Умный Ворон. Единственное и множественное число
Бекимбетова Баян Текебаевна
Цель урока:
- Формирование умения образовывать от формы единственного числа форму множественного числа (и наоборот), дифференцировать слова в единственном и множественном числе по смыслу.
- Закрепление в речи слов обозначающих детенышей животных, птиц, умение составлять предложения по заданной схеме.
- Воспитание нравственных чувств доброты, чуткости.
Ожидаемый результат: умеют образовывать от формы единственного числа форму множественного числа( и наоборот).
Тип урока: комбинированный.
Метод: словесный, наглядный, практический.
Ресурсы: учебник, слайд, ИД, бумага А4, маркеры.
Ход урока:
- I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Дети посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
Спасибо!
ІІ. Проверка домашнего задания.
- Чтение стихотворения «Колыбельная песня»
- 2. Проверка выполнения упр. 5
ІII. Изложение нового материала.
- Вступительное слово учителя.
- Деление на группы.
- Ребята, прежде чем перейти новой теме, отгадайте загадку, и вы определите лексическую тему сегодняшнего урока.
Загадка
Прилетела на базар,
Громко всем сказала: “Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – (ворона) “
Молодцы, ребята! Вы определили тему урока «Умный Ворон»
Ворона – вороны
Имена существительные вы знаете, имеют два числа – единственное и множественное. Число имен существительных выражается различными окончаниями.
Например: по́ле – поля́, мо́ре – моря́, ша́г – шаги́, тетра́дь – тетра́ди.
По окончаниям существительных можно определить род. Окончания слов выражают различные грамматические значения.
Сегодня мы научимся определять формы числа в предложениях, составленных по схеме, продолжим тему о животном мире.
- Работа с текстом. Упр.1, стр.142 «Умный Ворон»
- 3. Словарная работа.
Умный -ақылды
готовятся- дайындалады
жарко – ыстық
лисица – түлкі
дикие – жабайы
мыши –тышқандар
норы- індер
- 4. Чтение текста учителем, учениками по цепочке. упр 1
- Работа по содержанию текста:
- Какие птицы улетают на юг?
- Какие звери живут в Африке?
- Кто надевает теплые шубки зимой?
- Кто сидит в норах?
- Кто спить зимой в берлоге?
- Какие сказки про птиц и зверей вы знаете?
- 6. Найти в тексте слова во множественном числе.
Минутка чистописания.
Ворона,вороны, нора, норы, шуба, шубы.
III. Система работ по закреплению нового материала.
– Сейчас каждая группа получит задание. Внимательно прочитайте его. Обсудите. Постарайтесь услышать друг друга и найти правильное решение. (Слайд).
Задание каждой группе на интерактивной доске.
І группа:
І. Упр. 2. стр.143. К существительным во множественном числе напишите существительные в единственном числе.
Медведи- …, мыши- …, овца- …, собаки-…, слоны-… , кошки- … .
ІІ. Упр.3.стр.143
Спишите. Вставьте вместе точек прилагательные домашний, дикий напишите в нужной форме.
Волк- (какое?) …животное . Лев- (какое?) … животное. Обезьяна-(какое?) … животное. Свинья-(какое?) … животное. Верблюд-(какое?) … животное. Заяц и белка-(какое?) …животное. Собака и кошка-(какое?) …животное.
ІІІ. Переведите слова на русский язык. Разделите на слоги и поставьте в них ударение.
Шошқа, маймыл,тышқан,жолбарыс,бота, қаз , тауық.
ІІ группа
І. Упр. 2,стр.143. К существительным во множественном числе напишите существительные в единственном числе.
Тигры- …, верблюды- …, волки- …, обезьяны- …, ежи- …, звери- … .
ІІ. Упр.3,143
Спишите. Вставьте вместе точек прилагательные домашний, дикий напишите в нужной форме.
Волк- (какое?) …животное . Лев- (какое?) … животное. Обезьяна-(какое?) … животное. Свинья-(какое?) … животное. Верблюд-(какое?) … животное. Заяц и белка-(какое?) …животное. Собака и кошка-(какое?) …животное.
ІІІ. Переведите слова на русский язык. Разделите на слоги и поставьте в них ударение.
Торай, аю, арыстан, түйе, әтеш, аққу, қарға.
ІҮ.Физминутка
- Письменная работа
Упр.5 стр.143 Спишите. Напишите вместе точек
названия птиц и зверей.
Это…, а это … . Там … ,а тут … . … на дереве, а … на реке. … в дупле, а… в норе. … в скворечнике, а … в берлоге.
Слова помощники: лев, слон, тигр, обезяна, птицы, рыбы, белка, лиса, скворец, медведь
Игра «Кто быстрее?»
К существительным в единственном числе соедините существительные во множественном числе из правого столбика.
теленок верблюжата
козленок гусята
ягненок жеребята
цыпленок ребята
гусенок поросята
жеребенок телята
верблюжонок козлята
поросенок ягнята
ребенок цыплята
Ү. Закрепление урока.
Найди среди слов имена существительные, если определишь правильно, то накормишь морковкой маленьких зайчат.
Заяц, морковь, огород, вкусный, поливали, семья,норка, выросла, капуста, ушки, садили, помидор, маленькие, грядка, сладкая, накормил.
VІ. Домашнее задание:
Упражнение 7, 8 стр.144.
ҮІІ. Оценивание. Комментирование оценок.
ҮІІІ. Итог урока: Ребята, скажите что мы делали на уроке? ( ответы детей) Рефлексия.
-Чему мы сегодня с вами учились?
– Как определить число у имен существительных?
– Спасибо за работу. Урок окончен.
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718