Литературно – творческая гостиная: «В гостях у А. С. Пушкина»
Лукина Елена Геннадьевна
Цель:
Познакомить детей с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина.
Продолжать знакомить с произведениями поэта: сказками, стихами.
Развивать выразительность при чтении стихов наизусть, при инсценировании отрывков сказок.
Развивать творческие способности через аппликацию в технике Айрис фолдинг.
Воспитывать интерес к произведениям А.С.Пушкина.
Предварительная работа: чтение сказок, просмотр мультфильмов.
Материал: фотографии А.С.Пушкина и его близких, иллюстрации к сказкам, атрибуты к постановкам, предметы быта .
Ход ОУД
К солнышку потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали
Людям отдали и улыбнулись!
И сказали всем «Здравствуйте»! Сәлеметсіздерме!
Здоровья всем пожелали.
(звучит медленная русская народная мелодия)
Воспитатель читает: Для вас, для вас одних…
В часы досугов золотых
Под шепот старины болтливой
Рукой верной Он писал
Примите ж, Вы , сей труд игривый.
А.С.Пушкин
Дети вошли в зал, остановились возле выставки со сказками Пушкина и его портретом.
– Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня я от всей души приглашаю вас в нашу литературно – творческую гостиную. Пожалуйста, располагайтесь все поудобнее.
В старину, в светлые, уютные гостиные приглашались для выступления знаменательные писатели и поэты, музыканты и артисты. Они щедро делились своим творчеством со слушателями – музыканты исполняли свои произведения, поэты читали стихи, певцы исполняли известные арии и романсы.
– Прошло уже много лет со дня его рождения, поэта давно нет с нами, но дух его его сказок, его произведений вечен, это дух живет в каждом человеке. О ком я говорю? (Александр Сергеевич Пушкин)
– Скажите, пожалуйста, ребята, какое время года больше всего любил А.С. Пушкин?
Давайте вместе с вами вспомним, как образно и красочно писал поэт об осени (Звучит музыка П.Чайковского)
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглою волнистою покрытые небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод. Легко и радостно играет в сердце кровь. Желания кипят – я снова счастлив, молод.
А.С.Пушкин создал удивительный мир сказки, который находится далеко- далеко, на острове Буяне. Остров этот волшебный, На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Оттуда они разлетаются по всему миру.
Бабушки их рассказывают своим внукам, а писатели в свою очередь записывают. А знаете ли вы, кто рассказывал сказки Пушкину, когда он был маленьким?
Дети: Арина Родионовна Яковлева.
Да, эта простая русская женщина очень любила маленького Сашу. Она знала очень много сказок, песен. А поговорки, пословицы, присказки не сходили у ней с языка. И все это она передала поэту.
Выходит Арина Родионовна
Садится на скамью и прядет Господи, ну и погодка! Слава богу Сашенька выздоровел. Я, говорит, Мамушка, больше всех тебя люблю, стишки придумывает. На французском языке написал да мне подарил. Да разве ж я пойму, соколик ты мой? А он мне перевод с французкого:
В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой.
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвой погремушкой (Прислушивается)
– Кто здесь? Ах, ты мой, родненький ! от кого же ты спрятался? Дай – ка чело твоё потрогаю, да на глазки посмотрю, посиди со мной. Нянька сказку сказывать будет. Обнимает ребенка. Ну что ж, слушай. Однажды царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого.
Подслушал он однажды разговор трех сестер
Сценка «Три девицы под окном»
Арина Родионовна: Царь уехал воевать. А царица тем временем разрешиласть чудесным мальчиком: ножки у него по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда , а в затылке месяц. Злая мачеха решилась погубить его и мать его – послала к царю гонца, а гонца допьяну напоили и поменяли ему письмо. И написали повеление, чтобы царицу с её сыном в бочку засадить. Так и сделали. И пустили бочку в море – окиян .Но волны их на берег выбросили.
Вышли они на сушу . Сын выстроил город и стал оном жить – поживать И много в этом городе чудес было. (На слайде картинка с белкой)
Ребенок читает:
«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая,
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет
А орешки не простые,
В них скорлупки золотые.
Ведущий: Ребята узнали эту сказку. Как она называется? ( «Сказка о царе Салтане»)
Пушкин: Няня, а зло какое?
Няня: Оно большое, Сашенька, да добро –то больше. Ходит оно по земле да людей выбирает. Кто больше приглянется, тому и достанется.
Пушкин: – Мамушка, а я добрый или злой?
Няня: – Добрый ты, Сашенька, добрый! И жизнь у тебя будет добрая. А уж счастливая!
Пушкин: А, что для этого нужно?
Няня: Жить, Сашенька, да за правдой идти: добро – то и пойдет за тобой!Слыхала я батюшка ваш, Сергей Львович, вчерашнего дня сказывал (прядет): в Лицей хотят тебя отдать, школа такая. А раньше это дворец был, красивый, вот царь и распорядился там школу для дворянских детей устроить, да такую, какой отродясь не бывало! Да ты, Сашенька, не бойся: где ученье, там и свет!
Вот так, часто засиживались они вдвоём в тихие летние и осенние дни, не скучно им было и в длинные зимние вечера. У неё в руках спицы, она вяжет и плавным певучим голосом что-то рассказывает, Пушкин с пером, чернильницей и бумагой внимательно слушает и записывает.У моря Лукоморья стоит высокий дуб, а на нем золотая цепь (на слайде появляется картинка с дубом в Лукоморье)
Выходит ребенок и читает стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый»
Когда Саша научился читать, очень он любил находиться в кабинете отца, где было очень много книг. Выждав момент, когда родители уезжали, Пушкин проникал в кабинет, забирался в огромное отцовское кресло и при свете читал. Он не видел и не слышал ничего вокруг,только книги.
Укрывшись в кабинет
Один я не скучаю
И часто целый свет
С восторгом забываю
Но не чужда была поэту и роскошная светская жизнь. Находясь в столицах – в Москве, Петербурге Пушкин любил бывать и на балах.
Мазурка раздалась. Бывало. Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
Дети исполняют бальный танец. Девочки держат в руках веера.
Александр Сергеевич Пушкин прожил короткую жизнь, но до сих пор живут его произведения. А что писал Пушкин? (стихи, романы, поэмы, повести, сказки). Конечно же, сказки нам ближе всех.
Ведущая: Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
– «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
– А вы знаете, Арина Родионовна, наши ребята все сказки Пушкина знают наизусть.
Арина:- А вот сейчас это проверю. Есть у меня заветная шкатулка, а вней – предметы памятные, да не простые, а сказочные. – А ну-ка, внучики, из какой сказки?
Предметы:
– Бочка («Сказка о царе Салтане»
– Говорящее зеркало («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
– Золотой петушок («Сказка о Золотом Петушке)
– Чёрт («Сказка о попе и о работнике его Балде»
– Рыбка – игрушка («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Сценка из «Сказки о золотой рыбке» (Диалог старика и старухи) иллюстрация сказки
Входит Золотая рыбка:
Я рыбка не простая,
Я рыбка золотая,
Извсем известной сказки
Я приплыла сейчас.
Воспитатель: (удивлённо) Здравствуй, рыбка золотая! Мы рады видеть тебя у нас, но как ты оказалась здесь? Что привело тебя к нам?
Золотая рыбка: Злой волшебник натворил много бед. Он всех моих подружек превратил в камни.Помогите мне , друзья! В синем море-океане я теперь совсем одна.
Воспитатель:
Не печалься, ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Не останешься ты в море одна,
Мы тебе поможем!
Дети выполняют аппликацию рыбки в технике Айрис фолдинг
Ведущий: – Вот мы с вами, ребята, сегодня и поговорили о великом русском поэте – А.С. Пушкине, о его жизни, о его творениях. Любим его стихи и сказки. Но это только начало. Когда вы пойдёте в школу, то еще больше узнаете об этом великом человеке, научитесь читать и прочтёте множество его произведений.