роман (проблематика произведения, смысл названия, идейно-художественное своеобразие, особенности композиции
. Обучающие: – подготовить учащихся к осмыслению произведения в
процессе предстоящего анализа, пробудить в них интерес к
его изучению;
– раскрыть жизненные истоки проблематики романа, широ-
кий обобщающий смысл заглавия, идейно – художественное
своеобразие произведения;
– выделить особенности композиции;
– сформулировать определение социально-психологического
романа;
- Развивающие: – развивать устную речь учащихся, расширять их словарный
запас;
– развивать умение анализировать и делать выводы;
– совершенствовать навыки работы с текстом художествен-
ного произведения.
- Воспитательные: – воспитание внимательного отношения к слову, воспитание
вдумчивого читателя.
Оборудование урока: – портрет И.С.Тургенева,
– запись схемы «Этапы работы Тургенева над романом
«Отцы и дети».
Ход урока
- I. Орг.момент.
- II. Мотивационное начало урока (обращение к личному опыту учащихся):
– Ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучение самого известного романа И.С.Тургенева – «Отцы и дети». Считается, что заголовок, название – это одна из сильных позиций текста, несущих в себе чрезвычайно важную информацию.
Вдумайтесь в название романа Тургенева.
«Отцы» и «дети» – знакомо ли это сочетание?
Союз и соединяет или противопоставляет понятия?
Какие отношения подразумеваются – родственные или возрастные?
Объясните знакомое «клише» – конфликт отцов и детей (конфликт поколений, идущих на смену друг другу).
*Заполняется левая колонка схемы.
* По мере рассуждений на доске и в тетрадях появляется схема
„Смысл названия романа“
Прямое значение | Переносное значение | |
семейный конфликт поколений (психологическое звучание) | Общественный (социальный) конфликт | |
отцы дети |
«отцы» – «старшее поколение», поколение 40х гг. 19 в.,
дворяне-либералы |
«дети» – «молодое поколение»
60х гг. 19 в., разночинцы-демократы |
[политическое звучание] |
III. Этап самостоятельного добывания знаний путём наблюдений и размышлений.
– Но только ли семейные взаимоотношения подразумевал Тургенев, давая роману такое название? – Конечно, нет.
– На какой ещё конфликт поколений указывает заголовок романа?
* Поможет ответить на этот вопрос рассмотрение схемы «Этапы работы Тургенева над романом «Отцы и дети», которая заранее записана на доске:
Замысел |
Работа над романом |
Публикация |
июль 1860 г.
о.Уайт |
осень-зима 1860-61 гг. –
июль 1861 г. Париж – Спасское-Лутовиново |
февраль 1862 г.
ж. «Русский вестник» |
Время действия в романе: 20 мая 1859 г. – зима 1860 г.
+ устное сообщение «Творческая история романа «Отцы и дети» (опрос по д/з)
Дополнительные вопросы:
– Зачем Тургенев применяет точную датировку событий в романе?
(он хочет вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке,
в которой происходит действие романа).
– 1859-60 гг. Что это за время для России?
(*опрос по д/з: устное сообщение на тему «Эпоха, отражённая в романе».
Основные положения ответа:
– это период подготовки крестьянской реформы,
– время обострения политической борьбы между либералами и революционерами-
демократами,
– время, когда дворяне-аристократы утрачивают свою передовую общественную
роль, а разночинцы становятся реальной силой,
– происходит рождение нового героя эпохи.)
– Итак, каков же второй смысл названия романа?
(заполняется правая колонка схемы)
– Как вы думаете, какой конфликт – семейный или социальный – является главным
в произведении?
(– конечно, социальный.
В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова, разно-чинца – демократа, шестидесятника, с миром Кирсановых, либеральных дворян, аристократов, людей 40-х гг.)
– Можно ли выделить в романе главного героя? – да, безусловно.
– Почему именно Базаров становится им?
(Тургенев одним из первых стал замечать появление нового героя эпохи – разночинца-демократа, который пришёл на смену «лишним людям» из дворянского сословия. Как правдивый художник, Тургенев в образе Базарова точно воссоздаёт типичного представителя нового поколения, настойчиво пытаясь понять: кто же они такие, эти «новые люди»? Именно поэтому центральное место в романе занимает, конечно же, образ Базарова.)
– Пристальный интерес писателя к новому герою эпохи, человеку 60-х годов
определил и особенности композиции романа. В чём они заключаются?
1) Схема «Система образов романа»
|
- Базаров резко противопоставлен всем остальным
героям романа.
|
2) Схема «Кольцевая композиция романа»
(через неё показана эволюция героя, путь его духовных исканий)
Дополнения учителя:
* Ещё одной особенностью композиции романа можно назвать то, что писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстаёт не вся жизнь героя, а лишь самые важные, узловые моменты его биографии.
– Прежде чем говорить о художественном своеобразии романа, следует отметить,
что Тургенев, в отличие от Толстого и Достоевского, был сторонником «тайной
психологии». Он считал, что художник не должен передавать подробно движения
души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии».
Наша задача сейчас – попытаться выявить и сформулировать эти средства.
* Запись в тетрадь:
Художественное своеобразие романа проявляется в следующих средствах «внешнего обнаружения психологии»:
- точная многозначительная деталь;
- портрет: одежда как отражение личности, возраста героев; выражение лица, мимика, жесты;
- диалог, речь героев (у Тургенева – это одно из главных композиционных средств раскрытия характера героя);
- пейзаж, на фоне которого происходит то или иное событие.
* Записи делаются по мере выявления средств.
– Откройте I главу романа. Чему посвящена большая её часть? – Это рассказ о
жизни Николая Петровича Кирсанова.
– Даёт ли автор какие-либо определения этому персонажу, характеризует ли его
открыто? – Нет.
– Но прочитав историю жизни Николая Петровича, мы можем сказать что-либо о
личности этого человека? О том, какой он? – Да, можем.
– Каким же предстаёт перед нами Николай Петрович?
(добрый, спокойный, мягкий, впечатлительный, любящий искусство)
– Что помогло вам сделать такие выводы? Почему вы решили, что отец Аркадия
именно такой, а не какой-либо другой?
(Прийти к таким выводам помогает весь тон повествования о Николае
Петровиче: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
отбор фактов биографии.)
Вывод: Тургенев – мастер непрямой словесной характеристики персонажа.
– Во II главе мы впервые видим Базарова. Перечитайте сцену его первого появле-
ния. Что сразу же «бросается в глаза» читателю?
(обнажённая красная рука Базарова)
– Зачем Тургенев акцентирует внимание на этой многозначительной детали?
(Он сразу же противопоставляет Базарова окружающим его дворянам –
помещикам, показывая нам человека труда, человека дела, который не считает
нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском
быту.)
– Найдите и перечитайте первое появление Павла Петровича Кирсанова (IV глава).
Что сразу же поражает нас в этом человеке? Какие детали выделяет Тургенев? –
Красивые розовые ногти, белизна рукавчика.
Мы сразу понимаем, что перед нами аристократ, представитель высшей знати.
Вывод: точная многозначительная деталь и подробная, яркая портретная
характеристика героя – важные средства «внешнего обнаружения
психологии».
– Скажите, какая речь – монологическая или диалогическая – преобладает в романе «отцы и дети»?
(Конечно, диалогическая. Герои очень много разговаривают, спорят, делятся
мыслями.)
Вывод: диалог, речь героев – одно из главных средств раскрытия их
характера, личности.
– А какое место занимает пейзаж в романе?
(Тоже очень важное. Многие значительные события произведения сопровожда-
ются описанием природы, которое помогает лучше понять психологическое
состояние героя в данный момент)
- IV. Этап подведения итогов урока.
– Обобщая всё, сказанное сегодня на уроке, дайте определение понятию
«социально-психологический роман» и докажите, что произведение Тургенева
«Отцы и дети» можно назвать таковым.
– Ответы учащихся
*Социально-психологический роман – это произведение, в основе которого лежит острый социальный конфликт двух поколений – дворян-либералов и разночинцев-демократов, причем этот конфликт рассматривается как с социальной, так и с психологической точек зрения.
- V. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
- Учить записи в тетрадях.
- Подготовиться к викторине по содержанию глав I – ХI.
- Выписать из текста глав I – ХI высказывания Базарова о любви, искусстве, природе, воспитании.