Применение технологий критического мышления в процессе обучения
«Не мыслям надобно учить, а мыслить» Э.Кант
На своем коучинг – занятии я планирую провести работу по теме «Применение технологий критического мышления в процессе обучения», так как считаю ее актуальной по причине того, что в нашей школе всего 14 % педагогов прошли уровневые курсы. Основная масса учителей в своей практике используют лишь элементы новых технологий, не остановившись на какой-либо одной. Считаю необходимым разнообразить методы, внедрить технологии критического мышления в процесс обучения.
Целью данного коучинга я наметила следующую: мотивировать педагогов к применению технологии «Критического мышления» на практике, а именно в процессе обучения. Я прогнозирую и планирую следующий результат: учителя смогут составить пример задания с применением методов критического мышление для последующих уроков.
Коучинг – занятие начну с позитивного настроя «Бодрячок», после чего проследует деление на четыре группы по методу «Мозайка», участники соберут известные афоризмы «Учение без мысли – напрасный труд» Конфуций, «Не мыслям надобно учить, а мыслить» Э.Кант, «Мы можем открыть новый для себя мир, когда научимся задавать верные вопросы» К.Эриксон,«Кто не смотрит на мир разумно, на того и он не смотрит разумно» Гегель.
Реализацию своей поставленной цели на первом этапе занятия я начну с того, что предложу участникам коучинга ответить на вопрос: «Какие у вас возникают ассоциации с понятием критического мышления? », в ходе обсуждения групп на поставленный вопрос нужно будет составить кластер по методу «Ассоциация», тем самым будет ясно, имеют ли учителя представление о понятии «критическое мышление».
Следующим видом работы для выявления общего понимания термина будет обмен участниками своих работ между собой через метод «Ротация» для того, чтобы оценить, насколько их понимание является четким. Через услышанное и увиденное собственной работы и работы других групп, извлекут что то и для себя.
Следующее задание я запланировала для того, чтобы каждый участник изучил теоретический материал: статью Дэвида Клаустера «Что такое критическое мышление», а именно характеристики «КМ» через метод «Кластер –гроздь винограда», которое даст конкретное видение понятия «критическое мышление», После изучения статьи пройдет обсуждение в группах, педагоги составят кластер, который будет защищать спикер группы, тем сам материал будет проанализирован и услышан другими группами.
Затем участники просмотрят презентацию с несколькими определениям «Критического мышления» и приемами.
Проведение следующего задания «Метод углов» («за», «против», «наблюдатели»), заключается в том, чтобы понять, кто из учителей будет применять или не применять Модуль критического мышления на своих уроках.
Просмотр видео-ролика «5 советов по улучшению критического мышления» расширит кругозор применения данной технологии на своих уроках.
Рефлексивный анализ всех заданий заключается в следующем: дать учителям задание создать «Критерий успеха», то есть итоговое упражнение с применением методов критического мышления для использования на своем уроке, затем обсудить в парах, в группах и самые эффективные продемонстрировать.
Подводя итоги занятия, я предложу учителям написать свои ответы на вопросы рефлексии по стратегии:
«Скажи мне три вещи….»
«Мы узнали сегодня….»
«Мы хотим узнать больше о …..»
«Сейчас вы знаете то, что не знали 50 минут назад….».
Это позволит педагогам осмыслить, насколько важно применение технологий критического мышления в своей практике, а мне проследить эффективность проведения моего коучинга.
Таким образом, проведение данного коучинга мотивирует педагогов внедрять технологию критического мышления на своих уроках.
Используемая литература
- Руководство для учителя. Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан «Лидерство учителя в педагогическом сообществе»,АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2016