте сцену его первого появле-

ния. Что сразу же «бросается в глаза» читателю?

(обнажённая красная рука Базарова)

– Зачем Тургенев акцентирует внимание на этой многозначительной детали?

(Он сразу же противопоставляет Базарова окружающим его дворянам –

помещикам, показывая нам человека труда, человека дела, который не считает

нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском

быту.)

 

– Найдите и перечитайте первое появление Павла Петровича Кирсанова (IV глава).

Что сразу же поражает нас в этом человеке? Какие детали выделяет Тургенев? –

Красивые розовые ногти, белизна рукавчика.

Мы сразу понимаем, что перед нами аристократ, представитель высшей знати.

 

Вывод: точная многозначительная деталь и подробная, яркая портретная

характеристика героя – важные средства «внешнего обнаружения

психологии».

 

– Скажите, какая речь – монологическая или диалогическая – преобладает в романе «отцы и дети»?

(Конечно, диалогическая. Герои очень много разговаривают, спорят, делятся

мыслями.)

 

Вывод: диалог, речь героев – одно из главных средств раскрытия их

характера, личности.

– А какое место занимает пейзаж в романе?

(Тоже очень важное. Многие значительные события произведения сопровожда-

ются описанием природы, которое помогает лучше понять психологическое

состояние героя в данный момент)

 

  1. IV. Этап подведения итогов урока.

 

–  Обобщая всё, сказанное сегодня на уроке, дайте определение понятию

«социально-психологический роман» и докажите, что произведение Тургенева

«Отцы и дети» можно назвать таковым.

–  Ответы учащихся

*Социально-психологический роман – это произведение, в основе которого лежит острый социальный конфликт двух поколений – дворян-либералов и разночинцев-демократов, причем этот конфликт рассматривается как с социальной, так и с психологической точек зрения.

  1. V. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

 

  • Учить записи в тетрадях.
  • Подготовиться к викторине по содержанию глав I – ХI.
  • Выписать из текста глав I – ХI высказывания Базарова о любви, искусстве, природе, воспитании.

Bilimger.kz Республикалық білім порталы

Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.

Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *