Определенно-личные предложения

Обучающая:

  • Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
  • Дать понятие определенно-личных предложений;
  • Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

Развивающая:

  • Развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

Воспитательная:

  • Прививать любовь к русскому языку;

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

1.Есть такая притча.

Поспорили однажды два грека, кто из них скажет  самую короткую речь. Один сказал: “Еду в деревню”.

Второй ответил: “Езжай”.

– Ребята, посмотрим, в чем изюминка этих предложений?

(Они не просто самые короткие, но у них нет одного члена предложения)

2.Мозговой штурм:

– По строению грамматической основы,  на какие  группы делятся предложения:

– Какие предложения называются двусоставными?

– Какие предложения называются односоставными?

– Дать определение назывные предложения?

– Назвать группы односоставных предложений с главным членом –  сказуемым?

– Запишите тему урока и подумайте, как вы можете определить задачи урока.

*Почему предложения так названы?

 * Как отличить от других предложений?

*Какова роль в речи?

Изучение новой темы «Определенно- личные предложения»

-Итак, первая задача. Почему предложения так названы?

Нет ли подсказки в самом названии предложений? (Лицо определено, деятель мыслится конкретно).

– Нет ли среди записанных предложений о/л? В каком из предложений деятель мыслится конкретно?

-сегодня  мы поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, они отличаются от других предложений. В чем  изюминка этих предложений?  Как они называются?

Эпиграф урока:

Если знаешь – говори,

Если говоришь – говори

доказательно,

Не знаешь – слушай

Объяснительный диктант

Задание: Подчеркните грамматические основы. На какие две группы можно разделить предложения? (Односоставные предложения и двусоставные)

1.Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость.

2.Учите великий и могучий русский язык!

3.Все три всадника ехали молч…ливо.

4.Люблю искренность во всем.     

5.Поговорим о наших планах на завтра.

Видеоурок на тему «Определенно-личные предложения».

Работа с таблицей  «Определенно-личные предложения» (учебник Русского языка).

Физминутка

Закончить пословицу:

-От добра….(добра не ищут)

-Сам погибай…(но друзей не предавай)

-Сделал дело… (гуляй смело)

-Любишь кататься…(люби и саночки возить).

-Что посеешь…(то пожнешь)

-За двумя зайцами погонишься…(ни одного не споймаешь)

-Не имей сто рублей…(а имей сто друзей)

Исследовательская работа

В ваших карточках односоставные и двусоставные предложения. Все односоставные предложения – о/л. Ваша задача – найти односоставное предложение, указать, чем выражено сказуемое. Записать свой пример в таблицу на доску.

В результате групповой работы на доске получается следующая таблица:

Определенно – личные предложения

Примеры

Способы выражения сказуемого

1.Возьмёшься довезти меня до вокзала?

Глагол 2 л., наст. вр., изъяв.накл.

2.Запомните эти слова!

Глагол повелительного наклонения

3.Поздравим же именинника с юбилеем!

Глагол 1 л.. буд. вр., изъяв.накл.

4.Пойду навстречу к ним знакомою тропою.

Глагол, 1л.. буд.вр., изъяв.накл.

– Чем осложнены многие предложения?

– Требуется ли подлежащее, чтобы был понятен смысл предложений?

– Какие местоимения мыслятся на месте подлежащего?

я, мы, ты, вы ) =======

Закрепление

  1. Роль о/л предложений в речи.

Проведем эксперимент.

Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.

Утром я встаю в семь часов утра.

Я делаю зарядку.

Потом я умываюсь и завтракаю.

В восемь часов я выхожу из школы.

– Перестройте предложения в о/л (устно). Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? ( Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я». Высказывание более лаконично).

Результат

Встаю в семь часов утра.
Делаю зарядку.
Умываюсь и завтракаю.
В восемь часов выхожу из дома.

Пришли к такому же выводу, что и М.Ломоносов, который утверждал, что «умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

2.Употребление о/л предложений в разных стилях речи.

 Анализ текста: 

 Задание: определение стилевых особенностей текста, в котором использованы определенно-личные предложения.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
С. Есенин

Ответы учащихся: В первой строке стихотворения использовано определенно-личное предложение, с помощью которого передается душевное состояние поэта; передать волнение, эмоциональность удается за счет того, что глаголы употреблены в 1 лице ед. ч., настоящего времени. Стиль этого текста – художественный.

3.Творческая работа

1 группа

Составьте текст на тему «Берегите природу» с использованием определенно-личных предложений. Определите его стиль.

2 группа

Напишите миниатюру в форме письма или поздравительной открытки.

Вывод: о/л предложения могут употребляться в разных стилях речи.

Подведение итогов урока.

Проверка первичного усвоения знаний в форме теста «Пятое лишнее». 

Учащиеся на листочках отмечают «да» (о\л), «нет».

1.Искренне жалею о своих неосторожных словах.

2.Поговорим о наших планах на завтра.

3.Давай прочитаю тебе стихи!

– Какие задачи стояли? Справились? Проверим. Кто сделает вывод по уроку?

– Остается поблагодарить за работу и записать домашнее задание.

Домашнее задание: параграф 181, упр.151-всем;

1гр. – упр.155;

2гр. – упр 153;

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *