Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Сегодня проектная деятельность в школе неотъемлемая часть обучения детей. Уже в начальной школе дети вовлекаются в процесс работы над проектами, в разработку, выполнение, презентацию проектов. Чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения.
По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проект (от латинского projectus –брошенный вперед) – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния), в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
В педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни
Задачами организации учебно-воспитательного процесса, связанные с проектной деятельностью в начальной школе, являются
– поддержание образовательной инициативы ребенка;
– обучение навыкам общения, сотрудничества;
– расширение опыта самостоятельной работы.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Однако в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно-урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Продуктами проекта являются учебно-дидактические материалы, методические и технологические материалы, поделки, буклеты, которые были созданы в ходе реализации проекта.
Проектную деятельность можно начинать с 1 класса.
Методами обучения школьников проектной деятельности являются как традиционные (наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения), так и нетрадиционные (метод мозговой атаки, информационной поддежки, временных ограничений, информационной недостаточности, информационной избыточности, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов, самопрезентация и др.).
Классификация творческих проектов школьников по методической направленности по: цели проектной деятельности: гностические, изыскательные, преобразующие; продолжительности выполнения: долгосрочные (от 20 до 60 часов), среднесрочные (блок 8-10 часов), кратковременные (тема 2-4 часа); организации ПД: индивидуальные, звеньевые, групповые, школьные; структуре содержания: мономодульные (охватывают один модуль), интегрированные (межпредметные); уровню творчества: репродуктивные, творческие задания, творческий проект;
Классификация творческих проектов школьников по технологической направленности по: предмету труда: человек – человек, человек — природа, человек – техника, человек — художественный образ, человек – знаковая система; сфере применения: школа, семья, досуг; интересам: познавательные, экологические, игровые, комплексные; материальному воплощению: интеллектуальные, информационные, комплексные.
Важно учитывать, что в каждом конкретном случае приоритетные способы обучения учащихся проектной деятельностью определяются учителем.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательной активности и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Только применение активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причём с самого начала процесса обучения, ведёт к активности в постоянном овладении знаниями и применением их на практике.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что она является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;– актуализирует субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирует детскую самостоятельность;– выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и привлечь множество вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны родителей и учителей-предметников.
Успешность занятий проектной деятельностью зависит от наличия обязательных условий: желание самого ребенка; благоприятная среда; грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Разные проекты потребуют разное обеспечение. Они могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т.д. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности. Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки школьников и педагогов. Приступая к работе, школьник должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Ему понадобятся до определенной степени, сформированные специфические умения и навыки (проектирования) для самостоятельной работы. Новое знание в ходе проекта учитель может дать ученику, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально- техническое и учебно-методическое оснащение; кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты); информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.); информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением); организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет); отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека).
Проектная деятельность учащихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не нужно браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы.
.
Список литературы:
1.Артамонова О.А. Проектные технологии в образовательном процессе [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: 150sch- jhavoronky.edusite.ru/…proyektnayadeyatel
2.Архипова Н.В. Проектная деятельность как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: www.den-za-dnem.ru/files-00003/038.doc
3.Бродовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов [Текст] / З.В. Бродовская // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2006.
4.Вернер Л.Г. Организщация пректной деятельности младших школьников в учебном процессе [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pedsovet.su/load/145-1-0-4701
5.Гальченко В.Е. Развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством использования исследовательских методов и приемов в процессе преподавания русского языка и литературы [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: school22.beluo.ru/gmaster/galchenko.pdf
6.Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г.Москвы. Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
7.Холодная М.А.. Существует ли интеллект как психическая реальность [Текст] / М.А. Холодная // Вопросы психологии. – 1990. – №5. – С.121-128.
8.Школьная проектная лаборатория [Текст] / авт.-сост. Н.В. Кашлева, Ж.В. Дмитриева, Т.В. Игнаткина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 142с.: ил.