Я и мир профессий

Жунисова Зульфия Азамбаевна

Тема: Я и мир профессий

Цели мероприятия:

  1. Расширить знания у старшеклассников о профессиях.
  2. Привить значимость важности будущего выбора профессии.
  3. Воспитать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности.

Задачи мероприятия:

  1. Создать условия для обогащения представления старшеклассников о профессиональной ориентации;
  2. Познакомить учащихся с профессиями и профессиональными учебными заведениям;
  3. Привить интерес к карьерному росту человека в его деятельности;

Оборудование: плакат с маркировками по вопросу: Что влияет на выбор профессии?; раздаточный материал; брошюры; картинки; таблицы; маркеры; плакат; стикеры для пожеланий; свеча.

ПЛАН

I ЭТАП. Организационный момент.

  1. Постановка целей и задач мероприятия.
  2. Итоги тестирования по профессиональной ориентации учащихся 9 – 11 классов.

II ЭТАП. Основная часть мероприятия.

  1. Лекция «Психолого – педагогическое сопровождение выпускников в процессе и подготовки и сдачи ЕНТ».
  2. Беседа: Основные ошибки при выборе профессии.
  3. Беседа: Что могут родители? Рекомендации родителям.

III ЭТАП. Разминка.

  1. Упражнение «Имя и профессия»
  2. Игра «Самая – самая»
  3. Игра «Находчивость»
  4. Мини – практикум: трудоустройство сказочных героев.

IV ЭТАП. Показ слайдов.

  1. Презентация учебных заведений г. Семипалатинска.

V ЭТАП. Рефлексия.

  1. Подведение итогов мероприятия.
  2. Пожелания в кругу «Свеча мнений».
  3. Советы от родителей.

 

I ЭТАП.  Организационный момент.

– Здравствуйте ребята, уважаемые родители, учителя!

Наше мероприятие посвящено помощи профессионального выбора  учащихся старших классов.

Тема: Я и мир профессий.

Мероприятие состоит из пяти этапов, на которых вы ознакомитесь с итогами предварительного тестирования, мы с вами разберем ошибки при выборе профессии, немного поиграем и подумаем: куда же можно поступить?

Итоги тестирования:

  1. Методика «Определение направленности личности (ЯОД)»

Классы: 9 – 11

Направленность личности Количество выборов % – ые показатели
На себя 1

 

10 %
На общение с людьми 3

 

40 %
На дело 3

 

40 %
На себя, на дело 1

 

10 %

 

На себя: Ориентация на свои личные интересы. Стремление к

вознаграждению. Незначительный интерес к проблемам других.

       Черты личности: властность, склонность к соперничеству,

       раздражительность, углубленность в свои мысли.

 

На дело: Заинтересованность в решении деловых проблем, стремление

выполнить задание как можно лучше.

                   Сопутствующие черты личности: ответственность,

добросовестность, способность отстаивать свое мнение,

некоторая жесткость в общении с людьми.

 

На общение с людьми: Стремление при любых условиях поддерживать

добрые отношения с людьми.

                                                Сопутствующие черты личности: ориентация

на совместную деятельность, потребность в

одобрении, в привязанности, в эмоциональной

близости с другими.

 

  1. Методика «Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»

 

Классы: 9 – 11 класс

 

Тип профессии Количество выборов % – ые показатели
Человек – техника 3 40 %
Человек – человек 1 10 %
Человек – природа 0 0 %
Человек – художественный образ 3 40 %
Человек – знаковая система 0 0 %
Человек – человек;

Человек – художественный образ

1 10 %

 

 

Человек – техника

Включает в себя обслуживающие техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т.д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник)

 

Человек – природа

К этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы. (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод)

 

Человек – человек

Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор)

 

Человек – знаковая система

Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.д. (программист, машинист, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, редактор)

 

Человек – художественный образ

Включает занятия связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, дизайнер, художник)

 

 

  1. Опросник для учащихся 11 класса (для выявления уровня подготовки учащихся к ЕНТ)

 

Класс: 11 класс

Анализ

Целью опросника является выявить уровень подготовки учащихся к ЕНТ при помощи 5 вопросов.

  1. В связи с предстоящим тестированием испытуемые испытывают страх, боязнь ошибиться.
  2. Свою подготовку к ЕНТ оценивают на среднем уровне.
  3. Используют свои личные методы для успешного запоминания материала: например, легче материал запоминается в тишине, или лучше заучивать правильные ответы, много читать.
  4. Стараются придерживаться собственного режима при подготовке к ЕНТ: например, сперва нужно учить сложные предметы, потом уже те, которые знаешь наиболее хорошо, или нужно сначала отдохнуть, потом приступать к подготовке.
  5. Предложения: если решил сдавать ЕНТ, то должен быть готов к нему.

II ЭТАП.  Основная часть мероприятия.

  1. Лекция на тему: «Психолого – педагогическое сопровождение выпускников в процессе и подготовки и сдачи ЕНТ».

В 11 классе  на первый план – вновь и на первом уровне – выступают, с одной стороны, проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов, а с другой стороны – проблемы, связанные с подготовкой к ЕНТ. Последняя проблема оказывается настолько аффективно значимой, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевает все остальные.

С каждым годом значимость ЕНТ становится все выше. Умению сдавать  экзамены, как не странно никто специально не учит, вместе с тем соответствующие навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к тестированию, позволяют более успешно вести себя во время тестирования. Но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п. как правило, соответствующая работа с будущими выпускниками не только вызывает сопротивление, но и приветствуется большинством учащихся.

Своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива является классный руководитель. И поэтому он может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя «вхождение своих учеников современную культуру», классный руководитель помогает учащимся  преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, дает ли возможность им реализовать функции лидера, исполнителя, обеспечивая прохождение каждого через все эти позиции; создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.

Работа классного руководителя с учащимися в первую очередь должна быть нацелена на глубокое, вдумчивое знакомство с нормативно – правовыми материалами Министерства образования. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявит степень информированности школьников о ЕНТ и ликвидировать пробелы. Далее целесообразно организовать обсуждение новой формы аттестации выпускников в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: круглый стол, дебаты, дискуссия и др. предполагается, что итогом таких встреч станет позитивное отношение школьников к проведению ЕНТ. Такого рода встречи ориентируют классного руководителя и на проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемами в обучении или претендующими на медаль.

Работа классного руководителями с учителями – предметниками заключается в содействии организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно – тематических планах. Классный руководитель может совместно с учителями – предметниками обсуждать и предлагать к планированию формы контроля, близкие к новой форме аттестации. В план работы классного руководителя рекомендуется включить и организация психолого – педагогических консилиумов, заседания малого педсоветов, совещаний по проблемам подготовки к ЕНТ, а также собеседований с учителями – предметниками. Успешному прохождению учащимися итоговой формы аттестации будет способствовать и индивидуальная работа учителей – предметников, организованная и контролируемая также классным руководителем.

Работа классного руководителя с родителями заключается в оказании необходимой помощи при изучении нормативно – правовой базы ЕНТ, в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья. Особого разговора заслуживает организация  учебной домашней работы, режим труда и отдыха выпускников. Классный руководитель, совместно с родителями, призван помочь каждому ребенку сделать выбор относительно ЕНТ.

Подлинная поддержка взрослыми выпускника должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Например, если учащемуся не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь учащемуся понять, почему так происходит. Важно чтобы ребенок понял, что неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом.

 

2.     Беседа: Ошибки при выборе профессии. (разбор основных ошибок при выборе профессии)

 

Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…

 

Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) “модной”, но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций…

 

Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)

Профессию мы выбираем по своему “вкусу” и “размеру” так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа “Я” и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей – и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он – рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

 

Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне “комплекта”). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены – они не все такие.

 

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

 

Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием (“русский язык и литература”, “иностранный язык” в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства).

 

Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов – активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

 

Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце…

 

Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

 

  1. Беседа: Что могут родители? (рекомендации родителям от педагога – психолога, раздача брошюр «Семь шагов к взвешенному решению»)

 

Родители могут помочь ребенку, побуждая его думать и анализировать свои склонности, желания и умения, свои сильные и слабые стороны.
Обсуждая с ребенком его будущую карьеру, имеет смысл следовать нескольким правилам.

Правило первое. Говорите с ребенком о том, что ему (ей) нравится, интересно, чем хотелось бы заниматься в будущем. Чем это привлекает? Это модно? А может быть, ребенок считает, что у него есть к этой профессии особые способности? Или может быть, недавно он посмотрел фильм, где главным героем был врач или юрист? Основная задача здесь – побудить ребенка к самонаблюдению и самоанализу.

Правило второе. Не критикуйте выбор ребенка. Лучше расспросите, что его привлекает в этой профессии. Ведь на критику очень часто может последовать обратная реакция – ребенок станет доказывать вам (а заодно, и себе!), что его выбор самый лучший и правильный. И лишь укрепится в своем мнении. Может быть наоборот, оставив разговор на какое-то время, потом, как бы невзначай, «обнаружить», например, в рейтинге профессий, что его выбранная им специальность стоит в самом низу по оплате.
Понимать, что ваш ребенок может. Есть ли у него ограничения. Медицинская статистика не радует, утверждая, что большинство детей в возрасте 14-15 лет имеют заболевания, которые ограничивают их в выборе некоторых профессий. И это вовсе не обязательно профессии, предъявляющие повышенные требования к здоровью, такие как летчик или военный. Например, если у ребенка плоскостопие (всего лишь, как подумают многие) ему не рекомендованы профессии связанные с долгим стоянием на ногах, а таких профессий очень много – и вовсе не обязательно у станка, преподаватель тоже очень много времени проводит стоя. И это один лишь пример. А аллергии? Или неврологические проблемы, которыми страдают очень многие? Например, быстрая утомляемость и сниженное внимание?

А сколько ограничений могут добавить психологические проблемы! Получится ли хороший менеджер из неуверенного человека, боящегося принять решение, избегающего ответственности? Сможет ли вести переговоры человек, который боится или не умеет внятно изложить свою точку зрения? И если он плохо понимает собственные мотивы и мотивы другого человека, вряд ли его ждет успех в работе с людьми. К счастью, многие психологические проблемы исправляются проще, чем медицинские.

Но «может» – это не только об ограничениях, связанных со здоровьем. Ведь некоторые дети имеют, наоборот, выдающиеся способности в чем-то. И надо подумать, где эти способности могут быть наиболее успешно применены.
Пока мы говорили о «хочу» и «могу». И то и другое относится к внутренним факторам, т.е. к самому ребенку. А теперь поговорим о третьей области – «целесообразно», зависящей так же и от внешних факторов. Где способности вашего ребенка могут быть востребованы?

Предположим, ваш сын мечтает о профессии юриста. Смотрит фильмы об адвокатах, на уроках выступает, изучает книги по логике и риторике. При этом понимает, что сразу после университета его вряд ли ждет адвокатура. Придется поработать лет 5 следователем или рядовым юристом. Т.е. вполне адекватно оценивает свою карьеру, по крайней мере, на несколько лет вперед. И при этом вы где-то прочитали, что как раз лет через 7 (2 года его школы и 5 лет университета) в стране ожидается некоторое «перепроизводство» юристов. Понятно, что им будет труднее найти работу, может упасть уровень их зарплат. Тем не менее, юристы все равно будут нужны, а ваш ребенок, с его заинтересованностью и целеустремленностью, похоже, имеет все основания преуспеть в этом деле. Так пусть дерзает!

Рекомендации родителям по профориентации

  1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
  2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
  3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
  4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
  5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

III ЭТАП.  Разминка.

Упражнение «Имя и профессия»

 

Все участники представляются по имени и называют профессию, которая начинается с их имени.

 

Игра «Самая-самая»

 

Предлагается  каждому участнику  по очереди выйти в центр круга и изобразить с помощью мимики и жестов те профессии, которые соответствовали бы следующим характеристикам:

  1. Самая сладкая профессия;
  2. Самая денежная профессия;
  3. Самая волосатая профессия;
  4. Самая неприличная профессия;
  5. Самая смешная профессия;
  6. Самая зеленая профессия;
  7. Самая детская профессия;
  8. Самая серьезная профессия.

 

Мини-практикум: трудоустройство сказочных героев

 

На карточках у Вас персонажи сказок (Карлсон, Змей Горынович,  Незнайка, Волк) Ваша задача убедить всех, что этот персонаж хорошо выполнит работу в конкретном агентстве и в качестве кого.

 

IV ЭТАП.  Показ слайдов.

  1. Презентация учебных заведений г. Семипалатинска.

V ЭТАП.   Рефлексия

  1. Подведение итогов мероприятия.
  2. Пожелания в кругу «Свеча мнений».
  3. Советы от родителей.

Наше мероприятие подошло к концу. Думаю, что ребята сделают правильный выбор, а родители Вам помогут в этом.

Спасибо за внимание и участие!

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *